Духовные искания героев в рассказах И.А. Бунина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 14.01.2021

Статья просмотрена: 1411 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, В. Ю. Духовные искания героев в рассказах И.А. Бунина / В. Ю. Яковлева, А. И. Гнездилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 407-409. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77672/ (дата обращения: 23.04.2024).



Мировоззрение И. А. Бунина было сформировано всем накопленным жизненным опытом писателя. Это и любовь к земле, природе, его отношение к людям и церковным обрядам, которые он видел в детстве. Бунин объездил всю Европу и познакомился с культурами разных народов, его занимали вопросы философского и религиозного характера: что означает жизнь, смерть, грех, ненависть, искупление? Мировоззренческие позиции И. А. Бунина нашли отражение в его творчестве: в ранних рассказах и в произведениях периода эмиграции. Через своих героев, автор показывает нам собственное отношение к миру, людям, религии.

Рассказ «Над городом» (1900) — воспоминание об одном эпизоде из детских лет повествователя-рассказчика: ребята поднимаются на колокольню, погружаясь в мир звуков, мир птиц (голубей — «мы уже чувствовали себя в одном мире с ними»).

В произведении писатель стремиться понять человека в динамике его духовного развития, связывая проблему формирования личности с ее истоками, то есть с детством. Герои рассказа — мальчики небольшого провинциального городка — поднимаются на колокольню. Туда их влечет захватывающая дух высота. «Птицы любят высоту, — и мы стремились к ней. Матери говорили, что мы растем, когда видим во сне, что летаем, — и на колокольне мы росли, чувствовали за своими плечами крылья…» [1:180]. В этом духовном полете детей сопровождается мощный колокольный звон, высоко возносящий ребячьи души.

Онтологический смысл колокольного звона раскрывает нам писатель в этом произведении через «сильное и краткое веление», написанное на колоколе рядом с барельефным ликом «строгого и прекрасного Ангела Великого Совета»: «Благовествуй земле радость велию…» [1:181]. Напоминанием о Боге, о великой жертве Спасителя, о вечной жизни, о добре и справедливости является, по Бунину, колокольный звон.

Восхищаясь звоном колоколов, Бунин изображает автора этой музыки — убогого дурачка Ваську, а также с большим знанием дела передает детали работы звонаря: «… После долгих раскачиваний била, Васька оглушал нас первым ударом, спугивал голубей со всех карнизов и уже весь отдавался любимому делу, утопая в звонком и непрерывном гудении меди» [1:182]. Дети замирают от гордости, будто это они сами «благовествуют земле радость» и носятся в вихре божественных звуков высоко над землей.

В рассказе «Над городом» автор отразил попытку человека, стоящего в самом начале жизненного пути, преодолеть будничное, ежедневное, осуществить романтическую мечту о полетах, путешествиях, о верной дружбе, о заветных книгах, преодолеть «тягу земли», приблизиться к высокому назначению личности. Писатель утверждает, что в человеке осознано или неосознанно живет жажда высокой духовности. Он дает понять, что полет души, испытываемый ребятами на колокольне в ауре медного звона, не затеряется в буднях их взрослой жизни. Об этом говорится в рассказе от имени литературного героя: «Сидя в летние вечера под окном, я слушаю зачинающийся в разных концах города, перепутывающий и мерно дрожащий гул колоколов, и этот гул погружает меня в думы о том, как протекают тысячи тысяч наших жизней» [1:182].

Главная субстанция рассказа «Над городом» — это память. Герой одновременно вспоминает и еще раз переживает детские ощущения. Колокольный звон для него — субъективно-интенциональная составляющая вечности. Об этом Бунин неоднократно делает записи в своих дневниках: «Горная тишина и свежесть, и этот певучий средневековый звон — все тот же, что и тысячу, пятьсот лет тому назад, в дни рыцарей, пап, королей, монархов. И меня не было в те дни, хотя вся моя душа полна очарованием их древней жизни и чувством, что это часть и очень, очень скоро — а колокол все так же будет звать еще тысячу лет новых, неведомых мне людей» [2:230].

Музыка колоколов используется писателем как эффектное средство сознания характеров в типических условиях их бытования. Звон колоколов одухотворяет бунинских героев, возвышает над убогим бытом, внушает надежду на счастье. Колокольный звон сопровождает человека в радости и печали, отчаянии и вере. Дальний звон колокола у Бунина оттеняет тишину, подчеркивает гармонию мира, вечную жизнь космоса. Как знак — символ колокольный звон устремляется за пределы конечного существования человека. В произведении Бунина он раздвигает пространственно — временные границы, лишает текст сиюминутной предметности.

Мотив колокольного звона позволяет Бунину расширить восприятие от мимолетного впечатления до универсального и вечного чувства. В рассказе автор показал детей стоящих в начале жизненного пути, которые стремятся преодолеть повседневные заботы и подняться к духовному, высокому. Колокольный звон, сопровождающий героев, одухотворяет их и помогает подняться над буднично — житейским.

Образом дороги открывается рассказ И. А. Бунина «Птицы небесные» (1909): «С горы, по наглаженной, ухабистой дороге спускался к реке студент Воронов» [1:340]. Благодаря такому началу у писателя складывается впечатление, что описываемые ниже события — лишь один эпизод из жизни героев (в основе рассказа — случайная встреча «в пути» студента — медика Воронова и нищего старика Луки). Рассказ И. А. Бунина имеет кольцевую композицию: и начинается, и заканчивается образом дороги («…на знаменской дороге лежит в снегу мертвое тело») [1:345]. В рассказе «Птицы небесные» жизнь героя, его земной путь заканчивается.

В названии рассказа И. А. Бунина есть определение: «Небесные» («Птицы небесные»). «Небесный» — чистый, светлый, возвышенный, одухотворенный; это нежно-голубой цвет, «Цвет» Богородицы. Отметим, что нищего старика в рассказе И. А. Бунина звали Лукой. Это имя Евангелиста означает «светящий», «светлый». Нищий больной старик, у которого из одежды только рубаха, портки да зипунинка заплатанный, живет по правде Божьей, с Богом в душе, просто и праведно: «В Бога нет того создания, чтоб не верило…», «Беден только бес, на нем креста нет. А я живу себе» [1:343]. Живет, как птицы небесные: «Птицы — звери всякие, они, брат, об Раях не думают, замерзнуть не боятся» [1:344]. Лука живет Богом, любовью, верой. Он просто живет этим, как если бы это было незримым воздухом для дыхания. (В. В. Розанов: «Кто любит русский народ — не может не любить церкви. Потому что народ и его церковь — одно. И только у русских это — одно» [3:50]).

Рассказ «Птицы небесные» написан ярким, живым, богатым нюансами народным языком, в котором «Звучит и поет открытость русской души, простота и доброта русского сердца, эмоциональная подвижность и живость воображения, присущая русскому народу». Множество интонационных и смысловых тире, многоточий передают оттенки речи героев.

Можно отметить интерес автора к духовной стороне жизни каждого человека, желание донести до читателя подлинную красоту и глубину русской души, сходство, может быть даже родство стилевого выражения художественного замысла. Не случайно в финале бунинского рассказа в расцветающем звездном небе появляется Венера — символ любви и красоты: «Треугольником дрожащего расплавленного золота висела там Венера» [1: 345].

Мотив пути в творчестве Бунина является полисемантичным. С ним у писателя связаны философские понятия о времени и пространстве, о жизни и смерти, о человеке и космосе, о временном и вечном. Понятие пути в произведении великого писателя связано и с движением человека к собственному самосознанию, с проникновением в глубины души, с поисками утраченной цельности и осознанием собственной космичности. Герой Бунина прошел тяжелый путь к самому себе, к своему сакральному центру, к душе.

Таким образом, традиционный для русской литературы мотив пути в художественном мире Бунина приобретает смысл внутреннего познания как человеческой сущности, так и постижения обще человеческих процессов и законов бытия. Этот путь слишком сложный, но именно его выбирают герои бунинских произведений и сам автор. В рассказе «Пути небесные» И. А. Бунин описал жизнь героя, земной путь которого подходит к концу, но он не жалеет о прошлом, и не боится будущего. Лука живет по правде Божьей, просто и праведно.

литература:

  1. Бунин, И. А. Собрание сочинений. Т. 1. / И. А. Бунин. — М.: Правда, 1988. -478 с.
  2. Бунин, И. А. Литературное наследство. Т.1 / И. А. Бунин. — М.: Молодая гвардия, 1973. — 503 с.
  3. Розанов, В. В. Уединенное / В. В. Розанов // Религия и культура. — М.: Наука, 2001. — С. 10–60.
Основные термины (генерируются автоматически): колокольный звон, рассказ, Венера, жизненный путь, жизнь героя, звон колоколов, земной путь, мотив пути, образ дороги, русский народ.


Похожие статьи

Мотивы пути и странничества в ранней лирике С. А. Есенина

В этом стихотворении дорога — это жизненный путь всякого русского человека, путь трудный, омытый слезами и горестями, однако ведущий в

Кроме мотивов пути и странничества в лирических произведениях Сергея Есенина мы находим в стихах мотив бродяжничества: «О...

Концепт пути в лирике В. Высоцкого | Статья в сборнике...

Макроконцепт путь/дорога как универсалия мировой культуры значим в славянской и

Известно, что мотив пути (абстрактное)/дороги (конкретное) играет важную роль в поэзии

В самой идее пути органично реализуется мотив развития жизни отдельного человека и целого...

Образ дороги в лирике Ю. А. Курдина | Статья в журнале...

Дорога — древнейший образ-символ, поэтому встречается и в фольклоре, и в творчестве классиков, и в произведениях современных

Символика «дороги» не ограничивается только объектом материального мира: вся наша жизнь есть путь от рождения до смерти, состоящий...

Художественный текст на уроке русского языка как иностранного...

Вы прочитали краткий рассказ о жизни Константина Паустовского. Что в его жизни

Связный текст на уроках русского языка | Статья в журнале... В методике под словом текст

С самого начала рассказа автором задаётся мотив нереальности происходящего, игры, буффонады.

Православное воспитание детей на основе произведения...

Московские храмы, колокольные звоны, чудодейственные иконы наполняют всё пространство романа. Это то, что постоянно окружает маленького героя, на что Ваня смотрит большим удивлением и восторгом. На Крестный ход выходят все приходы с хоругвями так, будто это...

Стилистические фигуры, тропы и их стилистические функции...

В нем в философском плане рассматривается тема предопределенности жизненного пути человека

Сюжетная линия описывает три этапа жизненного пути человека — молодость

Образы цветка и кузнечика являются более важными, чем человек, так как в них жизнь, а в...

Фольклор в операх Н. А. Римского-Корсакова | Статья в журнале...

Звучит колокольный звон: «Здесь она [колокольность] выделяется как один из главных образно-интонационных источников музыки, воплощающий монументальный, эпически величальный образ легендарного града Китежа, этого олицетворения высоких идеалов Добра...

Похожие статьи

Мотивы пути и странничества в ранней лирике С. А. Есенина

В этом стихотворении дорога — это жизненный путь всякого русского человека, путь трудный, омытый слезами и горестями, однако ведущий в

Кроме мотивов пути и странничества в лирических произведениях Сергея Есенина мы находим в стихах мотив бродяжничества: «О...

Концепт пути в лирике В. Высоцкого | Статья в сборнике...

Макроконцепт путь/дорога как универсалия мировой культуры значим в славянской и

Известно, что мотив пути (абстрактное)/дороги (конкретное) играет важную роль в поэзии

В самой идее пути органично реализуется мотив развития жизни отдельного человека и целого...

Образ дороги в лирике Ю. А. Курдина | Статья в журнале...

Дорога — древнейший образ-символ, поэтому встречается и в фольклоре, и в творчестве классиков, и в произведениях современных

Символика «дороги» не ограничивается только объектом материального мира: вся наша жизнь есть путь от рождения до смерти, состоящий...

Художественный текст на уроке русского языка как иностранного...

Вы прочитали краткий рассказ о жизни Константина Паустовского. Что в его жизни

Связный текст на уроках русского языка | Статья в журнале... В методике под словом текст

С самого начала рассказа автором задаётся мотив нереальности происходящего, игры, буффонады.

Православное воспитание детей на основе произведения...

Московские храмы, колокольные звоны, чудодейственные иконы наполняют всё пространство романа. Это то, что постоянно окружает маленького героя, на что Ваня смотрит большим удивлением и восторгом. На Крестный ход выходят все приходы с хоругвями так, будто это...

Стилистические фигуры, тропы и их стилистические функции...

В нем в философском плане рассматривается тема предопределенности жизненного пути человека

Сюжетная линия описывает три этапа жизненного пути человека — молодость

Образы цветка и кузнечика являются более важными, чем человек, так как в них жизнь, а в...

Фольклор в операх Н. А. Римского-Корсакова | Статья в журнале...

Звучит колокольный звон: «Здесь она [колокольность] выделяется как один из главных образно-интонационных источников музыки, воплощающий монументальный, эпически величальный образ легендарного града Китежа, этого олицетворения высоких идеалов Добра...

Задать вопрос