К вопросу об актуальности Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 15.01.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Гончаренко, А. В. К вопросу об актуальности Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях / А. В. Гончаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 173-174. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77613/ (дата обращения: 25.02.2021).



Объектом исследования является вопрос об актуальности Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принятия нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Рассматриваются причины реформы института административного права, проблемы действующего законодательства в области административного права Российской Федерации. Анализ Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выявил предпосылки для принятия нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Автор приходит к выводу об актуальности и своевременности рассмотрения вопроса о реформации административного законодательства Российской Федерации и о принятии нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ключевые слова: концепция, кодекс, реформа, актуальность, административное право, административные правонарушения, законодательство.

Уже продолжительное время не утихают споры о принятии нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Насколько актуален этот вопрос? В связи с чем он возник? Каковы пути решения?

Большинством правоведов давно поднимается вопрос о реформации или полном изменении действующего КоАП РФ, но процесс затягивается. С периода принятия первого Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прошло 19 лет. За это время было принято более 600 федеральных законов, которыми в кодекс были внесены более 5 000 изменений. Кодекс постоянно дополняется и изменяется.

10 июня 2019 года была официально опубликована Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Документ был подготовлен межведомственной рабочей группой, образованной для исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 631-Р.

Концепция была подготовлена совместными усилиями Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, заинтересованными органами государственной власти и экспертными организациями.

Документ был в целом одобрен на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева 5 июня 2019 года.

Эксперты в сфере административного права не раз указывали на «точки роста» административного законодательства. Так, принято считать, что изменения, вносимые в КоАП РФ не носят системного характера, что влечет за собой нарушение единства правового регулирования.

Не останавливающийся процесс развития системы федерального законодательства предполагает необходимость частого уточнения составов многих административных правонарушений в соответствующих главах Особенной части КоАП.

Также результаты административной реформы существенным образом отражаются на системе и компетенциях федеральных органов исполнительной власти, что требует неустанного уточнения и корректировки полномочий отдельных органов в лице должностных лиц, осуществляющих возбуждение, рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Своё влияние также оказывают проблемы, накопившиеся за годы правоприменительной практики на стадиях возбуждения, рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Не последнюю роль играет практика формирования и применения регионального законодательства об административной ответственности. Это следует из-за не единообразия, неустойчивости и несовершенства федеральных норм, которые разграничивают компетенции Российской Федерации и её субъектов в сфере административной ответственности.

Главная догма Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в совершенствовании института административного права и главным образом ответственности, за совершенные деяния. Предполагается реформирование его из карательно-фискального института государства в институт назначения наказания с учётом риск-ориентированного подхода в том случае, если профилактические и принудительно-профилактические меры не имеют должного воздействия.

Однако, как считают правоведы, реформа не может считаться полной и завершенной без изменения процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Кроме вышеперечисленного представляется логичным ограничить количество составов административных правонарушений, по которым только в судебном порядке субъект привлекается к административной ответственности. Представляется, что суды будут рассматривать только дела, несущие повышенную общественную опасность.

Концепцией нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодатель не ограничивает дальнейшую дискуссию в вопросах реформы законодательства России об административных правонарушениях. В тексте Концепции законодатель четко даёт понять, что документ нацелен на дальнейшее развитие принципов административного законодательства. Предполагается учесть опыт судов и других субъектов административной юрисдикции в применении и толковании КоАП РФ. И главное обеспечить стабильность законодательства Российской Федерации в области административных правонарушений.

Для более полного отражения интересов граждан и гуманизации общества варианты проектов нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были вынесены на общественное обсуждение, которое проходило в несколько этапов.

На портале проектов нормативно правовых актов Министерством юстиции Российской Федерации были опубликованы проекты нового КоАП РФ. После общественного обсуждения заинтересованными государственными органами, организациями и гражданами законопроект был доработан с учётом замечаний и предложений, поступивших в Министерство юстиции Российской Федерации.

Особое внимание было уделено запрету двойной ответственности юридического лица и его должностного лица за одно и то же административное правонарушение, размерам штрафов, вынесению предупреждений, презумпции невиновности и штрафам за нарушение благоустройства в города.

Результатом проделанной работы предполагается введение в действие с 1 января 2021 года нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Концепция нового Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях // СПС КонсультантПлюс.
  3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СПС КонсультантПлюс.
  4. Настольная книга судьи по административным делам: возбуждение, подготовка, разбирательство: учебно-практическое пособие / отв. ред. Ю. Ф. Беспалов. — Москва: проспект, 2017. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, правонарушение, принятие нового Кодекса, РФ, административная ответственность, административное законодательство, концепция нового Кодекса, Министерство юстиции, общественное обсуждение, рассмотрение дел.


Задать вопрос