Правовые итоги проведения лесной амнистии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 15.01.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Левитанус, Б. А. Правовые итоги проведения лесной амнистии / Б. А. Левитанус, В. В. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 182-185. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77630/ (дата обращения: 25.02.2021).



В настоящей статье рассматриваются проблемы правоприменительной практики относительно Закона о лесной амнистии, проводится правовой анализ итогов применения лесной амнистии по количественным и качественным показателям.

Ключевые слова: лесная амнистия, лесной фонд, Единый государственный реестр недвижимости, Лесной реестр, категории земельных участков, достоверность, пересечение границ земельных участков

С целью устранения препятствий в постановке на государственный кадастровый учет лесных участков и устранения противоречий между данными Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра по поручению Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева от 15 февраля 2016 г. № ДМ-П13–779р. был разработан и принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земли» (далее — закон) или Закон о лесной амнистии.

Указанный нормативный правовой акт призван устранить ряд противоречий в сфере регулирования отношений, связанных с оформлением прав на лесные участки, в частности Федеральным законом [3]:

1) установлено верховенство Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) в случае противоречий сведений государственного лесного реестра, лесного плана субъекта РФ или лесоустроительной документации сведениям ЕГРН о категории земельного участка;

2) описана процедура подготовки карты границ населенного пункта для установления границ лесных поселков и военных городков;

3) урегулирован вопрос о порядке устранения пересечений границ участков лесного фонда с границами участков, относящихся к землям иных категорий, а также об устранении пересечения границ земельных участков с границами населенных пунктов и территориальных зон;

4) устанавливается запрет на перенос в ЕГРН сведений о лесных участках из государственного лесного реестра, которые приведут к противоречиям со сведениями ЕГРН;

5) определен порядок перевода лесных поселков и военных городков в земли населенных пунктов;

6) урегулирован порядок предоставления в пользование частей лесных участков, в том числе для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также для геологического изучения недр;

7) предусмотрен возврат прав на объекты недвижимости, утраченные на основании вступивших в силу судебных актов.

Воспользоваться «лесной амнистией» могут следующие правообладатели:

− Граждане, которым предоставлены земельные участки до 08.08.2008 для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. Без учета даты возникновения права у последнего собственника.

− Правообладатели земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016.

− Правообладатель земельного участка, расположенного в границах лесничества и лесопарка, но имеющего по правоустанавливающим документам и/или сведениям ЕГРН нелесную категорию.

В основе закона о лесной амнистии лежит ряд принципов земельного и других законодательств, но по мнению авторов, следует выделить два основных принципа формирующих суть документа:

  1. Принцип деления земель по целевому назначению на категории (подпункт 8 пункт 1 статья 1 Земельный кодекс РФ). Согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Т.о. земельный участок может относиться только к одной категории земель.
  2. Принцип достоверности реестра (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Исходя из положений статей 5 и 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод осуществляется по средствам государственного кадастрового учета изменений сведений ЕГРН. Т.о. именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории. [1].

Сложность в реализации лесной амнистии заключается прежде всего в объеме информационных сведений, которые необходимо привести к единообразию и достоверности. Так по данным государственной статистической отчетности площадь земельного фонда Российской Федерации составляет 1712,5 млн га, из них наибольший удельный вес занимают именно земли лесного фонда — 1125,8 млн га (на 01.01.2019), что составляет около 66 % от общей площади земель (См. рис. 1) [5]. Следовательно, устранение пересечений границ с земельными участками лесного фонда — это масштабный и длительный процесс, который необходимо завершить к 01.01.2023. В Таблице 1 представлены сведения о распределении земель РФ по категориям на 01.01.2019.

Таблица 1

Распределение земель по категориям на 01.01.2019, тыс. га [2]

п/п

Категория земель

Общая площадь

Удельный вес, %

1

Земли сельскохозяйственного назначения

382509,8

22,32

2

Земли населенных пунктов

20501,6

1,2

3

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

17511,6

1,0

4

Земли особо охраняемых территорий и объектов

49641,7

2,9

5

Земли лесного фонда

1125786,2

65,74

6

Земли водного фонда

28070

1,64

7

Земли запаса

88498,2

5,2

Итого земель в административных границах

1712519,1

100 %

Структура земельного фонда РФ на 01.01.2019

Рис. 1. Структура земельного фонда РФ на 01.01.2019

Мониторинг, планирование и организация рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства являются основными функциями Росреестра. Росреестр в рамках государственного управления публикует ежегодный Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, на основе этого доклада за 2016, 2017 и 2018 годы [2, с.6] прослеживается динамика снижения площади земель лесного фонда после принятия лесной амнистии.

В таблице 2 представлена динамика площади земель лесного фонда РФ в период 2016–2019 (тыс. га), наглядно демонстрирующая эффективность применения закона о лесной амнистии.

Таблица 2

Динамика площади земель лесного фонда РФ в период 2016–2019 гг (тыс. га) [2]

Отчетная дата

Общая площадь

В собственности юр. лиц

В гос. и муниципальной собственности

из них

в собственности РФ

в собственности субъекта РФ

в муниципальной собственности

01.01.2017

1126259,5

0,5

1126259

916163,5

397

0,7

01.01.2018

1126288,6

0,5

1126288,1

938467,2

378,6

0,4

01.01.2019

1125786,2

0,5

1125785,7

943609,7

1790,2

0,5

К 2019 году площадь земель лесного фонда в ЕГРН уменьшилась белее чем на 500 тыс. га по сравнению с предыдущим годом, за счет устранения пересечения границ лесных участков с границами земельных участков иных категорий земель, границ лесных участков с границами иных лесных участков и устранения реестровых ошибок. По предварительным данным Росреестра за 2020 год площадь лесного фонда сократилась еще более чем на 500 тыс. га. Таким образом, несоответствие данных, представленных в Лесном реестре и ЕГРН, составило более 1 млн га, что составляет 0,06 % от общей площади РФ. [7]

За весь период действия Закона «О лесной амнистии» по состоянию на 01.01.2020 статья 60.2 Закона о регистрации была применена более 73000 раз, в том числе по инициативе Росреестра — 62000 раз, что составляет около 85 % от общего количества случаев; правообладателями же было инициировано лишь 15 % (11000) случаев (по результатам рассмотрения их заявлений о проведении учётно-регистрационных действий) либо органами государственной власти. [7]

Рейтинг применения лесной амнистию по Субъектам РФ за весь период действия закона представлен в таблице 3, составлен на основе статистическим данных Росреестра на 01.01.2020. Исходя из данных, приведенных в таблице, видно, что более 1/3 всех случаев применения лесной амнистии в РФ зафиксированы в Кабардино-Балкарской Республике.

Таблица 3

Рейтинг применения лесной амнистию по Субъектам РФ [7]

п/п

Субъект РФ

Количество случаев, шт.

Количество случаев от общего числа, %

1

Кабардино-Балкарская республика

27400

37,5

2

Алтайский край

6800

9,3

3

Московская область

6700

9,2

4

Республика Мордовия

3600

4,9

За 2019 год Росреестром, при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений было выявлено и исключено / исправлено в ЕГРН:

− 41900 дублирующих сведений о лесных участках;

− 4700 реестровых ошибок в сведениях о лесных участках. [7]

Еще одним важным показателем эффективности закона являются результаты деятельности межведомственных комиссий, созданных для преобразования лесных поселков и военных городков в населенные пункты. [4] На 2019 год лишь 24 региона сформировали комиссии и утвердили регламент преобразования лесных поселков и военных городков в населенные пункты, еще в 6 регионах данный регламент лишь в стадии разработки, что свидетельствует о слабой работе регионов в данном направлении. Основная масса обращений по данному вопросу приходится на следующие регионы: Красноярский край, Иркутская область и Дальний Восток.

Анализ требований в судебном порядке граждан на основе положения статьи 10 закона О порядке признания своего права на земельные участки, которые у них на основании судебного решения отобрали по мотиву того, что они относятся к лесному фонду показал, что количество таких обращений за 2018 год увеличился в 2 раза по сравнению с предыдущим годом.

Судебная практика по Уральскому Федеральному Округу показывает неохотное желание судей применять нормы Федерального закона № 280-ФЗ в рамках положения статьи 10 закона, о чем свидетельствуют Список дел, выигранных и проигранных частными правообладателями земли [8]:

− 3 выигранных дела по арбитражным судам (А60–35746/2017, А60–38913/2017, А60–63449/2017);

− 7 проигранных дел по арбитражным судам (А07–10672/2016, А60–37835/2017, А60–38902/2017, А60–42570/2017, А60–42574/2017, А60–36937/2018, А60–10525/2018,).

Но во всех регионах складывает разная судебная практика. Несмотря на то, что решений уже не мало, говорить о сформированной практике не приходится. Видно, что четкие правовые конструкции, которые позволяли бы судам более-менее предсказуемо применять законодательство «о лесной амнистии» по-прежнему, отсутствуют.

Сохраняются проблемы разрозненности информации о земельных участках, в связи с тем, что разные государственные и муниципальные органы используют разные информационные базы и программное обеспечение, и как следствие управленческие решения принимаются, основываясь на данных разных информационных ресурсов. Так, например, устранив противоречие между Реестром недвижимости и лесным реестром по своему земельному участку, правообладатель сталкивается с тем, что градостроительный план ему выдают все равно «с лесом» и строить на участке оказывается невозможно. Следовательно, необходим переход всех органов на единую информационную базу и программное обеспечение, позволяющее обновлять сведения об объектах в режиме онлайн.

Параллельно происходит внесение в ЕГРН сведений об охранных зонах и особо охраняемых территорий и объектов, внесение данной информации происходит с огромными сложностями и с разной динамикой в регионах. По сегодняшний день в ЕГРН внесена лишь половина сведений о границах охранных зон, что в свою очередь заставляет поставить под сомнение результаты «лесной амнистии», если она была проведена на спорных территориях. [6].

Литература:

  1. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 мая 2012 г. № 16576/11
  2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2016 году. М., 2017. С. 6. Подготовлен Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
  3. Ефимова Е. И. О правовых проблемах «дачной амнистии» и «лесной амнистии». КонсультантПлюс, 2019.
  4. Мазуров А. Лесная амнистия. Межрегиональное бюро судебных экспертиз, г. Москва. КонсультантПлюс, 2018.
  5. Шуплецова Ю. И. Правовое регулирование лесных отношений в Российской Федерации. Монография. МФ МГТУ им. Н. Э. Баумана. Москва. -2017.
  6. http://duma.gov.ru/news/29085/ — Государственная дума Федерального собрания РФ, Председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, выступая на заседании коллегии Росреестра на тему реализации закона о «лесной амнистии»].
  7. https://rosreestr.ru/site/press/news/rosreestr-podvyel-itogi-realizatsii-lesnoy-amnistii-po-sostoyaniyu-na-1-yanvarya-2020-goda_3/ — Сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Итоги реализации «лесной амнистии» по состоянию на 1 января 2020 года
  8. https://www.cab74.ru/articles/1486/ — Сайт «Недвижимость и право» Юридическая практика Татьяны Скворцовой. Обзор практики по «лесной амнистии»
  9. В чем суть лесной амнистии. Электронный журнал «Азбука права». Консультант Плюс. 10.04.2020
Основные термины (генерируются автоматически): лесная амнистия, лесной фонд, участок, земельный участок, Российская Федерация, земля, сведение, государственный лесной реестр, Единый государственный реестр, лесной реестр.


Ключевые слова

достоверность, категории земельных участков, лесной фонд, Единый государственный реестр недвижимости, лесная амнистия, Лесной реестр, пересечение границ земельных участков
Задать вопрос