К вопросу о пассионарности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 11.01.2021

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Душкин, А. А. К вопросу о пассионарности / А. А. Душкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 252-254. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77532/ (дата обращения: 25.02.2021).



В представленной работе была поставлена цель — разобраться с таким явлением, как «пассионарность», с его природой, сущностью, содержанием, проявлением и истоками появления. Была предпринята попытка по-новому взглянуть на значение пассионарности в обществе, в истории, в формировании личности и государства, в политике, в бизнесе, а также на соотношение проявлений эгоизма, альтруизма и пассионарности.

Ключевые слова: пассионарность, личность, общество, энергия.

Теория пассионарности, выдвинутая Л. Н. Гумилёвым, и сегодня продолжает вызывать полемику в научной среде, что непосредственно представляет определённый интерес для исследования.

Отметим, что термин «пассионарность», означающий способность человека к самопожертвованию и сверхусилиям, ввёл в науку в середине прошлого века Л. Н. Гумилёв, который около 12 лет провёл в исправительных лагерях и, несмотря на это, добился успехов в нескольких областях науки, став известным советским учёным. Термин «пассионарность» Гумилёв позаимствовал у Долорес Ибаррури, одного из лидеров испанской Компартии XX века. За яркие и захватывающие выступления во время гражданской войны 30-х годов в Испании её называли Пассионарией, что означает «страстная».

Пассионарность личности

В общих чертах пассионарность по отношению к личности представляет собой внутреннюю жажду деятельности, направленную на осуществление идей, посвящённых какой-то высшей цели. Такие идеи, как правило, глобальны и всегда связаны с изменением окружающего мира, цели таких идей довольно часто находятся вне рациональных объяснений и объективных обстоятельств [1, с. 48]. Но, самим пассионарным личностям необходимость достижения их целей представляется важнее собственной жизни и счастья других людей. Таким образом, смерть ради достижения поставленной цели не пугает и не останавливает таких людей, это представляет собой жертвенность — высшее проявление пассионарности.

В качестве примеров пассионариев можно назвать: Иммануила Канта, Христофора Колумба, Ньютона, полководца Александра Македонского, русского императора Пётра I, Жанну Д' Арк, великого русского учёного Михаила Ломоносова. Но, и конечно, пассионарность встречается и в повседневной жизни среди энергичных активистов и борцов за светлое будущее.

Соотношение эгоизма, альтруизма и пассионарности

В современном мире считается, что альтруизм — это проявление доброты. Поступки, совершаемые во благо других людей, всегда считались проявлением самопожертвования. В это же время действия, направленные на достижение собственного успеха, рассматриваются обществом как эгоистичные. Быть альтруистом в понимании общества, значит забыть о собственных интересах и действовать лишь во благо другим. В этом прослеживается взаимосвязь альтруизма и пассионарности — в самопожертвовании ради высшей цели. Однако, стоит заметить, что альтруизм в ряде случаев может расцениваться как неразумный. Следовательно, не альтруизм, а разумный эгоизм является гарантом нормальной жизни в обществе.

Пассионарность в обществе

Начиная говорить о пассионарном обществе, прежде всего, необходимо разобраться с термином «общество потребления». Это такое общество, в котором в первую очередь производится товар, не являющийся необходимым, а обладающий такими качествами, как модностью, престижностью (новые модели мобильных телефонов, цветные бульварные журналы и т. д.).

В этой связи заметим также, что сегодня в нашем обществе сильно распространён шоппинг (от англ. shopping) форма времяпрепровождения в виде посещения магазинов в торговых центрах и комплексах. При этом развивается болезненная зависимость — ониомания или « шопоголизм». Специалисты назвали шопоголизм болезнью 21 века. В США это явление признано болезнью, и шопоголики лечатся с помощью психотерапии. В России статистические данные показывают, что шопоголиками являются примерно 60 % российских граждан. Всё вышеназванное и характеризует общество потребления.

Пассионарное же общество — это альтернатива обществу потребления. Разумным продолжением всемирной истории является переход от общества потребления к пассионарному обществу. Пассионарное общество характеризуется культурной борьбой против бездумного потребительства, против уничтожения природы ради навязываемых товаров. Такая борьба прямиком ведёт к замене материальных стимулов на духовные.

Важно отметить, что пассионарное общество — это принципиально новый взгляд на всю историю человечества, это высшая стадия общественного развития, где главным станет человек, где основой станет культура и где ценностью станет идея. Это не простой переход на новый этап экономического развития, а смена целой социокультурной системы. Пассионарное общество — это система, вобравшая в себя всё самое лучшее от предшествующих этапов человечества, основанная на единстве классов, наций, религий и рас.

В пассионарном обществе частная собственность не отмирает, а переходит на новый этап отношений с государством, обеспечивая его развитие и, создавая новую экономическую систему, где каждый человек вне зависимости от его расы, класса или нации получает возможность пользоваться благами, необходимыми для удовлетворения потребностей. Человек в новом пассионарном обществе в идеале будет цениться не по своему материальному достатку, а по своим способностям. Все люди равны в единой культуре государства и каждый на своём месте — вот принцип нового общества. Это общество вытесняет всепоглощающий культ денег и ставит во главу угла человеческий талант. Равно почётна в таком обществе работа дворника и министра. Разница только в том, что человек умеет делать и чего он хочет. С отпаданием материальной стороны вопроса на второй план, человек будет идти на ту работу, которая соответствует его способностям. Человечество будет избавлено от культа «престижности».

В пассионарном обществе работает принцип «меньше значит больше». Сегодня в нашем обществе преобладает бездумное потребление. Человек приобретает много вещей и не может объяснить, зачем они нужны. Принимая принципы минимализма, люди, освобождая свой дом от ненужных вещей, делают свою жизнь более осознанной. Правило «меньше — значит больше» — это своеобразный инструмент для принятия решений: меньше ненужных вещей — меньше затрат и обязанностей, больше времени и свободы.

Пассионарность в формировании государства

Отметим, что как полагал Гумилёв, именно пассионарные толчки и обусловили приоритет тех или иных сил в разные периоды формирования Евразии. Л. Н. Гумилёв считает, что чтобы по-новому приспособиться к окружению и создать этнос, нужна какая-то потенциальная энергия. В этом, подчёркивает Гумилёв, «сердцевина новизны пассионарной теории этногенеза». Она связывается со способностью людей «поглощать биохимическую энергию живого вещества биосферы». Способности разных людей поглощать эту энергию различны. Л. Н. Гумилёв утверждал, что стремясь к своему идеалу, люди пассионарные часто жертвуют своей жизнью ради других, но ради достижения своих практических целей перестраивают саму этническую систему, меняют её стереотипы поведения и цели развития [2, с. 157].

Пассионарность в политике

В политике есть очень важная задача, такая как управление психической энергией масс. Гумилёв приводил многочисленные примеры проявления пассионарности, такие, как например завоевание гуннами Китая: Китайская Империя была достаточно экономически мощной и, тем не менее, гунны успешно завоевали Китай: гунны оказались более пассионарными, чем были на тот момент китайцы.

Гумилёв задавался вопросом — «проявляется ли подобная энергия не только в человеческом обществе». По его мнению, есть некий пассионарный толчок, и он преломляется в то, что соответствующий социум приобретает этот энергетический заряд. Гумилёв приводил различные исторические шкалы. Он рассчитал, что время растраты этой психической энергии составляет приблизительно 1200–1500 лет. Первоначально у этноса достаточно много пассионариев, возникает пассионарный переизбыток, и этнос стремится к внешней экспансии, идёт в завоевательные походы и во главе этого — пассионарии. Далее число пассионариев уменьшается, их остаётся немного, после чего этнос начинает деградировать. Его начинают интересовать материальные ценности, и для этого периода характерен эгоизм. Л. Н. Гумилёв определял это как состояние потери пассионарности [3, с. 127].

Можно проследить исторические ряды такого рода. Классический пример — история Рима. Фактически один город смог подчинить пространство от Испании до Ирана, и движущим фактором явилась пассионарная энергия римских легионеров. Далее, в эпоху Августа Рим переходит преимущественно к стадии развития искусства и культуры (гармоничная стадия.) А потом — упадок Римской Империи — разложение и вырождение (девиз этого времени — «хлеба и зрелищ»), что соответствовало состоянию обскурации.

О том, как можно управлять пассионарностью, показывает опыт исторических революций. Существует некое затишье в обществе, и вдруг революционный взрыв, появляется большое количество пассионариев, которые штурмуют государственные правительственные институты. И, если государство не сможет управлять этой пассионарной энергией, то пассионарии ударят по государству и их энергетика вызовет деструктивные для общества последствия.

Очень много реальных примеров даёт нам в этом плане российская история. В ней можно наблюдать всплески пассионарных подъёмов и упадков. Пример, русский крестьянин пребывает под ярмом в крепостном праве, и в этот период происходит подъём пассионарной энергии — происходит русский бунт, затем проходит некоторый период времени, и вновь крестьянин возвращается под свой гнёт, до следующего пассионарного взрыва [4, с. 214].

Обратим также внимание на историю 20-го столетия — брежневские годы, застой, пассионарное напряжение было минимальным. И вдруг в 80-е годы начинается крушение социальной системы во вред самому же социуму, и государство рушится.

В наше время, исходя из высказываний современных российских аналитиков и статистов, пассионарная энергетика придавлена, элита общества и государства формируется не за счёт пассионариев. Для управленческого аппарата характерны совершенно другие качества, но это не означает, что такой период продолжится долгое время и, что вскоре возможен новый пассионарный толчок [5, с. 40].

Отметим, что, прежде всего, внешнеполитическая стратегия страны должна служить в первую очередь благополучию и росту благосостояния её граждан, укреплению конкурентоспособности экономики. Первоочередной задачей России в этой связи на международной арене сегодня является снижение напряжённости в отношениях с Европейским союзом, США и Украиной.

Этапы пассионарности

Л. Н. Гумилёв в своей теории делил исторические периоды развития общества на несколько различных фаз: гомеостаз (состояние абсолютной стабильности), подъём (уничтожение существующей системы, появление пассионариев), перегрев (пассионариев становится много, и они начинают активно мешать друг другу), надлом (эра революций и гражданских войн), фаза инерции (переключение пассионариев на искусство, науку и др.) и фаза обскурации (переход в состояние стабильности — гомеостаз) [6, с. 69].

Как можно видеть, все перечисленные фазы повторяются циклично в истории развития человеческого общества. Можно утверждать, что все эти фазы в равной степени применимы как к человеческому обществу вообще, так и к другим сферам жизнедеятельности общества, например, к бизнесу: при правильном руководстве пассионарии в компании необходимы на всех этапах её развития, но число пассионариев всё-таки не может превышать определённого значения. В то же время, не имея пассионарных личностей, компания рискует быстро выработать гомеостаз. Если же количество пассионариев возрастёт или упадёт до критического значения — компания обречена на банкротство.

В заключении хотелось бы отметить, что высокий уровень пассионарности позволяет человеку стремиться даже к нереальным целям, делает людей идейными борцами и патриотами. Пассионарность является ключом к пониманию важнейших исторических процессов, так как именно люди с повышенной энергетикой являются движущей силой всех войн, революций и переворотов. Пассионарные личности могут принести много пользы, так как на свете много на первый взгляд безумных идей, на которые неспособен никто кроме них. Пассионарность как жертвенный идеал, безусловно, является важной точкой опоры и фундаментом построения развитого общества, государства, личности или массового течения, и выступает важным элементом в развитии общества.

Литература:

  1. Маслова О. В. Пассионарность: природа, сущность, содержание, влияние на этносоциальные процессы в теории этногенеза Л. Н. Гумилева / О. В. Маслова // Вестник Сибирского государственного университета науки и технологий. Серия: Философия. — 2017. — № 4. — С. 43–53.
  2. Гумилёв Н. Л. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилёв. — СПб: Кристалл, 2001. — 638 с.
  3. Дворников Ю. В. И снова об этногенезе и пассионарности / Ю. В. Дворников // Псковский регионологический журнал. — 2014. — № 18. — С. 122–131.
  4. Гумилёв Л. Н. От Руси к России / Л. Н. Гумилёв. — М., 1997. — 335 с.
  5. Горелов А. А. Концепция пассионарности и проблема смысла жизни (начало) / А. А. Горелов, Т. А. Горелова // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 1. — С. 36–43.
  6. Лагойда Н. Г. О роли природного фактора в процессе этногенеза / Н. Г. Лагойда // Евразийство и мир. — 2018. — № 1. — С. 64–74.
Основные термины (генерируются автоматически): общество, общество потребления, человеческое общество, альтруизм, время, государство, Испания, Китай, личность, США.


Ключевые слова

общество, личность, энергия, пассионарность
Задать вопрос