Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 18.01.2021

Статья просмотрена: 244 раза

Библиографическое описание:

Мерзон, Е. Е. Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста / Е. Е. Мерзон, Г. И. Шайдуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 371-373. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77562/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье проводится теоретическое изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается возможность использования в качестве средства работы с дошкольниками театрально-игровой деятельности, даются ее характеристики в старшей группе. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что театрально-игровая деятельность может использоваться в качестве эффективного средства формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: театрально-игровая деятельность, театрализация, театральная игра, коммуникация, коммуникативные навыки, дети дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте развитые коммуникативные навыки способствуют формированию у ребенка адекватных представлений о самом себе и собственных способностях, развитию уверенности в себе, а также обеспечивают основу любого успешного воздействия на процесс формирования его личности.

Вместе с тем работа по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста требует от педагога тщательно организованных занятий с опорой на деятельность, доступную, близкую и интересную дошкольникам. Таковой может выступать театрально-игровая деятельность, которая не только становится способом самовыражения и самореализации для детей, но и помогает преодолеть чувство незащищенности и неуверенности в себе, совершенствует диалогическую и монологическую речь, учит правильно выражать себя в процессе коммуникативного взаимодействия.

Именно поэтому проблема формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности соответствует потребностям современного дошкольного образования и позволяет успешно достигать целей социально-коммуникативного развития дошкольников с учетом требований ФГОС дошкольного образования.

Условиям использования театрально-игровой деятельности в развитии коммуникативных навыков дошкольников в настоящее время посвящены работы большого числа российских исследователей, таких как О. Ю. Аверьянова, О. В. Гончарова, С. М. Дзидзоева, А. А. Ермакова, Е. А. Ефимова, И. С. Мартынова, И. М. Полякова, К. В. Сагайдак, С. В. Чепель и другие.

В их работах формирование коммуникативных навыков у ребенка дошкольного возраста рассматривается как процесс, в ходе которого происходит:

− усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

− развитие взаимоотношений дошкольника со взрослыми и сверстниками;

− становление самостоятельности, целеустремленности ребенка и способности к саморегуляции своих действий;

− формирование положительного отношения к различным видам труда и творчества;

− развитие его социального и эмоционального интеллекта, способности к эмпатии;

− освоение им базовых знаний о социально желательном поведении в обществе, в повседневной жизни [3, с. 140].

Анализ современных исследований позволяет заключить, что наиболее эффективно формирование коммуникативных навыков дошкольника осуществляется в игровой деятельности, одной из разновидностей которой является деятельность театрально-игровая.

В условиях дошкольного учреждения театрально-игровая деятельность детей может быть представлена в двух основных формах: режиссерские игры, в содержании которых действующими лицами становятся неодушевленные объекты и предметы, а также игры-драматизации, в которых роли персонажей постановки играют сами дошкольники. Развитие театрально-игровой деятельности происходит в течение всего периода дошкольного детства и подчиняется возрастным закономерностям [4, с. 21], [5, с. 355].

Так, в старшем дошкольном возрасте театральные и игровые впечатления и опыт детей продолжают обогащаться, тексты постановок значительно усложняются, а основой театральной игры становится игра-фантазия, в которой сосуществуют фантастические и литературные персонажи [1, с. 8].

В области развития умений и навыков театрально-игровой деятельности старших дошкольников «зритель» становится помощником и консультантом активных участников театрализации; «актер» начинает самостоятельно выражать собственное отношение к своему персонажу, используя невербальные и вербальные средства выразительности; «режиссер» формирует способность выражать свои идеи самостоятельно и воплощать их в процессе театрально-игровой деятельности с ровесниками; старшие дошкольники осваивают элементарные навыки художника по костюмам [2, с. 27].

Использование театрально-игровой деятельности в качестве средства для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного способствует повышению мотивации старших дошкольников к овладению ими различными способами коммуникации. Благодаря своим особенностям именно этот вид деятельности ребенка позволяет воспитателю комплексно решать образовательные задачи в сфере социально-коммуникативного развития, изменять содержание учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, реализуя основные идеи личностно-ориентированного образования.

Таким образом, театрально-игровая деятельность может успешно использоваться в современном дошкольном учреждении в качестве эффективного средства формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Доронова, Т. Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4–6 лет / Т. Н. Доронова // Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. — 2017 — № 4. — С. 6–9.
  2. Мартынова И. С. Актуальность театрализованной деятельности в приобщении старших дошкольников к социокультурным ценностям // Мир науки. — 2017. — № 2. — С. 27.
  3. Новикова О. С. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений у детей 5–7 лет // Альманах современной науки и образования. — 2019. — № 4. — С. 138–141.
  4. Смотрова Н. С. Особенности организации театрально-игровой деятельности в группе детского сада // Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. — 2018. — № 4. — С. 21–22.
  5. Хулхачиева Г. Ш. Театрализованная деятельность в детском саду // Профессиональная деятельность педагога в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования. — 2017. — С. 355–358.
Основные термины (генерируются автоматически): театрально-игровая деятельность, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, навык, ребенок, театральная игра, формирование, эффективное средство формирования.


Похожие статьи

Театрально-игровая деятельность как средство...

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Вся жизнь дошкольников насыщена игрой. Каждый ребёнок дошкольного возраста хочет уметь играть различные роли в ходе игровой...

Театрализованные игры как форма всестороннего воспитания...

Для формирования творческих способностей старших дошкольников используются следующие виды

Театрально-игровая деятельность позволяет решать вопросы развития личности: активизация

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития...

Театрально-игровая деятельность | Статья в сборнике...

В театрально-игровую деятельность вовлекаем ребят, начиная с младшего дошкольного возраста.

Игры-драматизации у старших дошкольников часто становятся спектаклями, а зрителями бывают дети

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития...

Театрально-игровая деятельность как средство...

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство наилучшим образом благоприятствует формированию коммуникативных умений. Во ФГОС ДО отмечено, что наиболее значимым...

Развитие творческих способностей детей старшего...

Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию.

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка. В этот период активно развиваются все психические и...

Психолого-педагогические подходы к театрализованной...

Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Игра — наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор...

Из всех видов игр театрализованная игра оказывает особое воздействие на развитие

Театрализованная деятельность — неисчерпаемый источник развития чувств

В педагогических исследованиях театрализованная деятельность рассматривается как...

Формирование самостоятельности актерских умений у детей...

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития

Театрально-игровая деятельность позволяет решать вопросы развития личности

ребенок, театрализованная деятельность, детский сад, речевое развитие, дошкольный возраст...

Использование театрализованных игр в развитии навыков...

 В статье авторы описывают театрализованную игру как средство формирования навыков общения у

Театрализованная игра является средством развития навыков общения у детей

Игра-драматизация рассматривается педагогической наукой как одно из средств...

Похожие статьи

Театрально-игровая деятельность как средство...

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Вся жизнь дошкольников насыщена игрой. Каждый ребёнок дошкольного возраста хочет уметь играть различные роли в ходе игровой...

Театрализованные игры как форма всестороннего воспитания...

Для формирования творческих способностей старших дошкольников используются следующие виды

Театрально-игровая деятельность позволяет решать вопросы развития личности: активизация

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития...

Театрально-игровая деятельность | Статья в сборнике...

В театрально-игровую деятельность вовлекаем ребят, начиная с младшего дошкольного возраста.

Игры-драматизации у старших дошкольников часто становятся спектаклями, а зрителями бывают дети

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития...

Театрально-игровая деятельность как средство...

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство наилучшим образом благоприятствует формированию коммуникативных умений. Во ФГОС ДО отмечено, что наиболее значимым...

Развитие творческих способностей детей старшего...

Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию.

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка. В этот период активно развиваются все психические и...

Психолого-педагогические подходы к театрализованной...

Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Игра — наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор...

Из всех видов игр театрализованная игра оказывает особое воздействие на развитие

Театрализованная деятельность — неисчерпаемый источник развития чувств

В педагогических исследованиях театрализованная деятельность рассматривается как...

Формирование самостоятельности актерских умений у детей...

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития

Театрально-игровая деятельность позволяет решать вопросы развития личности

ребенок, театрализованная деятельность, детский сад, речевое развитие, дошкольный возраст...

Использование театрализованных игр в развитии навыков...

 В статье авторы описывают театрализованную игру как средство формирования навыков общения у

Театрализованная игра является средством развития навыков общения у детей

Игра-драматизация рассматривается педагогической наукой как одно из средств...

Задать вопрос