Управляющая компания в Арктике. Потенциал развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 16.01.2021

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Ослопов, А. С. Управляющая компания в Арктике. Потенциал развития / А. С. Ослопов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 313-316. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77728/ (дата обращения: 20.04.2024).



В условиях постоянных изменений, цикличности финансовых кризисов, перехода на новые уклады технологического развития существует необходимость в модификации экономических систем разного уровня. Особо важным при этом является преобразование экономических территориальных систем под вниманием федеральной государственной власти. Особое внимание приковывают к себе территории с большим стратегическим и инвестиционным потенциалом. Такой территориальной системой является Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ). Однако наряду с большой значимостью геополитического значения данной территориальной системы, а также присутствия на ней природно-ресурсного потенциала существует и огромное количество проблем развития.

Одной из ключевых проблем развития АЗРФ является неотработанность территориального подхода в законодательной практике Российской Федерации в целом, порождающая отставание в социально-экономическом развитии. Так, инвесторы сталкиваются с серьезными проблемами, которые касаются взаимоотношений с политической, социальной и экономической средой на территории приема капиталовложений, что, несомненно, предполагает выработку соответствующего адаптационного механизма к правилам и условиям ведения бизнеса.

Дефицит инвестиций в АЗРФ обусловлен целым набором проблем, ключевыми из которых являются: недостаточно проработанный механизм по управлению финансово-инвестиционными потоками; неблагоприятный инвестиционный климат некоторых регионов; отсутствие алгоритма оценки потенциала с позиции инвестиционной привлекательности субъектов, что способствует недооценки территорий. Поэтому актуальность исследования состоит в том, что управление изменениями в экономических территориальных системах требует применения конкретных и прогрессивных инструментов, способствующих переходу данных систем из текущего в желаемое состояние с минимальными рисками и потерями с целью развития экономики и повышения конкурентоспособности, а также инвестиционной привлекательности территории. Данным инструментом является формирование управляющих компаний под контролем исполнительной власти Российской Федерации.

Так, управляющей компанией (УК) Арктической зоны и территорий опережающего развития (ТОР)в АЗРФ наделена Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2020 г. № 472 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. № 432» [2] АО «Корпорацию развития Дальнего Востока» (АО «КРДВ»).Также для решения институциональных проблем АЗРФ 7 июля 2020 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» [1], в частности, в ФЗ определяются полномочия и функции управляющих компаний для обеспечения рационального управления территорией. Так, в ст. 6 ФЗ УК осуществляют следующие полномочия с целью рационального и стратегического управления территорией [1]:

– прием заявок и заключение соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности;

– ведение реестра резидентов Арктической зоны;

– осуществление контроля за выполнением резидентами Арктической зоны соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности;

– выдача письменного свидетельства о выполнении резидентом Арктической зоны условий соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности.

Таким образом резидентам АЗРФ и резидентам ТОР со стороны управляющей компании и ее дочерних представительств предоставляется комплекс полномочий и функций по упрощению административных процедур, которые существенно экономят инвесторам средства, время и устраняют институциональные барьеры к ведению бизнеса [8,9]:

– применение свободной таможенной зоны;

– получение земельных участков на отдельных территориях АЗРФ от УК;

– обеспечение необходимой инженерной, социальной и транспортной инфраструктурой;

– сокращение сроков и ограничение проверок — особый режим контрольно-надзорной деятельности;

– персональное сопровождение резидента в режиме одного окна;

– правовая защита интересов резидента в суде компанией;

– круглосуточный режим работы пунктов пропуска;

– формирование возможности привлечения иностранных работников без квот.

Таким образом присутствие управляющей компании на территории инвестирования АЗРФ положительно сказывается на потенциал ее развития, привлечения кадровых ресурсов, упрощения административных процедур, формирования у инвестора доверия к осуществлению деятельности.

Хотелось бы отметить, что статус резидента АЗРФ может получить инвестор с проектом свыше 1 млн руб. В свою очередь, налоговыми преференциями участия в реализации инвестиционных проектов на территории АЗРФ в качестве резидента являются:

– в течении десятилетия после получения первой прибыли ставка налога на прибыль — 0 %, зачисляемая в федеральный бюджет для всех видов деятельности, за истончением деятельности по добыче полезных ископаемых. Региональные льготы устанавливаются до конца 2020 г.;

– снижение ставки налога на прибыль, зачисляемый в региональный бюджет, налога на имущество, земельного налога вплоть до 0 %;

– снижение ставки по режиму упрощенной системе налогообложения до 1 %;

– возмещение страховых взносов, уплаченные в государственные внебюджетные фонды до конечной ставки 7,6 % для всех видов деятельности, за исключением добычи полезных ископаемых. При этом для новых рабочих мест субсидирование составляет 75 % объема страховых взносов;

– осуществление налогового вычета из налога на добычу полезных ископаемых на объем осуществленных капитальных вложений в развитие инфраструктуры, необходимой при освоении нового месторождения твердых полезных ископаемых, а также инвестиций в новые обогатительные и перерабатывающие мощности.

– ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 % в отношении услуг ледокольной проводки, морской перевозки и перевалки экспортно- ориентированных грузов.

Таким образом устранение административных барьеров, формирование налоговых преференций позволяет инвестору нивелировать большой объем проблем финансового, организационно-управленческого, ресурсного (материальные, человеческие ресурсы) характера. В результате на декабрь 2020 г. резидентами АЗРФ стали уже 26 корпоративных структур с общей сумой 89103 млрд. руб. инвестиций. Это позволило создать более 3531 новых рабочих мест. [10, 11].

Отдельно бы хотелось отметить созданную на территории АЗ РФ ТОР Столица Арктики (Постановлением Правительства Российской Федерации № 656 от 12.05.2020 года) [3], управляющей компанией которой является дочернее общество АО «Корпорации развития Дальнего Востока» ООО «УК «Столица Арктики», соучредителем которого выступило АО «Корпорация развития Мурманской области». Появление такого института в Мурманской области, входящей в состав АЗРФ является совершенно новым уровнем для развития бизнеса с применением всех стандартов работы федерального института поддержки, включая информационные системы, единое окно для инвестора и полный доступ к информации о всех возможных мерах поддержки бизнеса в Арктике.

Показателями развития ТОР Столица Арктики являются [10]:

– количество резидентов — 4 ед.;

– объем инвестиций — 94937 млрд. руб.

– количество вновь созданных рабочих мест — 2021 ед.

Специализацией ТОР Столица Арктики является портовая деятельность, логистика, промышленное производство. Якорным резидентом является компания ООО «Новатэк-Мурманск», реализующая один из крупнейших инвестиционных проектов на территории Мурманской области — Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, на котором уже ведется строительство линий сжижения природного газа для очередного проекта «НОВАТЭКа» — «Арктик СПГ 2». На рисунке 1 представим налоговые преференции для ТОР Столица Арктики.

Налоговые преференции ТОР Столица Арктики [10]

Рис. 1. Налоговые преференции ТОР Столица Арктики [10]

Таким образом широкие налоговые преференции, охватывающие большую часть важных налогов, участвующих в налоговой нагрузке на бизнес, позволяют привлекать на территорию инвесторов, что влияет на социально-экономическое ее развитие: рост экономики и инвестиций в основной капитал (рис. 2), повышение производственного потенциала, формирование рабочих мест и улучшение демографических и миграционных процессов в долгосрочной перспективе.

Рост инвестиций в основной капитал до 2017 г. обусловлен формированию условий для привлечения капитала на территорию АЗРФ.В последние годы было отмечено снижение притока инвестиций до 1876,1 млрд. руб., что связано с недостаточным вниманием государственных органов к территории.

Динамика инвестиций в основной капитал в АЗРФ за 2010–2019 гг., млн. руб. [12, 13]

Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал в АЗРФ за 2010–2019 гг., млн. руб. [12, 13]

Именно поэтому в 2020 г. Правительство РФ стало активно внедрять проекты и программы по эффективному управлению Арктикой на основе формирования управляющих компаний. Внедрение в Арктической зоне специального экономического режима, способствует переходу к экономике замкнутого цикла, осуществлению частных инвестиций в проекты.

Не исключено и формирование кластеров, как по отраслевой принадлежности, например, в сфере добычи и переработки полезных ископаемых, так и разнородных компаний [6]. Капитализация кластера будет происходить за счет государственно-частного партнерства, вовлекая малые и средние масштабы бизнеса, что внесет большой вклад в экономику Арктики.

Синергетический эффект от функционирования управляющей компании в АЗРФ и государственного внимания к территории в виде налоговых преференций будет способствовать дальнейшему формированию инфраструктурных условий по реализации задач и функций в АЗРФ для притока инвестиционного капитала и созданию социально-экономического потенциала.

Литература:

  1. Федеральный закон от 13.07.2020 N 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357078/
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 № 472 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. № 432» URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004100018
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2020 № 656 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Столица Арктики» URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202005130028
  4. Милославский, В. Г. Инвестиционный потенциал Российской Арктики в федеральном и местном ракурсе // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 144–149.
  5. Серова Н. А., Гутов С. В. Ключевые тенденции развития инвестиционных процессовв Арктической зоне РФ в 2008–2017 гг. // Арктика и Север. — 2019. -№ 34. — С. 77- 89.
  6. Слипенчук М. В. Дорожная карта арктического хаб-кластера // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. — 2019. № 2.– С. 7–27.
  7. Цветков В. А., Дудин М. Н., Ермилина Д. А. Управление развитием Арктики:финансовое обеспечение регионаи выбор критериев оценки эффективностиинвестиционных проектовдля его освоения // Управленческие науки. — 2019. — № 2. — С. 62 -77.
  8. Официальный сайт Корпорации развития Дальнего Востока // Об Арктической зоне URL: https://erdc.ru/about-azrf/
  9. Официальный сайт Корпорации развития Дальнего Востока // Отчеты о деятельности URL:https://erdc.ru/about/reports/
  10. Официальный сайт инвестиционного портала Арктической зоны России // Инвестиционный проектАрктической зоны РФURL: https://investarctic.com/azrf.php
  11. Реестр резидентов АЗРФ URL:https://investarctic.com/docs/registry.pdf
  12. Федеральная служба государственной статистики // Экономические и социальные показатели районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13279
  13. Федеральная служба государственной статистики // Статистическая информацияо социально-экономическом развитии Арктической зоны Российской Федерации URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/region_stat/arc_zona.html
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Арктическая зона, Столица Арктики, управляющая компания, инвестиционная деятельность, Мурманская область, основной капитал, территория, Арктика, территориальная система.


Похожие статьи

Инвестиционный потенциал Российской Арктики...

Инвестиционный потенциал Российской Арктики в федеральном и местном ракурсе.

– развитие единой арктической транспортной системы РФ в качестве национальной морской

Основные термины (генерируются автоматически): Арктика, проект, Арктическая зона...

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Арктика, Россия, Канада, Северный Ледовитый океан, арктический сектор, век, остров, территория, Северный морской путь, Северный

Россия, Арктика, континентальный шельф, Канада, северный полюс, территория, правовой режим Арктики, международно-правовой акт...

Инвестиционный климат Мурманской области. Современный...

Мурманская область — динамично развивающийся субъект Российской Федерации, полностью входящий в состав Арктической зоны Российской Федерации и Северо-Западного федерального округа. Мурманская область относится к высокоурбанизированным регионам...

Развитие Арктической зоны Российской Федерации

 В данной статье рассмотрена тема развития Арктической зоны Российской Федерации. Проанализированы основные виды транспорта, действующие на территории Арктики, их проблемы и перспективы развития. Ключевые слова: Арктика, Северный морской путь...

Арктика и развитие арктической зоны | Статья в журнале...

11. Павленко В. И. Арктическая зона Российской Федерации в системе обеспечения

Основные термины (генерируются автоматически): Арктика, Российская Федерация

Арктика, арктическая зона, Российская Федерация, национальная безопасность, россия...

Инновационный потенциал развития Арктической зоны...

В статье анализируется инновационный потенциал Арктической зоны Российской Федерации (далее — АЗРФ).

В Арктической зоне сосредоточены основные запасы важнейших полезных ископаемых, являющихся определяющими для развития национальной экономики.

Освоение российской Арктики и арктических территорий...

5) развитие российской части Арктики будет зависеть от развития всей протяженности северной границы входят географически и климатически в Арктику принадлежащей России. Общий уровень развития российских арктических территорий будет зависеть от развития...

Проблемы государственного управления устойчивым развитием...

Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, концепция устойчивого развития, социально-экономические проблемы, государственное управление. Не так давно Российская Федерация поставила перед собой цель освоить территорию Арктики, которая принадлежит...

Инвестиционный климат Мурманской области | Молодой ученый

- Закон Мурманской области «О государственном регулировании инвестиционной деятельности», предусматривающий государственное регулирование и государственную поддержку инвестиционной деятельности на территории Мурманской области

Похожие статьи

Инвестиционный потенциал Российской Арктики...

Инвестиционный потенциал Российской Арктики в федеральном и местном ракурсе.

– развитие единой арктической транспортной системы РФ в качестве национальной морской

Основные термины (генерируются автоматически): Арктика, проект, Арктическая зона...

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Арктика, Россия, Канада, Северный Ледовитый океан, арктический сектор, век, остров, территория, Северный морской путь, Северный

Россия, Арктика, континентальный шельф, Канада, северный полюс, территория, правовой режим Арктики, международно-правовой акт...

Инвестиционный климат Мурманской области. Современный...

Мурманская область — динамично развивающийся субъект Российской Федерации, полностью входящий в состав Арктической зоны Российской Федерации и Северо-Западного федерального округа. Мурманская область относится к высокоурбанизированным регионам...

Развитие Арктической зоны Российской Федерации

 В данной статье рассмотрена тема развития Арктической зоны Российской Федерации. Проанализированы основные виды транспорта, действующие на территории Арктики, их проблемы и перспективы развития. Ключевые слова: Арктика, Северный морской путь...

Арктика и развитие арктической зоны | Статья в журнале...

11. Павленко В. И. Арктическая зона Российской Федерации в системе обеспечения

Основные термины (генерируются автоматически): Арктика, Российская Федерация

Арктика, арктическая зона, Российская Федерация, национальная безопасность, россия...

Инновационный потенциал развития Арктической зоны...

В статье анализируется инновационный потенциал Арктической зоны Российской Федерации (далее — АЗРФ).

В Арктической зоне сосредоточены основные запасы важнейших полезных ископаемых, являющихся определяющими для развития национальной экономики.

Освоение российской Арктики и арктических территорий...

5) развитие российской части Арктики будет зависеть от развития всей протяженности северной границы входят географически и климатически в Арктику принадлежащей России. Общий уровень развития российских арктических территорий будет зависеть от развития...

Проблемы государственного управления устойчивым развитием...

Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, концепция устойчивого развития, социально-экономические проблемы, государственное управление. Не так давно Российская Федерация поставила перед собой цель освоить территорию Арктики, которая принадлежит...

Инвестиционный климат Мурманской области | Молодой ученый

- Закон Мурманской области «О государственном регулировании инвестиционной деятельности», предусматривающий государственное регулирование и государственную поддержку инвестиционной деятельности на территории Мурманской области

Задать вопрос