Стратегический анализ внутренней среды организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 18.01.2021

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Гречихина, М. Г. Стратегический анализ внутренней среды организации / М. Г. Гречихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 289-292. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77772/ (дата обращения: 25.02.2021).



В статье рассматривается анализ внутренней среды организации с помощью метода SNW как способ влияния на формирование стратегии, а также формулируются рекомендации по повышению эффективности управления процессами выбора внешних ресурсов на основе анализа внутренних.

Ключевые слова: snw, анализ, внешние факторы, внутренние факторы, стратегия.

Цель стратегического анализа внутренней среды — выявить те сильные стороны организации, которые способствуют развитию ключевых компетенций, повышению устойчивости конкурентных преимуществ и позволят ей укрепить свою конкурентную позицию в условиях нестабильной внешней среды. Анализ состояния организации проводится по следующим основным направлениям:

— эффективность действующей стратегии;

— определение силы и слабости организации в сопоставлении с возможностями и угрозами внешней среды;

— конкурентоспособность организации;

— прочность конкурентной позиции организации;

— стратегические проблемы, которые стоят перед организацией.

Возможны три методических подхода к анализу:

— выявление сильных и слабых сторон в деятельности организации и разработка стратегии по принципу их сбалансирования с возможностями и угрозами внешней среды;

— выявление стратегических проблем организации и разработка стратегии по принципу разрешения проблем;

— оценка возможности ресурсного потенциала организации по видам ресурсов и разработка конкурентной стратегии на основе эффективного использования и развития стратегических ресурсов.

Факторы внутренней среды, способствующие успеху организации на рынке, называются ее сильными сторонами, которые предопределяют те или иные виды конкурентных преимуществ и их устойчивость. Соответственно, факторы внутренней среды, сдерживающие процессы достижения заявленных целей и препятствующие реализации стратегии, являются слабыми сторонами организации [1].

Для выявления сильных и слабых сторон организации используется SNW-анализ. Название данной методики представляет собой аббревиатуру слов Strengths — сильная сторона организации, Neutral — нейтральная сторона и Weaknesses — слабая сторона. Результаты SNW-анализа могут быть представлены в следующей форме:

п/п

Наименование стратегической позиции

Оценка

S

N

W

1

2

3

4

5

1

Уровень стратегического менеджмента в организации

2

Эффективность бизнес-стратегий (в целом), в том числе:

2.1

Бизнес № 1

2.m

Бизнес № m

3

Соответствие организационной структуры выбранной стратегии (перспективным планам)

4

Общее финансовое положение, в том числе:

4.1

состояние текущего баланса

4.2

уровень организации бухгалтерского учета

4.3

структура финансов

4.4

доступность инвестиционных ресурсов

4.5

уровень финансового менеджмента

5

Конкурентоспособность продуктов (в целом), в том числе:

5.1

Продукт № 1

5.n

Продукт № n

6

Соответствие структуры цепочки ценностей лучшим практикам, в том числе по каждому бизнесу:

6.1

Бизнес № 1

6.m

Бизнес № m

7

Эффективность системы дистрибуции (в целом), в том числе:

7.1

качество материальной базы

7.2

искусство продаж

8

Уровень (эффективность) использования в организации информационных технологий и их соответствие современному уровню

9

Способность к реализации на рынке новых продуктов (товаров, услуг)

10

Способность менеджмента к лидерству, в том числе:

10.1

способность к лидерству топ-менеджмента

10.2

способность к лидерству менеджеров среднего и нижнего звена

11

Уровень развития производственной системы, в том числе:

11.1

прогрессивность применяемых технологий (соответствие мировому уровню)

11.2

качество материально-технической базы

11.3

компетентность ключевых специалистов

11.4

компетентность персонала основной сферы

12

Уровень маркетинга

13

Уровень администрирования в организации

14

Известность товарного знака (фирменного наименования), политика брендирования

15

Компетентность персонала (в целом), в том числе:

15.1

компетентность ключевых специалистов

15.2

компетентность работников, участвующих в реализации основных бизнес-процессов

15.3

компетентность обслуживающего персонала

15.4

клиентоориентированность персонала

15.5

лояльность персонала организации

16

Уровень НИОКР

17

Репутация организации на рынке

18

Репутация организации как работодателя

19

Отношения с органами государственной власти и органами местного самоуправления

20

Отношения с профессиональными сообществами

21

Отношения с партнерами сети

22

Степень вертикальной интегрированности

23

Соответствие организационной (корпоративной) культуры стратегии развития

24

Стратегические альянсы

Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации)

SNW-анализ осуществляется методом экспертных оценок с использованием выбранной системы балльных оценок.

Фактически SNW-анализ является более углубленной версией анализа, проводимого по методу SWOT.

Благодаря использованию в том числе описываемого инструмента менеджмент организации в условиях ограниченности ресурсов может сконцентрировать усилия на использовании тех возможностей, которые способствуют созданию устойчивых конкурентных преимуществ, а также на предотвращении тех угроз, которые могут привести их утрате.

Для победы в борьбе среди конкурентов может быть достаточно, чтобы организация находилась в N (нейтральной) позиции по отношению ко всем своим конкурентам во всех ее ключевых позициях или факторах, а в состоянии S (сильная позиция) достаточно только одного фактора. Это основная причина, почему добавлен фактор N в анализ.

Таким образом, SNW-анализ — эффективный способ определения внутреннего контекста организации. Важным аспектом для формирования долгосрочной стратегии организации является проведение подобного анализа на постоянной, систематической основе с отслеживанием колебаний по ключевым оценочным факторам.

Организация должна регулярно изучать среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям. Поэтому в структуре процесса стратегического управления вслед за анализом среды следует установление миссии организации и ее целей.

Литература:

  1. Никифорова Л. Е. Современный стратегический анализ: концепции, модели, инструменты. Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2017.
  2. Михненко П. А. Handbook по дисциплине «Современный стратегический анализ» Программа магистерской подготовки. М.: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Кафедра Общего и стратегического менеджмента, 2018.
  3. Попов С. Концепция актуального стратегического менеджмента для современных российских компаний. М.: Юрайт, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): внутренняя среда, том, число, SNW, SWOT, бизнес, внешняя среда, компетентность персонала, разработка стратегии, репутация организации, сильная сторона организации, слабая сторона организации.


Задать вопрос