Государственный контроль и надзор в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 12.01.2021

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Мусатова, А. А. Государственный контроль и надзор в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг / А. А. Мусатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 216-219. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77526/ (дата обращения: 28.02.2021).



В статье рассмотрена организация государственного контроля за эффективностью и качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также сделаны соответствующие выводы о взаимодействии государственных органов.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, жилищно-коммунальные услуги, жилищный фонд, государственный контроль, Тамбовская область

Создание качественных жилищных условий является одной из значимых задач социально — экономической политики государства.

Качество предоставляемых коммунальных услуг и выполняемых работ должно соответствовать Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, требованиям государственных стандартов, условиям заключенных договоров между управляющими организациями и собственниками многоквартирных домов и другой документации согласно действующему законодательству [4, с. 13–16].

В связи с этим, контроль за качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг является основным процессом управления многоквартирным жилым домом.

Государственный контроль за предоставлением коммунальных услуг и за содержанием общего имущества многоквартирного дома осуществляется целой системой федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

К федеральным органам исполнительной власти, участвующим в государственном регулировании жилищно-коммунального хозяйства является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, теплоснабжения, в сфере обеспечения энергетической эффективности, разработке и согласованию федеральных и ведомственных целевых программ.

Минстрой России осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

К органам исполнительной власти в сфере регулирования качества жилищно-коммунальных услуг в Тамбовской области относятся: Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области, Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области.

Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области (далее — Управление ТЭК и ЖКХ) является органом исполнительной власти Тамбовской области, образованным в соответствии с Законом Тамбовской области от 25 ноября 2005 г. № 391-З «О системе исполнительных органов государственной власти Тамбовской области, Постановлением главы администрации Тамбовской области от 06 сентября 2013 г. № 264 «Об утверждении Положения об управлении топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области».

Управление ТЭК и ЖКХ осуществляет разработку и представление проектов нормативных правовых актов области, в том числе программы, в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивает реализацию нормативных правовых актов в пределах своих полномочий, разрабатывает схемы и программы развития электроэнергетики Тамбовской области, обеспечивает формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом [2].

Специализированными органами государственной власти по контролю качества предоставления населению жилищно-коммунальных услуг являются Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области.

Управление государственного жилищного надзора (далее — УГЖН) было образовано на основании Постановления главы администрации Тамбовской области от 18 марта 2013 г. № 93 «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти области в сфере регионального государственного жилищного надзора» и Постановления от 29 мая 2013 г. № 171 «Об утверждении Положения об управлении государственного жилищного надзора Тамбовской области».

УГЖН является уполномоченным органом исполнительной власти Тамбовской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, и имеет в своей структуре четыре отдела: капитального ремонта, лицензионного контроля деятельности по управлению многоквартирными домами, по контролю за содержанием жилищного фонда и предоставлением коммунальных услуг, правового обеспечения, бухгалтерского учета и кадровой работы.

Основными задачами УГЖН являются обеспечение защиты прав и законных интересов граждан в жилищной сфере, предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в жилищной сфере, допущенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами [3].

Основными функциями УГЖН являются:

1. Разработка и внесение на рассмотрение в установленном порядке проектов нормативно правовых актов области в жилищной сфере;

2. Осуществление регионального государственного жилищного надзора;

3. Осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда области;

4. Осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль.

УГЖН при выполнении возложенных на него функций осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, администрацией области и ее структурными подразделениями, органами государственной власти области, органами местного самоуправления, правоохранительными и судебными органами, иными организациями и гражданами, а также со средствами массовой информации в целях развития связей с общественностью по вопросам защиты прав граждан в контролируемых сферах [5, с. 19].

Основным направлением работы УГЖН является организация и проведение проверок выполнения обязательных требований законодательства по обращениям граждан.

Показателями результатов деятельности УГЖН, которые позволяют судить об уровне качественного предоставления жилищно-коммунальных услуг являются количество обращений граждан, число выявленных нарушений и выданных предписаний в результате проведенных плановых и внеплановых проверок исполнителей предоставления данных услуг.

По состоянию на 01 декабря 2020 г. в УГЖН поступило 3523 обращения от жителей г. Тамбова и области. Потребители обращаются по ряду беспокоящих вопросов, основными из которых являются: нарушение правил содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов; нарушение норм обеспечения коммунальными услугами, несогласие с размером платы за предоставленные коммунальные услуги, перепланировки и переустройства жилых помещений.

По обращениям граждан в случае необходимости проводятся внеплановые проверки и комиссионные обследования. В 2020 г., в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой и введением карантинных мер, проведение данных проверок осуществлялось только в случае связанных с угрозой жизни и здоровью жителей.

В результате проверок при обнаружении нарушений выдаются предписания, составляются протоколы об административных правонарушениях, применяются штрафные санкции.

Несмотря на принимаемые меры государственного контроля, ситуация с содержанием жилищного фонда и качеством коммунальных услуг не улучшается, так как многие руководители жилищно-коммунальных организаций оспаривают постановления об административных правонарушениях в суде, вместо того чтобы устранять нарушения [6, с. 113].

Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (далее — Роспотребнадзор), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка [7].

Основными полномочиями Роспотребнадзора, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Основные вопросы, регулируемые Роспотребнадзором являются:

  1. Требования к придворовым территориям жилых многоквартирных домов и прочих зданий и сооружений;
  2. Требования к жилым помещениям и помещениям мест общего пользования, размещаемых в многоквартирных домах;
  3. Требования к качеству предоставления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению, канализации, удалению бытовых отходов;
  4. Требования к вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений;

В соответствии с возложенными на Роспотребнадзор функциями и в рамках полномочий, установленных законодательством, уполномоченные должностные лица вправе:

  1. Применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
  2. Выдавать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки.
  3. Составлять протоколы об административных правонарушениях в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

Причинами обращений потребителей в сфере ЖКХ послужили: нарушение норм и качества оказания коммунальных услуг; нарушение применения нормативов и тарифов при начислении платы за услуги ЖКХ; взимание платы за не оказанные услуги; неприводимая санитарная обработка мест общего пользования многоквартирных домов.

В Роспотребнадзор поступает большое количество жалоб на деятельность и работу управляющих организаций.

В соответствии с действующим законодательством государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям возложена на УГЖН.

Поэтому согласно Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», в случае, если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции других органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц, обращение в течении семи дней должно быть направлено в соответствующий орган, в нашем случае в УГЖН для принятия мер в пределах установленных полномочий.

С целью предотвращения и недопущения нарушения прав потребителей контролирующие органы должным взаимодействовать между собой, а именно в максимально короткие сроки направлять поступившие обращения в компетентные органы по принадлежности для принятия мер реагирования. Вместе с тем, по моему мнению, Роспотребнадзор и УГЖН должны проводить совместные комиссионные обследования и проверки фактов, изложенных в обращениях граждан.

Только благодаря такому взаимодействию возможно снизить социальную напряженность в обществе, повысить уровень защиты потребителей от безответственных действий исполнителей предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Вместе с тем необходимо отметить, что для эффективности деятельности органов государственного контроля за предоставлением жилищно-коммунальных услуг необходимо исключить формальный подход при проведении проверок и обеспечить всестороннее рассмотрение степени ответственности должностных лиц таких органов. Соответственно для более внимательного рассмотрения вопросов, указанных в обращениях граждан, в целях недопущения нарушений необходимо исключить критическую перегруженность должностных лиц, посредством пересмотра предельной численности контролирующих органов в сторону значительного увеличения.

Литература:

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 1 (часть 1).
  2. Постановление главы администрации Тамбовской области от 06.09.2013 № 264 «Об утверждении Положения об управлении топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области» //Опубликован 06.09.2013 на официальном интернет-портале правовой информации — http://www.pravo.gov.ru
  3. Постановление главы администрации Тамбовской области от 29.05.2013 № 171 «Об утверждении Положения об управлении государственного жилищного надзора Тамбовской области» //Опубликован 29.05.2013 на официальном интернет-портале правовой информации — http://www.pravo.gov.ru
  4. Балтутите И. В., Витвицкая В. Р., Гончаров А. И. Жилищное право: учебник // М.: Юриспруденция — 2016. — 528 с.
  5. Беспалов Ю. Ф. Жилищные споры. Путеводитель по законодательству и судебной практике: научно-практическое пособие // М.: Проспект — 2018. — 368 с.
  6. Данилов, Е. П. Защита жилищных прав //М.: АСТ — 2018. — 256 c.
  7. Качкаев П. Р. Проблемы и перспективы развития ЖКХ в рамках реформирования отрасли // Жилищно-коммунальное хозяйство. — 2017. — № 2. — С. 2–5.
Основные термины (генерируются автоматически): Тамбовская область, жилищно-коммунальное хозяйство, исполнительная власть, орган, услуга, государственный контроль, жилищный фонд, обращение граждан, Управление, Федеральная служба.


Задать вопрос