Диагностика готовности специалиста физической культуры и спорта к профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 11.01.2021

Статья просмотрена: 300 раз

Библиографическое описание:

Пантилеева, Н. В. Диагностика готовности специалиста физической культуры и спорта к профессиональной деятельности / Н. В. Пантилеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77528/ (дата обращения: 20.04.2024).



Актуальность данной работы обусловлена основной задачей подготовки специалистов в высшем учебном заведении физической культуры — формированием профессионально значимых свойств личности будущего педагога. Стратегия современного педагогического образования состоит в развитии и саморазвитии личности учителя, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач. Эта стратегия воплощается в направленности содержания, форм и методов учебного процесса на становление духовно-развитой, культурной личности учителя, обладающего целостным гуманистическим мировоззрением, глубокими профессиональными знаниями, комплексно реализующего свой творческий потенциал в профессиональной деятельности. При моделировании личности учителя необходимо преодолеть наблюдающийся разрыв между учителем и человеком, гражданином и специалистом [2].

От личностных качеств и способностей учителя зависят методы и приемы работы, производительность и качество труда. Опыт показывает, что формирование личности и профессионально значимых ее свойств является результатом долгой целенаправленной деятельности, включающей воздействие на все сферы психики студента, одной из которых является ценностно-мотивационный компонент личности будущих специалистов, так как он регулирует деятельность личности. Ценностные ориентации определяют мировоззрение, взгляды, убеждения и мотивы личности педагога, гуманный подход к детям, развитие специальных способностей [1].

Цель работы: исследовать готовность к профессиональной деятельности у студентов второго курса.

Гипотеза: если определить движущие силы (мотиваторы) профессионального самосовершенствования у каждого конкретного студента, то станет возможной и выработка рекомендаций по развитию его профессиональной мотивации.

Объект и методы исследования.

В исследовании принимали участие 11 человек, 5 девушек и 6 юношей, студенты второго курса Курганского государственного университета, обучающиеся на специальности «физическая культура». Обучающиеся специализируются на различных видах специализации: легкая атлетика, лыжи, волейбол, баскетбол, гимнастика, футбол. Возраст испытуемых: 19–22 года.

Для исследования готовности к профессиональной деятельности обучающихся студентов был использован опросник «Мотивации профессиональной деятельности» Францевой Т. Н.

Математическая обработка полученных результатов проводилась при использовании методом математической статистики, где использовались следующие общепринятые расчеты: подсчет среднего арифметического значения (М); среднего квадратического отклонения (б); средней ошибки среднего арифметического значения (m), стандартное отклонение, а также вычисление величины t-критерия Стьюдента.

Задачей при математической обработке данных была реальная оценка степени надёжности и достоверности количественных характеристик материала исследования, выявления закономерностей различия результатов.

По результатам проведенного исследования, у студентов в большей степени преобладает волевая регуляция, и низкий уровень эмоциональной и социальной регуляции к будущей профессиональной деятельности (рис. 1).

Преобладание мотивационных регуляций профессиональной деятельности

Рис.1. Преобладание мотивационных регуляций профессиональной деятельности

Это свидетельствует о том, что у студентов характеризуется управление поведением с помощью сознания личности, прежде всего, за счет использования волевых условий. Это предполагает самостоятельность, как в принятии решений, так и в инициативе действий, их осуществлении контроле. У таких людей преобладают следующие качества: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность.

Информационная регуляция характеризуется когнитивными способностями и обработкой информации, получаемой во время работы, побуждающей к актуализации мотива.

Низкий уровень преобладания эмоциональной регуляции свидетельствует о слабом осуществлении эмоциональной поддержки активности мотивов, связанной не только с уровнем и направлением их возбуждения, но и реальными переживаниями. Такие люди не способны взять ответственность за свои чувства, перекладывание вины на других; отсутствие сочувствия и сострадания; склонность к нападкам, обвинениям, командам, критике, прерыванию, раздаче советов и осуждению; склонность проецировать на себя чувства других людей, выдавая это за сочувствие; умалчивание о своих чувствах или предоставление ложной информации; склонность к раздумыванию мелочей или ожидание, пока проблемы не превратятся в серьезные; склонность к обидам, неспособность прощать;

Низкий показатель социальной регуляции характеризует влияние социального окружения на личность, ее побуждения и желания: не стремление быть полезным обществу, отсутствие стремления перед родителями и учителем, отсутствие авторитета, не желание занять место лидера, не желание доминировать и занимать позицию лидера, низкое совершенствование.

Так же по результатам проведенного исследования, у студентов больше всего преобладают познавательный мотив и мотив самореализации, а мотив признания находится на самом низком уровне (рис. 2).

Преобладание мотивов профессиональной деятельности

Рис. 2. Преобладание мотивов профессиональной деятельности

Познавательный мотив на хорошем уровне свидетельствует о поведение, которое мотивируется получением новой информации. Личность желает, чтобы вследствие перемен работа стала более глубокой, в большей степени удовлетворяла профессиональный интерес. Это означает, что личность допускает, чтобы выполнение работы стало более сложным, требовало более высоких технических и профессиональных навыков, а также мобилизации интеллектуальных способностей.

Мотив самореализации на хорошем уровне способствует к потребности расти и развиваться как личность, стремление к полной реализации свойств, способностей и желание ощущать свою компетентность, творческий подход к решению состоящих задач.

Мотив признания или жизнеобеспечения выявлен самым низким среди всех мотивов, а значит у студентов не преобладающая потребность в постоянном получении похвалы окружающих, и как правило, низкой оценке собственных достоинств, низкий уровень или же полное отсутствие уважения окружающих людей.

Таким образом, по мотивам профессиональной деятельности, которые были разделены на группу внешних и внутренних мотивов, можно проанализировать и сравнить какая из групп больше преобладает у студентов (рис. 3).

Преобладание внешних и внутренних мотивов у студентов

Рис. 3. Преобладание внешних и внутренних мотивов у студентов

По результатам заметно, что группа внутренних мотивов преобладает над группой внешних мотивов. Это значит, что у таких обучающихся психологические свойства субъекта поведения и непосредственный внутренний интерес к предстоящим действиям будет стоять на первом месте, а внешние условия и обстоятельства деятельности субъектов будут на низком уровне.

Вывод

По результатам проведенного исследования, у студентов в большей степени преобладает волевая регуляция, и низкий уровень эмоциональной и социальной регуляции к будущей профессиональной деятельности. Также выявлено, что у студентов больше всего преобладают познавательный мотив и мотив самореализации, а мотив признания находится на самом низком уровне. Таким образом, по мотивам профессиональной деятельности, которые были разделены на группу внешних и внутренних мотивов, проанализировано, что внутренних мотивов преобладает над группой внешних мотивов.

Полученные показатели могут поменяться в последующие годы обучения, так как обучающиеся еще не проходили производственную и педагогическую практику; возможно, что после получения профессионального навыка и опыта мотивы будущих специалистов поменяются в положительную или в отрицательную стороны; также на изменение показателей может повлиять специализация спортсмена, в зависимости от достигнутых результатов, а также ряд вспомогательных факторов. Мотивационная структура студента в конечном итоге отражает направленность личности — ее интересы, склонности, убеждения, идеалы, в которых выражается мировоззрение человека, следовательно, результаты учебной деятельности во многом обусловлены личностными особенностями обучающегося, и прежде всего, его самооценочной деятельностью.

Литература:

  1. Cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-subektnoy-gotovnosti-studentov-vuza-k-innovatsionnoy-professionalnoy-deyatelnosti-v-sfere-fizicheskoy-kultury-i-sporta
  2. Infourok.ru//https://infourok.ru/formirovanie-motivacionnocennostnogo-otnosheniya-uchaschihsya-k-fizicheskoy-kulture-3242439.html
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, мотив, мотив признания, мотив самореализации, познавательный мотив, социальная регуляция, студент, арифметическое значение, будущая профессиональная деятельность, волевая регуляция.


Похожие статьи

Теоретические основы исследования учебной мотивации...

От силы мотивации, ее структуры и ведущих учебных мотивов зависит эффективность учебной деятельности и качество овладения профессиональными компетенциями.

М. В. Матюхина выделяет три вида мотивов в зависимости от источников учебной мотивации [4]

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Мотив — это направленность студента на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением студента к ней и отношение к предмету его деятельности. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы.

К вопросу о мотивации профессиональной деятельности

Это позволяет нам ориентироваться на множество мотивов познавательной деятельности. С нашей точки зрения, существенное направление в мотивации учения дает исследование С. А. Пакулиной, которая обратила внимание на мотив «достижения успеха».

Формирование познавательной мотивации студентов

Мотив учебной деятельности можно определить как направленность обучающегося на достижение целей собственного развития, в том числе — на приобретение знаний, умений и навыков, продиктованных его интересами, внутренними потребностями, а также внешней средой.

К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении...

Учеными доказано, что любая деятельность нуждается в мотивации. Учебная деятельность как вид деятельности человека является более осознанной. Однако, каковы же мотивы поступления в вуз современного студента? На данный вопрос психологи отвечают по-разному.

К вопросу о профессиональной мотивации студентов

Мотивы придают личностный смысл деятельности. Повышение эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов связано, прежде всего, с развитием их социально-ценных мотивов в соответствии с требованиями учебного заведения и будущей...

Влияние ведущих мотивов профессиональной деятельности...

Для изучения психологической готовности выпускников к профессиональной деятельности, а именно мотивов профессиональной деятельности и ценностных установок в исследовании принимали участие 100 студентов 4 курса, очной формы обучения по направлению подготовки...

Мотивация персонала: сущность и значение как функции...

Мотивация субъекта в процессе трудовой деятельности бывает двух видов: внутренняя и

Основополагающее различие между понятиями стимул и мотив исходит из того, что мотив

Индивид нацелен на осуществление своих профессиональных способностей, знаний и...

Структура учебно-профессиональной мотивации студентов...

Доминирование профессиональных мотивов у студентов, будущих психологов, говорит об их желании быть успешными в будущей профессиональной деятельности, стремлении в полной мере использовать имеющиеся задатки, способности и склонности в реализации выбранной...

Похожие статьи

Теоретические основы исследования учебной мотивации...

От силы мотивации, ее структуры и ведущих учебных мотивов зависит эффективность учебной деятельности и качество овладения профессиональными компетенциями.

М. В. Матюхина выделяет три вида мотивов в зависимости от источников учебной мотивации [4]

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Мотив — это направленность студента на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением студента к ней и отношение к предмету его деятельности. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы.

К вопросу о мотивации профессиональной деятельности

Это позволяет нам ориентироваться на множество мотивов познавательной деятельности. С нашей точки зрения, существенное направление в мотивации учения дает исследование С. А. Пакулиной, которая обратила внимание на мотив «достижения успеха».

Формирование познавательной мотивации студентов

Мотив учебной деятельности можно определить как направленность обучающегося на достижение целей собственного развития, в том числе — на приобретение знаний, умений и навыков, продиктованных его интересами, внутренними потребностями, а также внешней средой.

К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении...

Учеными доказано, что любая деятельность нуждается в мотивации. Учебная деятельность как вид деятельности человека является более осознанной. Однако, каковы же мотивы поступления в вуз современного студента? На данный вопрос психологи отвечают по-разному.

К вопросу о профессиональной мотивации студентов

Мотивы придают личностный смысл деятельности. Повышение эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов связано, прежде всего, с развитием их социально-ценных мотивов в соответствии с требованиями учебного заведения и будущей...

Влияние ведущих мотивов профессиональной деятельности...

Для изучения психологической готовности выпускников к профессиональной деятельности, а именно мотивов профессиональной деятельности и ценностных установок в исследовании принимали участие 100 студентов 4 курса, очной формы обучения по направлению подготовки...

Мотивация персонала: сущность и значение как функции...

Мотивация субъекта в процессе трудовой деятельности бывает двух видов: внутренняя и

Основополагающее различие между понятиями стимул и мотив исходит из того, что мотив

Индивид нацелен на осуществление своих профессиональных способностей, знаний и...

Структура учебно-профессиональной мотивации студентов...

Доминирование профессиональных мотивов у студентов, будущих психологов, говорит об их желании быть успешными в будущей профессиональной деятельности, стремлении в полной мере использовать имеющиеся задатки, способности и склонности в реализации выбранной...

Задать вопрос