Исследование математической игры «Муравей Лэнгтона» на новых торических решетках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Математика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 12.01.2021

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Солдусова, Е. О. Исследование математической игры «Муравей Лэнгтона» на новых торических решетках / Е. О. Солдусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77517/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор исследует поведение клеточного автомата «муравей Лэнгтона» на геометрической фигуре тор, который представлен в развертке и представляет собой клетчатый лист.

Ключевые слова: клеточный автомат, муравей Лэнгтона, торическая решетка

Совсем недавно интерес математиков и специалистов в компьютерных науках вызвал клеточный автомат, созданный Крисом Лэнгтоном [4], который чаще всего теперь называют «муравей Лэнгтона» [3; 2].

Оригинальные правила эволюции этого автомата подразумевают наличие бесконечного во все стороны клетчатого поля. Наша работа посвящена изучению версии автомата, в которой в качестве поля выступает торическая решётка фиксированного размера. Более подробно, перед нами стояли следующие цели и задачи:

  1. Изучить правила эволюции муравья Лэнгтона, подробно изучить первые несколько ходов движения муравья.
  2. Дать определение плоского тора, изучить поведение муравья на нескольких видах торов небольшого размера.
  3. Проанализировать эволюцию некоторых торов размера n для произвольного натурального n.
  4. Сформулировать и доказать теорему об эволюции клеточного автомата «муравей Лэнгтона» для произвольного n.

При решении поставленных задач мы пользовались более или менее стандартными методами комбинаторики [1].

Муравей Лэнгтона — это так называемая двумерная машина Тьюринга с очень простыми правилами. Здесь «муравей» движется по бесконечной плоскости, разбитой на клетки, покрашенные, некоторым образом, в чёрный и белый цвет. Пусть в одной из клеток находится «муравей», который на каждом шаге может двигаться в одном из четырёх направлений в клетку, соседнюю по стороне. Муравей движется согласно следующим правилам:

  1. На чёрном квадрате — повернуть на 90° влево, изменить цвет квадрата на белый, сделать шаг вперед на следующую клетку.
  2. На белом квадрате — повернуть на 90° вправо, изменить цвет квадрата на чёрный, сделать шаг вперед на следующую клетку.

В нашем случае муравей будет перемещаться по плоскому тору (торической решётке).

Понятно, что основное отличие от случая эволюции на плоскости заключается в том, что теперь поле состоит из конечного числа клеток. Поскольку количество всевозможных раскрасок этих клеток в два цвета и количество возможных положений муравья конечно, рано или поздно возникнет конфигурация, которая уже была. Более того, понятно, что по данной конфигурации мы можем восстановить предыдущую однозначно, откуда следует, что первая повторившаяся конфигурация — это и есть самая первая конфигурация.

Мы будем рассматривать случай, когда изначально все клетки торической решётки белые.

Для вычисления количества ходов, через которые муравей «возвращается» в исходное, а поле «становится» белым, мы написали программу в среде Pascal. Также программа считает, сколько раз поле становилось белым.

Таблица 1

Результаты расчётов

Сторона тора (n)

Кол-во раз, когда поле становилось белым

Кол-во ходов, через которые поле первый раз становилось белым

Кол-во ходов до возвращения муравья в исходное положение

2

1

8

8

3

3

22

66

4

1

96

96

5

5

2342

11710

6

1

4592

4592

7

7

9166514

64165598

8

1

11502464

11502464

Из этих данных видно, что у торов с нечётным n число m равно числу n, а у торов с чётным n число m равно единице. Возникает гипотеза, что так дело будет обстоять всегда, для произвольных n.

Из этой гипотезы возникает теорема: если n=p, где р — простое нечётное число, причём первый раз, когда поле становилось, муравей не был в исходной клетке, но смотрел в ту же сторону, что и вначале, то m=n.

Рассмотрим доказательство данной теоремы. На рисунке 1 муравей находится к клетке (0;0).

Произвольная торическая решётка

Рис. 1. Произвольная торическая решётка

Произвольная торическая решётка в координатной плоскости

Рис. 2. Произвольная торическая решётка в координатной плоскости

На рисунке 2 муравей переместился от исходного положения на d ходов, и мы поместили решётку в координатную плоскость. Координаты муравья будут (x;у). Тогда через 2d ходов его координаты будут (2x;2у), а через kd ходов (kx;ky).

Предположим, что kx нацело делится на р, ky нацело делится на р, причём x < p и не равно 0, либо у < p и не равно 0, тогда х и р взаимно простые числа, y и р взаимно простые числа. Следовательно, наименьшее k, при котором kx нацело делится на р, это и есть. Теорема доказана.

Итак, мы решили все поставленные во введении задачи; проанализировали поведение муравья Лэнгтона на простейших торических решётках, сформулировали гипотезу и доказали теорему для произвольного n.

Литература:

  1. Виленкин Н. Я. Виленкин А. Н., Виленкин П. А. Комбинаторика. — М.: МЦНМО, 2007.
  2. Boon J. P. How fast does Langton’a ant move? Preprint, see arXiv: cond-mat/0004331, 8 p.
  3. Gajardo A., A. Moreira, E. Goles. Complexity of Langton’s ant. Discrete Applied Mathematics 117 (2002), № 1–3, 41–50.
  4. Langton C. G. Studying artificial life with cellular automata, Physica D: Nonlinear Phenomena 22 (1986), № 1–3, 120–149.
Основные термины (генерируются автоматически): клеточный автомат, муравей, клетка, торическая решетка, белые, исходное положение, координатная плоскость, плоский тор, поведение муравья, цвет квадрата.


Ключевые слова

клеточный автомат, муравей Лэнгтона, торическая решетка

Похожие статьи

Исследование жизнедеятельности и поведения муравьев messor...

Предмет исследования : поведение муравьёв messor structor в условиях домашнего формикария.

По мере созревания куколка темнеет, и, как только её цвет будет похож на цвет взрослых насекомых, другие муравьи с помощью жвал начнут разгрызать кокон куколки, чтобы...

Эволюция клеточного автомата (игра «Жизнь») на диагональных...

Ключевые слова: клеточный автомат, игра «Жизнь», диагональная решетка.

Теорема об эволюции координатных решёток.

Если при эволюции координатных решёток со стороной n, n число, делящееся на два, и последние три хода выглядят так, как показаны на рисунке 1, то...

Исследование поведения муравьев в искусственной среде...

Муравьи относятся к тем немногим живым существам, которые не только сами приспосабливаются к среде обитания, но и активно

Ферма является комплексной. Для жизнедеятельности муравьев необходимо учитывать определенные параметры увлажнения.

Использование клеточных автоматов для моделирования...

Клеточные автоматы – математические объекты с дискретными пространством и временем.

Модели клеточных автоматов используются в экологии и при моделировании эволюции.

В результате исходная клетка мгновенно начинает выделение сигнального вещества и делится.

Методика работы над алгоритмической задачей как способ...

Вернуться в исходное положение, закрашивая клетки. 3) Какое условие продвижения Робота вправо выберем (какие датчики есть

 Вернуться в исходное положение, закрашивая клетки. Модель частей алгоритма в форме блок-схемы. Давайте составим блок-схему для алгоритма...

Разработка нестандартного интегрированного урока для учащихся...

В статье представлена разработка интеграция уроков математики и информатики, на основе компонентов которых строится урок включающий в себя эстетическое воспитание. Для учащихся, представлены задачи различных типов и их разбор с помощью взаимодействия с программой...

Методика работы над алгоритмической задачей | Статья в журнале...

На одну клетку ниже исходного положения. Ученик у доски изображает место, где будет Робот.

Основные термины (генерируются автоматически): исходное положение, Робот, клетка, доска, ученик, какое условие продвижения Робота, место, какое положение, какой шаг...

Методика работы над алгоритмической задачей как средство...

исходное положение, Робот, клетка, доска, ученик, какое условие продвижения Робота, место, какое положение

Вернуться в исходное положение и повторить, поменяв положение ног.

Использование клеточных автоматов для моделирования... В результате исходная клетка...

Похожие статьи

Исследование жизнедеятельности и поведения муравьев messor...

Предмет исследования : поведение муравьёв messor structor в условиях домашнего формикария.

По мере созревания куколка темнеет, и, как только её цвет будет похож на цвет взрослых насекомых, другие муравьи с помощью жвал начнут разгрызать кокон куколки, чтобы...

Эволюция клеточного автомата (игра «Жизнь») на диагональных...

Ключевые слова: клеточный автомат, игра «Жизнь», диагональная решетка.

Теорема об эволюции координатных решёток.

Если при эволюции координатных решёток со стороной n, n число, делящееся на два, и последние три хода выглядят так, как показаны на рисунке 1, то...

Исследование поведения муравьев в искусственной среде...

Муравьи относятся к тем немногим живым существам, которые не только сами приспосабливаются к среде обитания, но и активно

Ферма является комплексной. Для жизнедеятельности муравьев необходимо учитывать определенные параметры увлажнения.

Использование клеточных автоматов для моделирования...

Клеточные автоматы – математические объекты с дискретными пространством и временем.

Модели клеточных автоматов используются в экологии и при моделировании эволюции.

В результате исходная клетка мгновенно начинает выделение сигнального вещества и делится.

Методика работы над алгоритмической задачей как способ...

Вернуться в исходное положение, закрашивая клетки. 3) Какое условие продвижения Робота вправо выберем (какие датчики есть

 Вернуться в исходное положение, закрашивая клетки. Модель частей алгоритма в форме блок-схемы. Давайте составим блок-схему для алгоритма...

Разработка нестандартного интегрированного урока для учащихся...

В статье представлена разработка интеграция уроков математики и информатики, на основе компонентов которых строится урок включающий в себя эстетическое воспитание. Для учащихся, представлены задачи различных типов и их разбор с помощью взаимодействия с программой...

Методика работы над алгоритмической задачей | Статья в журнале...

На одну клетку ниже исходного положения. Ученик у доски изображает место, где будет Робот.

Основные термины (генерируются автоматически): исходное положение, Робот, клетка, доска, ученик, какое условие продвижения Робота, место, какое положение, какой шаг...

Методика работы над алгоритмической задачей как средство...

исходное положение, Робот, клетка, доска, ученик, какое условие продвижения Робота, место, какое положение

Вернуться в исходное положение и повторить, поменяв положение ног.

Использование клеточных автоматов для моделирования... В результате исходная клетка...

Задать вопрос