Диагностика готовности специалиста физической культуры и спорта к профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 11.01.2021

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Пантилеева, Н. В. Диагностика готовности специалиста физической культуры и спорта к профессиональной деятельности / Н. В. Пантилеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77528/ (дата обращения: 28.02.2021).



Актуальность данной работы обусловлена основной задачей подготовки специалистов в высшем учебном заведении физической культуры — формированием профессионально значимых свойств личности будущего педагога. Стратегия современного педагогического образования состоит в развитии и саморазвитии личности учителя, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач. Эта стратегия воплощается в направленности содержания, форм и методов учебного процесса на становление духовно-развитой, культурной личности учителя, обладающего целостным гуманистическим мировоззрением, глубокими профессиональными знаниями, комплексно реализующего свой творческий потенциал в профессиональной деятельности. При моделировании личности учителя необходимо преодолеть наблюдающийся разрыв между учителем и человеком, гражданином и специалистом [2].

От личностных качеств и способностей учителя зависят методы и приемы работы, производительность и качество труда. Опыт показывает, что формирование личности и профессионально значимых ее свойств является результатом долгой целенаправленной деятельности, включающей воздействие на все сферы психики студента, одной из которых является ценностно-мотивационный компонент личности будущих специалистов, так как он регулирует деятельность личности. Ценностные ориентации определяют мировоззрение, взгляды, убеждения и мотивы личности педагога, гуманный подход к детям, развитие специальных способностей [1].

Цель работы: исследовать готовность к профессиональной деятельности у студентов второго курса.

Гипотеза: если определить движущие силы (мотиваторы) профессионального самосовершенствования у каждого конкретного студента, то станет возможной и выработка рекомендаций по развитию его профессиональной мотивации.

Объект и методы исследования.

В исследовании принимали участие 11 человек, 5 девушек и 6 юношей, студенты второго курса Курганского государственного университета, обучающиеся на специальности «физическая культура». Обучающиеся специализируются на различных видах специализации: легкая атлетика, лыжи, волейбол, баскетбол, гимнастика, футбол. Возраст испытуемых: 19–22 года.

Для исследования готовности к профессиональной деятельности обучающихся студентов был использован опросник «Мотивации профессиональной деятельности» Францевой Т. Н.

Математическая обработка полученных результатов проводилась при использовании методом математической статистики, где использовались следующие общепринятые расчеты: подсчет среднего арифметического значения (М); среднего квадратического отклонения (б); средней ошибки среднего арифметического значения (m), стандартное отклонение, а также вычисление величины t-критерия Стьюдента.

Задачей при математической обработке данных была реальная оценка степени надёжности и достоверности количественных характеристик материала исследования, выявления закономерностей различия результатов.

По результатам проведенного исследования, у студентов в большей степени преобладает волевая регуляция, и низкий уровень эмоциональной и социальной регуляции к будущей профессиональной деятельности (рис. 1).

Преобладание мотивационных регуляций профессиональной деятельности

Рис.1. Преобладание мотивационных регуляций профессиональной деятельности

Это свидетельствует о том, что у студентов характеризуется управление поведением с помощью сознания личности, прежде всего, за счет использования волевых условий. Это предполагает самостоятельность, как в принятии решений, так и в инициативе действий, их осуществлении контроле. У таких людей преобладают следующие качества: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность.

Информационная регуляция характеризуется когнитивными способностями и обработкой информации, получаемой во время работы, побуждающей к актуализации мотива.

Низкий уровень преобладания эмоциональной регуляции свидетельствует о слабом осуществлении эмоциональной поддержки активности мотивов, связанной не только с уровнем и направлением их возбуждения, но и реальными переживаниями. Такие люди не способны взять ответственность за свои чувства, перекладывание вины на других; отсутствие сочувствия и сострадания; склонность к нападкам, обвинениям, командам, критике, прерыванию, раздаче советов и осуждению; склонность проецировать на себя чувства других людей, выдавая это за сочувствие; умалчивание о своих чувствах или предоставление ложной информации; склонность к раздумыванию мелочей или ожидание, пока проблемы не превратятся в серьезные; склонность к обидам, неспособность прощать;

Низкий показатель социальной регуляции характеризует влияние социального окружения на личность, ее побуждения и желания: не стремление быть полезным обществу, отсутствие стремления перед родителями и учителем, отсутствие авторитета, не желание занять место лидера, не желание доминировать и занимать позицию лидера, низкое совершенствование.

Так же по результатам проведенного исследования, у студентов больше всего преобладают познавательный мотив и мотив самореализации, а мотив признания находится на самом низком уровне (рис. 2).

Преобладание мотивов профессиональной деятельности

Рис. 2. Преобладание мотивов профессиональной деятельности

Познавательный мотив на хорошем уровне свидетельствует о поведение, которое мотивируется получением новой информации. Личность желает, чтобы вследствие перемен работа стала более глубокой, в большей степени удовлетворяла профессиональный интерес. Это означает, что личность допускает, чтобы выполнение работы стало более сложным, требовало более высоких технических и профессиональных навыков, а также мобилизации интеллектуальных способностей.

Мотив самореализации на хорошем уровне способствует к потребности расти и развиваться как личность, стремление к полной реализации свойств, способностей и желание ощущать свою компетентность, творческий подход к решению состоящих задач.

Мотив признания или жизнеобеспечения выявлен самым низким среди всех мотивов, а значит у студентов не преобладающая потребность в постоянном получении похвалы окружающих, и как правило, низкой оценке собственных достоинств, низкий уровень или же полное отсутствие уважения окружающих людей.

Таким образом, по мотивам профессиональной деятельности, которые были разделены на группу внешних и внутренних мотивов, можно проанализировать и сравнить какая из групп больше преобладает у студентов (рис. 3).

Преобладание внешних и внутренних мотивов у студентов

Рис. 3. Преобладание внешних и внутренних мотивов у студентов

По результатам заметно, что группа внутренних мотивов преобладает над группой внешних мотивов. Это значит, что у таких обучающихся психологические свойства субъекта поведения и непосредственный внутренний интерес к предстоящим действиям будет стоять на первом месте, а внешние условия и обстоятельства деятельности субъектов будут на низком уровне.

Вывод

По результатам проведенного исследования, у студентов в большей степени преобладает волевая регуляция, и низкий уровень эмоциональной и социальной регуляции к будущей профессиональной деятельности. Также выявлено, что у студентов больше всего преобладают познавательный мотив и мотив самореализации, а мотив признания находится на самом низком уровне. Таким образом, по мотивам профессиональной деятельности, которые были разделены на группу внешних и внутренних мотивов, проанализировано, что внутренних мотивов преобладает над группой внешних мотивов.

Полученные показатели могут поменяться в последующие годы обучения, так как обучающиеся еще не проходили производственную и педагогическую практику; возможно, что после получения профессионального навыка и опыта мотивы будущих специалистов поменяются в положительную или в отрицательную стороны; также на изменение показателей может повлиять специализация спортсмена, в зависимости от достигнутых результатов, а также ряд вспомогательных факторов. Мотивационная структура студента в конечном итоге отражает направленность личности — ее интересы, склонности, убеждения, идеалы, в которых выражается мировоззрение человека, следовательно, результаты учебной деятельности во многом обусловлены личностными особенностями обучающегося, и прежде всего, его самооценочной деятельностью.

Литература:

  1. Cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-subektnoy-gotovnosti-studentov-vuza-k-innovatsionnoy-professionalnoy-deyatelnosti-v-sfere-fizicheskoy-kultury-i-sporta
  2. Infourok.ru//https://infourok.ru/formirovanie-motivacionnocennostnogo-otnosheniya-uchaschihsya-k-fizicheskoy-kulture-3242439.html
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, мотив, мотив признания, мотив самореализации, познавательный мотив, социальная регуляция, студент, арифметическое значение, будущая профессиональная деятельность, волевая регуляция.


Задать вопрос