Тенденции развития радиоохранных систем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 18.01.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Саясатов, Е. Т. Тенденции развития радиоохранных систем / Е. Т. Саясатов, А. С. Баегизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77691/ (дата обращения: 25.02.2021).



В статье предоставлена тенденция развития радиоохранных систем для автомобилей.

Ключевые слова: автомобиль, унификация, патент, функциональность, энергопотребление, навигация.

Радиоохранные системы активно применяются для реализации функций защиты автомобилей от несанкционированного доступа, угона и прочего. На изобретения по автомобильным радиоохранным системам получен ряд отечественных, зарубежных и международных патентов. Фаворитом радиоохранных методов и средств защиты автомобиля за последние четверть века является США. На текущий момент ведется активная разработки систем как в странах Европы, так и Азии. Приводится аналитический обзор патентов США по направлению радиоохрана автомобиля.

Анализ технических решений в области бортовых радиоохранных систем позволил выявить следующий ряд тенденций их развития: расширение функциональности, унификация, одномодульность, снижение энергопотребления, миниатюризация, удешевление.

Тенденцию расширения функциональности подтверждает переход от систем с базовой функциональностью к расширенной (Рис. 1).

а) б)

Рис. 1. Система с базовой (а) и расширенной (б) функциональностью

Конечно, устройство с базовой функциональностью имеет меньшие габариты, малое количество компонентов, возможность быстрой и простой установки, но его недостатками являются ограниченный радиус действия оповещения о срабатывании системы, малое количество сервисных функций, а также уязвимость и легкость обнаружения. Расширенная функциональность обеспечивает взаимодействие с ГНСС и GSM сетями; отслеживание положения транспортного средства на местности, его перемещение; дублирование связи по выделенному каналу посредством технологии SMS и GPRS; реализацию дополнительных функций. Эти преимущества приводят к увеличению энергопотребления и габаритов системы, а также трудоемкости процесса установки.

Тренд унификации следует, в первую очередь, из применения при проектировании бортовой радиоохранной системы широко распространенной на рынке элементной базы (микросхемы, датчики) и использования стандартизованных интерфейсов сопряжения между компонентами (CAN, UART, I2C, SPI и пр.), а также и протоколов передачи данных (NMEA, GPRS).

Тенденция реализации функционала в едином модуле (одномодульность) заключается в стремлении к максимальной конструктивной интеграции составных узлов бортовой радиоохранной системы на одном печатном узле в одном корпусе. На сегодняшний день в один модуль центрального блока управления могут быть полностью интегрированы GSM модем и навигационный приемник, а также некоторые исполнительные устройства (Рисунок 2).

Тенденция реализация функционала в едином модуле

Рис. 2. Тенденция реализация функционала в едином модуле

Такая конструктивная интеграция ведет к минимизации избыточности элементной базы, энергопотребления и габаритов конечного изделия, а также к эффективности скрытой установки.

Тренд снижения энергопотребления бортовой радиоохранной системы обусловлен требованиями к увеличению времени её автономной работы при ограниченном ресурсе автомобильного аккумулятора, заряд которого составляет в среднем десятки Ач при напряжении 12 В. Снижение энергопотребления может достигаться как за счет использования малопотребляющей элементной базы, так и за счет энергоэффективных алгоритмов работы устройства.

Тенденции на уменьшение габаритов, веса и снижения стоимости, в принципе, совпадают с трендами для всей элементной базы, печатных узлов и радиоэлектронных изделий. Сегодняшние массогабаритные показатели не являются критичными, но стоимость бортовой радиоохранной системы с расширенной функциональностью может быть пока не рассчитана на массового потребителя.

Кроме того, наблюдается тенденция сокращения сроков проектирования за счет применения мощных САПР, накапливаемого опыта проектных решений, ускорения процессов изготовления макетного и опытного образцов, и серийного выпуска на рынок готовых изделий.

Таким образом, из исторической ретроспективы радиоохранных систем и обзора патентов США видно, что основной тренд развития начиная с 1990 года совпадает с трендом развития телекоммуникационных и компьютерных технологий, что подтверждается переходом от пейджинговых и специализированных локальных радиоохранных технологий к глобальным, таким как использование ГНСС, GSM и взаимодействия с сетью Интернет.

Литература:

  1. Капулин, Д. В. Автоматизированное проектирование средств и систем управления: курс лекций / Д. В. Капулин, Ю. В. Краснобаев, С. В. Ченцов. — Красноярск: ИПК СФУ. — 2009. — УМКД № 1604–2008
  2. Комаров, А. С. Управление техническим уровнем высокоинтегрированных электронных систем (научно-технологические проблемы и аспекты развития) / А. С. Комаров, Д. В. Крапухин, Е. И. Шульгин. — Под редакцией д. т.н., профессора П. П. Мальцева Москва: ТЕХНОСФЕРА. — 2014. — 240 с.
  3. Тенденции развития автомобильных радиоохранных систем / А. А. Колганов, Д. А. Аминев, М. М. Сергеев, М. В. Никитенко // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». — 2016 г. — С.184–185.
  4. Хоровиц, П. Искусство схемотехники / П. Хоровиц, У. Хилл. — М.: Мир, 1983. — 598 с.
Основные термины (генерируются автоматически): GSM, GPRS, система, элементная база, CAN, NMEA, SMS, SPI, базовая функциональность, единый модуль.


Задать вопрос