Анализ опыта работы по формированию базовой культуры личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Анализ опыта работы по формированию базовой культуры личности / В. К. Сумароков, Е. Н. Проскурина, Е. В. Немахова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 381-383. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77608/ (дата обращения: 20.04.2024).



Анализ педагогической деятельности, в частности по формированию базовой культуры у студентов, позволяет выделить ряд особенностей контингента обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования, которые обязательно необходимо учитывать при формировании у студентов высокого уровня базовой культуры. Говоря об особенностях, следует уточнить, что во внимание берутся исключительно общие характеристики образовательной организации среднего профессионального образования. Так, можно выделить следующие особенности.

  1. Возраст. Учитывая средний возраст студентов — от 15 до 20 лет, отметим их повышенную психоэмоциональную возбудимость, частую смену настроения. Студент начинает более осмысленно и разнообразно коммуницировать, происходит его личностное и профессиональное самоопределение. Вместе с тем студент начинает в полной мере рефлексировать, ощущает способность к саморазвитию (в том числе в профессиональном плане), социализируется (как направленно, так и не направленно), формируется его собственное «я».
  2. Профессиональная направленность образовательной деятельности. Чувство «взрослости» порождает, помимо прочего, желание профессионально самоопределиться. Профессиональная ориентация старших школьников, проводимая педагогами как общеобразовательных, так и профессиональных образовательных организаций, побуждает не просто строить жизненные планы, но и задумываться об инструментарии для их реализации.

На основе анализа особенностей контингента студентов были выявлены основные проблемы, с которыми может столкнуться педагог при формировании базовой культуры студентов.

  1. Проблема личностного осознания необходимости базовой культуры личности.
  2. Проблема учета специфики субъектных характеристик, обучающихся при формировании базовой культуры.

В начале учебного года все субъекты образовательного процесса встречается с необходимостью адаптации студентов нового набора. Режим занятий, студенческая группа, преподавательский состав, новые предметы, формы и методы обучения — обстоятельства, с которыми подростки встречаются впервые.

Переход от одного социального статуса — учащиеся к другому — студенты, заслуживает особого внимания.

Очень важно в этот период помочь подросткам адаптироваться к новым условиям. При адаптации у студента меняются взгляды на жизнь, расставляются приоритеты и мировоззрение. Так одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения. Мировоззрение — это целостная система научных, философских, общественно-политических, нравственных и эстетических представлений о мире (природе, обществе, мышлении).

В основе мировоззрения лежит совокупность определенных знаний о мире. Это знание и понимание применимо не только к настоящему, но и к прошлому и ожидаемому будущему. Они служат основой духовного мира людей. Мировоззрение также включает в себя восприятие мира, которое выражается в определенных идеалах и образах действительности, которые формируются в практической жизни, искусстве, литературе, науке и религии. Главная задача формирования научного мировоззрения — дать человеку ориентиры для самостоятельных действий в сложном и противоречивом мире. Социально-профессиональная позиция преподавателя является важнейшим фактором формирования научного мировоззрения студентов. Успех формирования мировоззрения во многом зависит от доверия обучающихся к преподавателю. Положительное эмоциональное состояние студентов побуждает их обратиться к своему личному опыту, к жизни и творчеству выдающихся ученых и общественных деятелей, к произведениям литературы и искусства — ко всему, что создает и поддерживает благоприятный социально-психологический климат факультета СПО ФГБОУ ВО «Белгородский ГАУ»». Вместе с эмоционально-волевым и интеллектуальным компонентом в состав мировоззрения входит практически-действенный компонент.

Сфера практических действий учащихся может быть достаточно широкой: учебно-трудовая и общественная деятельность вовлекает учащихся в широкий круг социальных отношений, наделяет разносторонней информацией, опытом общения, как со своими сверстниками, так и с людьми более зрелого возраста.

В свете принципа гуманизма наиболее важным является: тот факт, что основной функцией образования в современных условиях становится привитие педагогами учащимся ценностей гуманитарной культуры, и на основе этого воспитания духовности и нравственности.

Новые реалии воспитания осмысливаются в контексте знания, накопленного различными направлениями антропологии (философской, культурной, социальной, исторической, педагогической, религиозной). Современной педагогике подчас становится тесно в рамках собственных теорий. Философия педагогики, антропология и педагогическая психология совместными усилиями разных школ вышли на расширение представлений о концептуальных основах воспитания.

В последнее время возникла необходимость в более тесной непрерывной связи культуры и образования, поскольку все большее количество людей и педагогов, в том числе, уверенны, что преобразование общества невозможно без культуры и ее основных составляющих — морали, религии, образования, науки и искусства.

Подводя итог, стоит отметить, что формирование базовой культуры студентов в образовательных организациях среднего профессионального образования — это довольно сложный процесс. Педагог должен обладать комплексом педагогических компетенций для преодоления возникающих при этом проблем, а именно:

1) профессиональной деятельностной компетенцией, предполагающей наличие специальных знаний и навыков, что позволит без искажений транслировать студентам знания, знакомить их с примерным алгоритмом действий в той или иной ситуации;

2) профессиональной социальной компетенцией, которая позволит педагогу, руководствуясь профессиональной этикой общения со студентами, раскрывать ту или иную проблематику, не навязывая им при этом собственного мнения с учетом возрастных особенностей студентов;

3) индивидуальной компетенцией, предполагающей профессиональное совершенствование педагога.

Литература:

  1. Акимов М. К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992.
  2. Бахтин, М. М. Эстетическое наследие и современность / М. М. Бахтин — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
  4. Зимняя И. А.. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2002.
  5. Ожегов, С.Н., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка РАН. — М.: Азбуковник, 1997
  6. Психолого-педагогический словарь / Сост. Межериков, под ред. П. И. Пидкасистого. — Ростов н /Д.: Феникс.
  7. Сластёнин, В. А. Общая педагогика: учеб, пособие: в 2 ч. / В. А. 11.
  8. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/кол. Авторов; под.ред. Н. В. Бордовской. М:. КНОРУС, — 2010.
  9. Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв — М.: Сов. Энциклопедия, 1983
Основные термины (генерируются автоматически): базовая культура, образовательная организация среднего, профессиональное образование, студент, базовая культура личности, базовая культура студентов, педагог, формирование.


Похожие статьи

Педагогические условия формирования базовой культуры...

акцентированным развитием базовой культуры студентов на основе выявления в содержании преподаваемых дисциплин общего проблемного «поля», каковым является человек и его культура (базовая культура), и включения в учебный план курсов по выбору с соответствующей тематикой; применением интерактивных, гуманитарных технологий, вводящих студентов в ситуацию сотрудничества, взаимодействия, ценностно-смыслового диалога...

Воспитание профессиональной культуры: содержание, методы...

Вопросы профессиональной культуры традиционно занимали важное место во все исторические периоды, но общее рассуждение о профессии, профессионализации труда, образовании человека труда начали формироваться

Сегодня профессиональная культура, ее формирование, воспитание — предмет многих наук, в том числе, философии, культурологи, психологии, педагогики. К. Д. Ушинский посвятил профессиональному образованию и...

Научно-методические основы формирования...

Вопросы формирования профессиональной культуры специалистов на различных уровнях образования стали сегодня одними из актуальных изучаемых.

Профессиональное образование создаёт условия для профессионального становления, развития и самореализации личности.

Жигалёва О.Л. Формирование профессиональной культуры выпускника среднего специального учебного заведения: Дис. канд. пед.

Формирование культуры личности в образовательном...

Имеет определенную перспективу развитие исследовательской культуры обучающихся в период становления личности, в том числе и интегрированной системе «школа-музей», системе ансамблевых отношений учреждений образования и культуры, в целом в социуме. Региональный (краеведческий) компонент включается в процесс преподавания учебных дисциплин образовательной области «Искусство», православной культуры, вразные формы...

Формирование личностно-творческого компонента созидательной...

Формирование личностно-творческого компонента созидательной культуры специалиста в среднем профессиональном образовании.

В учреждениях среднего профессионального образования сохраняются тенденции к узкопрофессиональному знанию и ориентация на решение стандартных

По нашему мнению созидательная культура специалиста представляет собой интегративное свойство личности, отражающее социально значимый обобщенный...

Формирование технологической культуры студентов...

Формирование технологической культуры студентов технолого-экономического факультета в условиях гуманизции образования.

На современном этапе развития общества есть реальная возможность получить не только базовые профессиональные знания, но и овладеть общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, в том числе и связанных с кадровым потенциалом образования.

Развитие у студентов культуры профессионального мышления

Кром того содержание базовой культуры можно рассматривать и в аспекте отношения личности с социумом.

развитие культуры профессионального мышления; – формирование исследовательской культуры как центральной задачей профессионально- личностного развития

педагогов-психологов; – диагностическая деятельность. Развитие у студентов культуры профессионального мышления является центральной задачей в...

Организационно-педагогические проблемы формирования...

Педагогическое содержание становления управленческой культуры в вузовском образовании обусловлено целями и задачами современного этапа развития общества и определяется нами как становление и развитие адаптивной личности, способной к активной преобразующей профессиональной деятельности. Процесс становления управленческой культуры бакалавра менеджмента в вузовском образовании мы наделяем следующим смыслом: оказание...

Педагогический потенциал вуза в формировании повседневной...

Рис. 1. Структура повседневной культуры студентов. Рассуждая о педагогическом потенциале вуза в формировании повседневной культуры, мы безусловно подходим к методологии средового подхода, согласно положениям которого правильно организованная среда является фактором развития личности. Подробно теорию и методологию средового подхода в отечественной педагогике развивает профессор Ю. С. Мануйлов [2–4].

Похожие статьи

Педагогические условия формирования базовой культуры...

акцентированным развитием базовой культуры студентов на основе выявления в содержании преподаваемых дисциплин общего проблемного «поля», каковым является человек и его культура (базовая культура), и включения в учебный план курсов по выбору с соответствующей тематикой; применением интерактивных, гуманитарных технологий, вводящих студентов в ситуацию сотрудничества, взаимодействия, ценностно-смыслового диалога...

Воспитание профессиональной культуры: содержание, методы...

Вопросы профессиональной культуры традиционно занимали важное место во все исторические периоды, но общее рассуждение о профессии, профессионализации труда, образовании человека труда начали формироваться

Сегодня профессиональная культура, ее формирование, воспитание — предмет многих наук, в том числе, философии, культурологи, психологии, педагогики. К. Д. Ушинский посвятил профессиональному образованию и...

Научно-методические основы формирования...

Вопросы формирования профессиональной культуры специалистов на различных уровнях образования стали сегодня одними из актуальных изучаемых.

Профессиональное образование создаёт условия для профессионального становления, развития и самореализации личности.

Жигалёва О.Л. Формирование профессиональной культуры выпускника среднего специального учебного заведения: Дис. канд. пед.

Формирование культуры личности в образовательном...

Имеет определенную перспективу развитие исследовательской культуры обучающихся в период становления личности, в том числе и интегрированной системе «школа-музей», системе ансамблевых отношений учреждений образования и культуры, в целом в социуме. Региональный (краеведческий) компонент включается в процесс преподавания учебных дисциплин образовательной области «Искусство», православной культуры, вразные формы...

Формирование личностно-творческого компонента созидательной...

Формирование личностно-творческого компонента созидательной культуры специалиста в среднем профессиональном образовании.

В учреждениях среднего профессионального образования сохраняются тенденции к узкопрофессиональному знанию и ориентация на решение стандартных

По нашему мнению созидательная культура специалиста представляет собой интегративное свойство личности, отражающее социально значимый обобщенный...

Формирование технологической культуры студентов...

Формирование технологической культуры студентов технолого-экономического факультета в условиях гуманизции образования.

На современном этапе развития общества есть реальная возможность получить не только базовые профессиональные знания, но и овладеть общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, в том числе и связанных с кадровым потенциалом образования.

Развитие у студентов культуры профессионального мышления

Кром того содержание базовой культуры можно рассматривать и в аспекте отношения личности с социумом.

развитие культуры профессионального мышления; – формирование исследовательской культуры как центральной задачей профессионально- личностного развития

педагогов-психологов; – диагностическая деятельность. Развитие у студентов культуры профессионального мышления является центральной задачей в...

Организационно-педагогические проблемы формирования...

Педагогическое содержание становления управленческой культуры в вузовском образовании обусловлено целями и задачами современного этапа развития общества и определяется нами как становление и развитие адаптивной личности, способной к активной преобразующей профессиональной деятельности. Процесс становления управленческой культуры бакалавра менеджмента в вузовском образовании мы наделяем следующим смыслом: оказание...

Педагогический потенциал вуза в формировании повседневной...

Рис. 1. Структура повседневной культуры студентов. Рассуждая о педагогическом потенциале вуза в формировании повседневной культуры, мы безусловно подходим к методологии средового подхода, согласно положениям которого правильно организованная среда является фактором развития личности. Подробно теорию и методологию средового подхода в отечественной педагогике развивает профессор Ю. С. Мануйлов [2–4].

Задать вопрос