Актуальные проблемы взаимодействия следователя с органами дознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 18.01.2021

Статья просмотрена: 229 раз

Библиографическое описание:

Плешко, О. И. Актуальные проблемы взаимодействия следователя с органами дознания / О. И. Плешко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 449-451. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77748/ (дата обращения: 27.01.2022).



В статье представлены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность следственного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации. Обращено внимание на процессуальный статус и процессуальные права и обязанности следователя ОВД и органов дознания предусмотренные УПК РФ, ФЗ «О полиции» и другими нормативно-правовыми актами. Выделены актуальные проблемы взаимодействия следователя ОВД и органов дознания при организации и проведении отдельных следственных действий. Предложены пути решения данных проблем с учетом уже существующих норм законодательства, судебной практики и статистических данных.

Ключевые слова: органы внутренних дел, следственные подразделения, следователь, органы дознания, процессуальное взаимодействие, процессуальные права.

Актуальность темы обусловлена, тем, что в настоящее время отсутствует взаимодействие следственного органа и органов дознания, что имеет значительное влияние на осуществление деятельности, направленной на раскрытие и пресечение преступлений. Законодательно не определено ни само понятие взаимодействия, ни порядок его осуществления, а соответственно между подразделениями скорее существует конкуренция за престиж службы, нежели согласованные действия, направленные на снижение уровня преступности в целом.

Процессуальный статус следователя закреплен положениями статьи 38 УПК РФ:

  1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
  2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

В п.24 ст. 5 УПК РФ определяется понятие и содержание органа дознания: — это государственные и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

В ст. 40 УПК РФ содержится перечень государственных органов и должностных лиц, обладающих статусом органов дознания. Согласно п.1 ч.1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно розыскной деятельности. Данная норма носит отсылочный характер к Федеральному Закону «Об оперативно-розыскной деятельности». В ст. 13 указанного Закона перечислены органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по производству оперативно-розыскных мероприятий.

Понятие «взаимодействие» законодательно не определено, однако в ежедневной практике, и анализе деятельности ОВД именно это понятие является ключевым как при анализе актуальных проблем осуществления служебной деятельности, так и при анализе причин низкого уровня раскрываемости преступлений.

Основными задачами взаимодействия являются:

— предупреждение и пресечение преступлений;

— обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

— полное, всестороннее и объективное расследование преступлений;

— своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших;

— розыск лиц, скрывшихся от органов предварительного следствия; обеспечение возмещения вреда, причиненного преступными действиями виновных лиц.

Выполнение данных задач на высоком профессиональном уровне возможно лишь при осуществлении слаженных, четких и согласованных действий сотрудников, исключая профессиональные споры и процессуальную значимость того или иного подразделения.

Взаимодействие означает ряд согласованных действий, согласование, в свою очередь, подразумевает обсуждение, а обсуждение — это обмен информацией.

В ежедневной практике именно эта взаимосвязь и отсутствует в большинстве случаев, связано это с тем, что у следователя свои показатели работы, а у органов дознания (например, службы уголовного розыска) — свои.

Соответственно, при получении информации в рамках оперативно-розыскной деятельности до момента ее процессуального закрепления («передача материала» в следственное подразделение) обсуждение и согласование каких-либо процессуальных действий между следователем и органом дознания отсутствует. Именно этот момент (он может занимать несколько дней и более) является благоприятным моментом для совершения преступления, сокрытия следов преступления и иных действий преступника, направленных на избежание привлечения к уголовной ответственности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ, задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

— осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

— добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

— установление имущества, подлежащего конфискации.

Реализация данных задач не требует участия следователя, однако впоследствии именно следователь работает с результатами данной деятельности и, как это часто бывает, полученная информация требует большого количества времени на устранение недостатков и недочетов. Именно поэтому важно взаимодействие следователя и органа дознания, так как информация должна быть не просто получена, но и быть максимально полной и правильно оформленной для того, чтобы в рамках уголовного дела являться доказательством.

Таким образом, взаимодействие — это основанная на законе, согласованная по цели, месту и времени деятельность независимых друг от друга в административном отношении органов, которая выражается в наиболее целесообразном сочетании оперативно-розыскных, процессуальных и административных функций органа дознания с процессуальными и розыскными действиями следователя, направленными на предупреждение, пресечение, быстрое и полное расследование преступлений, розыск подозреваемого и обвиняемого, возмещение вреда, причиненного преступлением.

По нашему мнению, достичь высоких профессиональных результатов в пресечении и раскрытии преступлений возможно лишь путем взаимодействия всех подразделений ОВД, достижение данного взаимодействия возможно путем создания групп определенной направленности (группа расследования преступлений против личности и т. д.), в данную группу должен входить следователь, оперативный работник и участковый уполномоченный полиции. Именно работая в группе, а по-хорошему, и находясь в одном служебном кабинете, можно достичь взаимодействия, так как владеть информацией от заявления о совершении или о готовящемся к совершению преступлении и до направления уголовного дела в суд, будут все сотрудники данной группы.

Литература:

  1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 18.02.2020)//Система ГАРАНТ: URL: http://base.garant.ru.
  2. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция) //Система ГАРАНТ: URL: http://base.garant.ru.
  3. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция)// Система ГАРАНТ: URL: http://base.garant.ru.
  4. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ (последняя редакция)// Система ГАРАНТ: URL: http://base.garant.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): орган дознания, РФ, оперативно-розыскная деятельность, следственный орган, действие, Российская Федерация, следователь, ежедневная практика, исполнительная власть, предварительное следствие.


Ключевые слова

органы внутренних дел, следователь, органы дознания, процессуальные права, следственные подразделения, процессуальное взаимодействие
Задать вопрос