Контроль за деятельностью нотариусов — это ряд мероприятий по проверке и наблюдению за осуществлением нотариусами профессиональной деятельности, проводимых уполномоченными органами, целью которой является повышения эффективности нотариальной деятельности.
С 1993 года впервые в России утвержден статус частного нотариата благодаря принятому закону «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462–1) [2]. С этого времени в России имеются государственный нотариус и частный нотариус. Так же в России произошли изменения, такие как возникновение многообразных форм собственности, начало развиваться предпринимательство, произошел переход к отношениям рыночной экономики. Это повлекло за собой перемены и в нотариальной деятельности, и появилась потребность в реформирования нотариата и контроле нотариальной деятельности, так как необходимость контроля за производством и организацией нотариальных действий определена важной функцией нотариата — конституционной защиты законных интересов и прав юридических лиц и граждан России. Так же институт нотариата выполняет публичную функцию в интересах и общества и государства, поэтому нотариальная деятельность считается законной в интересах обратившихся граждан и государства. В связи с этим государственный контроль за осуществлением нотариальной деятельности является средством обеспечения законности, гарантом стабильности, поддержания дисциплины и прогресса общества.
В главном законе РФ о нотариате «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» [2] изложены, в том числе и правила совершения нотариальных действий на территории Российской Федерации и статьи, контролирующие нотариальные действия нотариусов как государственных, так и частных. Это статьи:
Статья 33. Судебный контроль за совершением нотариальных действий;
Статья 33.1. Контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления;
Статья 34. Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
Контроль подразделяется в зависимости от времени контроля:
– предварительный контроль (предупредительно-превентивный) — это контроль, содержащий мероприятия, которые направлены на профилактику правонарушений в сфере совершения нотариальных действий (в частности проведения квалификационного экзамена);
– текущий контроль — это периодическая проверка уполномоченными органами правильности в совершении нотариальных действий в процессе осуществления нотариальной деятельности. Такая проверка организации нотариальной деятельности проводится один раз в четыре года;
– последующий контроль — это реагирования уполномоченных органов на совершенное правонарушение в области нотариальной деятельности с применением установленной законодательством санкции за такое правонарушение.
Контролирующие органы в зависимости от субъекта, уполномоченного на проведение контроля это:
– контроль органов нотариального самоуправления (в частности, нотариальная палата осуществляет контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой);
– контроль государственных органов в лице уполномоченных должностных лиц (органов уголовной юстиции, органов юстиции, судебных органов налоговых органов).
Классификация видов контроля:
– профессиональный контроль — это контроль органов юстиции за нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах за исполнением их профессиональных обязанностей. Нотариальные палаты за исполнением профессиональных обязанностей нотариусов, занимающиеся частной практикой;
– административный контроль — это контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции РФ, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 «Основными задачами Минюста России являются: 6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата» [4];
– контроль органов уголовной юстиции — этот контроль осуществляет правоохранительные органы за нотариальной деятельностью в частности в рамках прокурорского надзора. По ст. 202 Уголовного Кодекса Российской Федерации [3] за злоупотребление полномочиями частными нотариусами предусмотрена уголовная ответственность;
– судебный контроль — это контроль рассматривается арбитражным судом или судом в порядке искового производства, так как согласно ст. 46 Конституции РФ [1] — каждому гражданину и юридическому лицу гарантируется судебная защита его прав и свобод. А так же в соответствии со ст. 49 Конституции РФ [1] — заинтересованное лицо, считающее отказ в совершении нотариального действия или неправильным совершенное нотариальное действие подать жалобу в городской (районный) суд по месту нахождения нотариальной конторы;
– налоговый контроль — это контроль налоговых органов за соблюдением налогового законодательства, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Контроль за нотариальной деятельностью очень важен, так как функции нотариата вытекают из публично-правового характера нотариальной деятельности и специфичностью компетенции нотариуса, который действует в рамках бесспорной гражданской юрисдикции, функции нотариата так же отражают его специфику и основные направления деятельности системы нотариата. Контролирующие органы, временной контроль очень важны, так как функции нотариата очень важны для обратившихся граждан для получения нотариальных действий.
Функции нотариата:
- Социальная включает в себя функции — предупредительно-профилактическая; фискальная, правоохранительная; правореализационные. Эта функция характеризует значение нотариата в правовой системе России и в системе органов гражданской юрисдикции. Социальная функция нотариата характеризуется так же и тем, что нотариальная деятельность связана с гражданским судопроизводством выполняя публично-правовые функции, обеспечивает правомерность юридических действий и законность участников гражданского судопроизводства, обеспечивая их юридическую безопасность. Социально-фискальная функция нотариата включает в себя привлечению всех обязанных граждан, юридических лиц к уплате налогов.
- Содержательная — это функция, которая отражает специфику и содержание нотариальной деятельности. Специфичность заключается в том, что при нотариальном производстве необходима проверка документов, юридических фактов с приданиям им правового характера, так как сам нотариус имеет полномочия придания от имени государства юридическим действиям правовой статус.
- Доказательная — это важнейшая функция. Исходя из характера нотариального действия, нотариус определяет факты, запрашивает необходимые документы по факту для создания квалифицированных письменных документов, так же приглашает других лиц, то есть занимается доказательной функцией для установления необходимого фактического состава нотариального действия.
Так как, нотариат — это в том числе и институт гражданского общества, который призван обеспечивать охрану прав, защиту частной собственности всех участников гражданского оборота в связи с этим возрастает роль контроля за нотариальной деятельностью.
Контроль за деятельностью нотариусов осуществляют нотариальные палаты субъекта Российской Федерации, Контроль за деятельностью нотариальной палаты осуществляет территориальный орган федерального органа по контролю в сфере нотариальной деятельности и Федеральная нотариальная палата. Контроль за деятельностью Федеральной нотариальной палаты осуществляет федеральный орган по контролю в сфере нотариальной деятельностью [5].
Но в вопросах контроля за нотариальной деятельностью возникают вопросы и требуют доработки. В законе «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате” [2] отмечены два контроля — это судебный, который следит за соблюдением законности за совершением нотариального действия и контроль нотариальной палаты, которая дает оценку профессиональным обязанностям нотариуса. То есть суд и нотариальная палата — это контролирующие органы и в связи с этим предметы контроля — это соблюдение законности при совершении нотариальных действий и исполнение нотариусами профессиональных обязанностей.
Но так как имеются два контроля — это нотариальная палата и суд и совершенно различные по их контролю функции, возникает ситуация в которой нотариальная палата выявляя факт нарушения нотариусом при совершении нотариального действия призвано признать незаконным это нотариальное действие. Но отменить нотариальное действие не вправе суд. Поэтому функция нотариальной палаты при проверке на соответствии законности нотариальных актов должна быть исключена из функции контроля полномочий нотариальной палаты. Это вправе делать суд в рамках искового производства.
Но вопросы контроля исполнения нотариусами их профессиональных обязанностей требуют подробной регламентации, поскольку сами Основы содержат лишь общие положения о контроле, но не раскрывают содержания отдельных норм. Глава VII Основ «Контроль за деятельностью нотариусов» не предусматривает издания ни Министерством, ни ФНП подзаконных актов, посвященных профессиональному контролю, что, естественно, является пробелом в законодательстве [6].
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.01.2021).
- «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462–1) (ред. от 29.12.2020) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.01.2021).
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.01.2021).
- Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 06.08.2020) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.01.2021).
- Проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» № 398234–6 // // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.01.2021).
- Акимов. Г. Б. Актуальные вопросы организации контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей // Нотариус. — 2017. — № 2. — С. 3–7