В статье проводится сравнительный анализ стадий правоприменения и делается обзор основных стадий правоприменительного процесса в рамках применения норм гражданского права и их значимости в правоприменительном процессе.
Ключевые слова: правоприменение, стадии правоприменения, реализация права, право, частное право, реализация права.
The article provides a comparative analysis of the stages of law enforcement and an overview of the main stages of the law enforcement process in the framework of the application of civil law and their significance in the law enforcement process.
Keywords: law enforcement, law enforcement stages, realization of law, law, private law, realization of law.
Правоприменение (применение права) — это такая форма реализации права, при которой нормы права реализуются посредством активных действий соответствующих компетентных органов и должностных лиц. [6, С. 347]
Необходимость правоприменения в гражданском процессе возникает в случаях: не исполнения обязательств и применения санкций к стороне, нарушившей обязательство; при возникновении споров о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение; когда по закону необходимо официально установить наличие или отсутствие какого-либо факта, события и т. д.
Для лучшего восприятия и повышения эффективности применения норм гражданского права, правоприменительный процесс разбивают на стадии правоприменения.
Стадии правоприменения это относительно обособленные комплексы правоприменительных действий, последовательно направленные на взаимообусловленное достижение целей, связанных с обеспечением надлежащей реализации юридической нормы по урегулированию проблемной жизненной ситуации. [1, С. 347]
В зависимости от области права в литературе встречается от трех до восьми стадий в правоприменительном процессе:
Л. Т. Бакулина, 1) исследование фактических обстоятельств дела; 2) выбор и анализ подлежащей применению нормы права; 3) принятие окончательного решения по делу и его документарное оформление. [5, С. 234]
Л. П. Рассказов, выделяет ряд последовательных стадий: 1) установление фактической основы дела (установление и анализ фактического материала, касающегося рассматриваемого дела); 2) установление юридической основы дела (определение и исследование нормативно-правовой основы данного дела); 3) принятие решения. [6, C. 410]
И. А. Ильин, считает, что применение правовых норм проходит через три стадии: сначала происходит сравнительный анализ нормы и данного случая, затем решение и, наконец, принудительное поддержание его и осуществление. [7, §13]
В. С. Нерсесянц, выделяет три основных стадии: 1) установление фактических обстоятельство дела; 2) юридическая квалификация этих фактических обстоятельств; 3) принятие решения по делу. [2, С. 489]
Л. А. Морозова, выделяют четыре главные стадии правоприменения: 1) установление фактической основы дела; 2) стадия юридической квалификации; 3) принятие решения по делу; 4) исполнение правоприменительного акта и контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом. [9, C. 253]
А. В. Поляков, выделяет четыре стадии: 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) Правовая квалификация; 3) Вынесение решения по разрешению правовой коллизии; 4) контроль за исполнением принятого решения. [8, §16]
М. Н. Марченко и Е. М. Дерябина , выделяет наиболее типичные стадии: а) установление и исследование фактических обстоятельств дела; б) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия ее во времени, в пространстве и по кругу лиц; в) анализ содержания нормы права и принятие решения (издание индивидуального акта); г) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц. [3, С. 265]
− Н. И. Матузов и А. В. Малько, выделяют пять основных стадий 1) Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания); 2) Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело; 3) Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы; 4) Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия); 5) Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов). [4, С. 162]
− А. Б. Венгеров , перечисляет стадии в следующем порядке: 1) Исследование фактических обстоятельств дела, сложившейся социальной ситуации, способов поведения. 2) Выбор нормы права, так называемая правовая квалификация действий адресата правоприменения. 3) Анализ текста нормы права, осуществление формально-догматического подхода к норме права: проверка на законность появления, на действие во времени, в пространстве, по кругу лиц. 4) Толкование нормы права, уяснение ее смысла. 5) Вынесение решения компетентным органом, должностным лицом. 6) процедура доведения содержания решения до сведения адресата правоприменения, заинтересованных лиц и организаций. [10, С. 254]
− А. С. Пиголкин, выделяет наибольшее количество стадий применения 1) исследование фактических обстоятельств дела: сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для решения дела; 2) юридическая оценка установленных фактов; 3) выбор нормы права; 4) проверка подлинности текста нормы права; 5) проверка нормы с учетом действия ее во времени; 6) анализ содержания нормы права (толкование); 7) вынесение решения компетентным органом; 8) доведение содержания решения до заинтересованных лиц и организаций. [11, С. 189]
В каждом отдельном случае авторы приводят свои обоснования, логику и последовательность, при выделении стадий в правоприменительном процессе.
На мой взгляд, будет целесообразно выделить четыре стадии применения норм права, которые характеризуют последовательность и логику действий органов государственной власти и должностных лиц по рассмотрению и принятию решений по конкретному юридическому делу.
Первая стадия — установление фактических обстоятельств дела. При осуществлении своей деятельности властные органы и должностные лица должны чётко определить факты, необходимые для принятия правильного решения по конкретному делу. Такие факты образуют фактическую основу применения права, а также являются обоснованием для его применения. Нередко непосредственно в юридической норме указываются факты, которые необходимо установить.
Для полного и объёмного понимания случая только исследование фактических обстоятельств дела помогает найти объективную истину, а далее и определить подходящую юридическую норму. Первоначально определяют, кто совершил правонарушение, где, когда и почему. В гражданско-правовых отношениях такими фактами могут быть: обстоятельства заключения сделки, её суть и содержание, претензии сторон и т. п. Однако все эти обстоятельства уже имели место быть и не могут быть предметом наблюдения, поэтому уполномоченные органы устанавливают юридические факты посредством доказательств.
Юридические доказательства — это «сведения о фактических обстоятельствах дела, имеющие юридическое значение, установленные в предусмотренном законе порядке» [12, C. 273]. Доказательствами не могут являться доводы или логические аргументы, а только факты, имеющие место в реальной действительности. Что касается гражданско-правовых отношений, то в данном случае сбор доказательств по дела осуществляется путём предоставления сторонами необходимых документов. Примером является предоставление гражданином необходимых документов (о возрасте, о стаже работы и т. д.) в уполномоченные органы для назначения ему пенсии.
Необходимо упомянуть также о том, что гражданское право закрепляет принцип виновности лица, которое причинило вред субъектам права или которое нарушило закон. Бремя доказывания этим лицом своей невиновности лежит полностью на нём.
Вторая стадия правоприменительной деятельности — юридическая оценка фактических обстоятельств дела, установление его юридической основы (правовая квалификация). На этой стадии правоприменительный орган решает вопросы о применении конкретной, подходящей юридической нормы к данному делу. Для установления юридической основы дела властным органам необходимо:
− выбрать подходящую к делу юридическую норм;
− проверить подлинность (достоверность) норм, наличие в ней ошибок и изменений в законодательстве;
− правовой анализ нормы, включающий в себя проверку её юридической силы, действие данной нормы в пространстве, во времени и по кругу лиц;
− соответствие смысла и содержания нормы, её толкование.
На первом этапе происходит правовая квалификация дела, то есть соответствует ли выбранная норма случаю, попадает ли случай под действие этой нормы. На данной этапе существует такая проблема, как коллизия гражданского права. Коллизию в гражданском праве можно охарактеризовать, как конкуренция, иное столкновение между нормами гражданского права по поводу одного конкретного случая. «В ГК РФ основное противоречие проявляется в конфликте общих и специальных норм, в гражданском законодательстве — между нормами ГК РФ и специализированным законодательством» [13, C. 719].
При столкновении на уровне практического применения с коллидированием норм правоприменителю необходимо помнить о следующих путях решения данной проблемы:
− самое первое и самое древнее правило, предложенное ещё римскими юристами: если возникает противоречие между актами одного и того же органа, изданными по одному и тому же вопросу, но в разное время, приоритет отдается закону, принятому по времени позже;
− если издание коллизионных норм произошло одновременно, но разными органами, то за основу берется принцип иерархии нормативных актов, то есть применяется акт, имеющий более высокую юридическую силу;
− ч. 6 ст. 76 Конституции РФ: «в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации,... действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации».
− если конкурируют общая и специальные норм, то преимущество при применении к конкретному случаю отдается специальной.
Насколько эффективно будет применена та или иная норма, либо разработана новая, напрямую зависит от корректной трактовки (толкования) существующих нормативно-правовых актов, отдельных норм (поскольку разработка новых актов предполагает толкование действующих предписаний).
Третья и четвертая стадии применения права очень тесно связаны между собой: вынесение решения по индивидуальному делу и исполнение принятого решения и контроль за его исполнением . Данная стадия применения норм права является наиболее ответственной из всех и решающей. Принятие решения правоприменительным органом отражается в индивидуальном государственно-властном велении, или акте применения права.
Правоприменительный акт — это «подзаконный, властный, индивидуально определенный акт, принимаемый компетентным органом государственной власти или должностным лицом по конкретному юридическому делу» [14]. В правоприменительном акте определены права и обязанности сторон-субъектов гражданских правоотношений, а также установлены меры юридической ответственности.
Акты применения права могут иметь двоякую правовую функцию:
− юридическая констатация, которая подразумевает признать существование рассматриваемых юридически значимых фактов, «их правомерность или неправомерность, признание того или иного права за данным лицом или констатация по данному событию факта правонарушения»;
− новая юридическая обязанность, то есть за вынесением определённого решения следует дополнительная деятельность компетентных органов, призванных содействовать исполнению вынесенного решения.
За вынесением решения властными органами следует исполнение данного решения. Исполнительное производство в Российской Федерации регулируется Федеральным законом РФ № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве».
Однако в гражданском праве исполнительное производство не стоит отождествлять с исполнением судебных постановлений. Объясняется это, во- первых, тем, что далеко не все решения нуждаются в исполнении (решение об отказе в иске). Во-вторых, не всегда решение подразумевает принудительный порядок (признание права на долю в наследстве). В-третьих, что касается судебных постановлений, некоторые хоть и требуют государственного принуждения, однако не всегда предполагает механизм судебного исполнения. Например, в ст. 7 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» говорится о том, что «в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами» [15].
Таким образом, понятие стадий правоприменения представляет собой логическую конструкцию. Однако в реальной практической деятельности некоторые стадии применения права могут совпадать друг с другом, либо существовать циклично, что дает повод полагать о децентрализации стадий.
Литература:
- В. Л. Кулапов, Учебник: Теория Государства и права — Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права», 2011. — 486 с.
- В. С. Нерсесянц, Учебник для вузов: Общая Теория Государства и права — М.; Норма: ИНФРА-М, 2017. — 560 с.
- М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина, Теория государства и права: учебник для бакалавров. — Москва: Про-М30 спект, 2017–432 с.
- Н. И. Матузов, А. В. Малько, Учебник: Теория государства и права — Юристъ, 2004–245 с.
- Л. Т. Бакулина, Проблемы теории права и правореализации: Учебник /. — М.: Статут, 2017. — 384 с.
- Л. П. Рассказов, Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 559 с.
- И. А. Ильин, Теория права и государства. Издание 2-е, дополненное (под редакцией и с биографическим очерком В. А. Томсинова). — «Зерцало», 2008 г.
- А. В. Поляков, Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода (учебник). — 2-е изд., исправл. и доп. — М.: «Проспект», 2016. — 832 с.
- Л. А. Морозова, Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010.- 384 с.
- А. Б. Венгеров, Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.3-еизд. –М.: Юриспруденция, 2000. –. 528 с.
- А. С. Пиголкин, Теория государства и права М.: Городец, 2003. — 544 с.; М.: 2006. — 613 с
- Абдулаев М. И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. / М. И. Абдулаев. — М.: Финансовый контроль, 2004. — С. 410.
- Волков А. В. Принцип недопустимости злоупотребления гражданскими правами в законодательстве и судебной практике (анализ более 250 судебных дел о злоупотреблении правом): монография. / А. В. Волков. — М.: Волтерс Клувер, 2011. — 960 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
- Об исполнительном производстве: федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ: по сост. на 31.07.2020 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007. — № 41. — Ст. 4849.