Закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц: общая характеристика, порядок заключения контрактов (договоров) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 09.01.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Самойлов, М. А. Закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц: общая характеристика, порядок заключения контрактов (договоров) / М. А. Самойлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 120-124. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77432/ (дата обращения: 25.02.2021).



В статье автор пытается раскрыть общую характеристику проведение закупок отдельными видами юридических лиц, порядок заключения контрактов (договоров), а также определить особенности данных правоотношений.

Ключевые слова: закупка, договор, заключение договора, единственный поставщик, конкурентная закупка, участники закупок.

В настоящее время в Законе № 223 отсутствует понятие закупки.

Д. А. Готовцев, исходя из анализа Закона № 223, отметил, что под закупкой возможно понимать как процедуру выбора поставщика (конкурентным или неконкурентным способом), так и полный цикл действий заказчика, начиная с подготовки к закупке, заканчивая приемкой результатов по договору, поскольку именно эти отношения регламентирует положение о закупке (ч. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона № 223) [1].

Следовательно, необходимо отметить, что закупки включают в себя этапы: организации, проведения, заключения и исполнения договора. Кроме того, п. 3.1–3.2 ст. 3 Закона № 223 предусмотрены способы закупки, а именно неконкурентной закупки у единственного поставщика и четыре классических способа конкурентных закупок: конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений.

Конкурс и запрос предложений — это способы проведения закупок, при которых основная цель — это выявить участника, предложившего лучшие условия исполнения договора.

Аукцион и запрос котировок — это способы проведения закупок, при которых основная цель — определить участника, предложившего наиболее низкую цену договора.

В положении о закупке также возможно предусмотреть и другие способы, которые отвечают условиям конкурентности. заказчики самостоятельно определяют и выбирают способы закупки, в том числе заключение договора с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком, в положении о закупке, установив при этом порядок такой закупки [2].

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 223 установлены следующие принципы: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки [1].

Следует отметить, что неконкурентной закупкой по Закону N 223-ФЗ признается процедура определения поставщика, которая не соответствует хотя бы одному из обязательных условий, которым должна отвечать конкурентная закупка. Неконкурентная закупка осуществляется по основаниям, предусмотренным положением о закупке, в случаях, когда проведение конкурентной процедуры невозможно, например, когда предмет договора специфичен и обеспечить конкуренцию невозможно, когда необходимо докупать комплектующие или запчасти у производителя, либо если потенциальный поставщик — монополист [3].

Исходя из смысла ст. 3.6. Закона № 223, исчерпывающий перечень случаев, когда возможно провести закупку у единственного поставщика, а также порядок её проведения регламентируется положением о закупке, принятым в организации заказчика. При этом, согласно разъяснениям Письма Минфина России от 19.04.2019 N 24–04–07/28730, злоупотребление правом проводить закупки у единственного поставщика является нарушением Закона № 223 и Федерального закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ О защите конкуренции [5].

Конкурентные способы закупки также применяются в случаях, когда в положениях ФЗ N 223 и ФЗ N 135 отсутствуют основания для закупки у единственного поставщика.

Конкурентная закупка должна:

1) быть опубликованной в Единой информационной системе в сфере закупок, либо в случае закрытой процедуры направлена ограниченному кругу лиц

2) иметь обеспеченную конкуренцию между участниками;

3) иметь предмет, который описан в документации.

Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» [6], электронная форма закупки не обязательна, если информация не подлежит размещению в информационных системах, если относится к случаям закупки у единственного поставщика, а также при проведении срочной, аварийной закупки. При этом согласно ст. 3.4 Закона № 223 обязательно проводится в электронной форме, если участниками могут быть только самозанятые и субъекты малого и среднего предпринимательства, внесенные в соответствующий единый реестр [1].

Участником открытой закупки может стать любое юридическое или физическое лицо или несколько лиц. В этом случае несколько лиц должны выступать на стороне одного участника закупки. Заявка на участие в закупке подается в любое время с момента размещения извещения о ее проведении (направления приглашения) до окончания срока подачи таких заявок. При этом срок не может быть меньше 15 дней при проведении аукциона или конкурса, 7 рабочих дней при проведении запроса, 5 рабочих дней при проведении запроса котировок [1].

В течение срока участники могут подать заявку, сведения в которой должны быть достоверными. Исходя из п. 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 в случае недостоверности сведений, которые позволили одержать победу в закупке, такие действия признаются актом недобросовестной конкуренции [7].

В дальнейшем необходимо предоставить обеспечение заявки путем внесения денежной суммы либо предоставления банковской гарантии, либо иным способом, предусмотренным гражданским законодательством.

Обеспечение заявки на участие в закупке по Закону N 223-ФЗ не возвращается, если участник уклонился от заключения договора; отказался от заключения договора; не предоставил обеспечение исполнения договора до его заключения; предоставил обеспечение исполнения договора с нарушениями. В случае проведения закупки в электронной форме заявка подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью и направляется оператору [1].

Согласно ч. 19 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, заявка на участие в конкурсе, аукционе, запросе предложений состоит из двух частей и ценового предложения.

Первая часть заявки содержит описание предлагаемого товара (работы, услуги) согласно документации. Вторая часть заявки содержит сведения об участнике, о соответствии единым квалификационным требованиям и об окончательном предложении участника о функциональных характеристиках и свойствах товара, качества и иных условиях исполнения договора.

Заявка на участие в запросе котировок состоит из одной части и ценового предложения, которая содержит предложение участника о цене договора, согласие на выполнение работ или оказание услуг на условиях, предусмотренных проектом договора

После проведения закупки сведения о победителе отражаются в итоговом протоколе, который размещается в Единая информационная система в сфере закупок либо при проведении закрытой закупки такие сведения направляются в порядке, который предусмотрен в положении о закупке [1].

Согласно ст. 3.4, ст. 28 Закона № 223, по результатам закупок с субъектами малого и среднего предпринимательства договор заключается на электронной площадке на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией, извещением (приглашением) и заявкой участника, с которым заключается договор.

В иных случаях договор заключается в соответствии с положениями о закупке. Порядок заключения договора обычно указывается в документации и (или) извещении. По итогам конкурентной закупки заказчик должен заключить с победителем договор не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения итогового протокола. Превышение этого срока возможно, когда заказчику необходимо получить одобрение органа управления заказчика или когда антимонопольным органом рассматривается жалоба. В этом случае согласно ч. 15 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты получения одобрения или принятия решения антимонопольным органом.

Частью 28 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ предусмотрена возможность разместить протокол разногласий, если договор заключается с субъектами малого и среднего предпринимательства. В протоколе участник вправе указать замечания к условиям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и заявке.

Исходя из положений ст. 3, ст. 5 Закона № 223-ФЗ, если заказчик необоснованно уклоняется от заключения договора, его действия можно обжаловать, а если участник будет признан уклонившимся от заключения договора, то его включат в реестр недобросовестных поставщиков.

Кроме Закона № 223, правовое регулирование закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, обеспечивается и иными нормативно-правовыми актами [1].

В Письме Минэкономразвития России от 24.08.2015 N Д28и-2434, например, было отмечено, что ГК РФ является общим законом по отношению к специальному Закону N 223-ФЗ, в связи с чем в случае коллизии между законами и ГК РФ либо отсутствия регулирования соответствующих отношений специальным законом необходимо руководствоваться нормами ГК РФ [8], хотя такой подход поддерживается не всеми исследователями.

Следует также отметить Федеральный закон от 24.04.2020 N 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции». Указанный закон в настоящее время предусматривает, что сроки, предусмотренные Законом № 223 и исчисляемые в рабочих днях, подлежат исчислению в календарных днях [9].

В дальнейшем отметим некоторые изменения правового регулирования закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц.

Так, согласно положению Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения», с 1 января 2021 года будет предусмотрена минимальная доля закупок товаров российского происхождения, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году [10]. Указанным постановлением устанавливается, что товаром российского происхождения признается товар, включенный:

1) в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации;

2) в единый реестр российской радиоэлектронной продукции.

Кроме того, в настоящее время в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается Проект Федерального закона N 301875–7 [13], который предусматривает различные изменения законодательства закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц.

Указанный законопроект был разработан в целях реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р, которым была предусмотрена подготовка проекта федерального закона об установлении исчерпывающего перечня документов в составе заявки, а также требований к указанным документам [12],

В пояснительной записке указанного законопроекта отмечается, что Закон № 223 рамочно регулирует закупочную деятельность отдельных видов юридических лиц, так как требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке устанавливаются заказчиками самостоятельно в документации о закупке. В результате чего имеют место случаи установления заказчиками избыточных требований к содержанию, оформлению заявки, обязательному наличию в ее составе справок, сертификатов, выписок, срок получения которых в уполномоченных органах сопоставим со сроком подачи заявок, что приводит к невозможности участия в такой закупке и сокращению количества участников закупки [13].

По этой причине законопроектом было предусмотрено установление исчерпывающего перечня документов, которые заказчики вправе потребовать. По мнению авторов законопроекта, его принятие позволит исключить произвольное установление заказчиками требований к составу и содержанию заявок участников, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, изменится порядок проведения электронного конкурса — среди его этапов нельзя будет предусмотреть квалификационный отбор участников, а сроки проведения каждого из этапов нужно указывать не в извещении, а в документации. При этом электронный запрос предложений будет проводиться по тем же правилам, что и электронный конкурс

Поправками предусмотрен перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников, например, к ним относятся:

1) наименование, адрес, учредительный документ, если участник — юрлицо;

2) Ф. И. О. (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства физлица, если участник закупки — ИП;

3) ИНН участника или его аналог (для иностранного лица);

4) данные об обеспечении заявки, если такое требование есть в закупочных документах

5) реквизиты спецсчета или банковская гарантия (ее копия);

6) предложение по предмету закупки;

7) предложение о цене договора (исключение — электронный аукцион).

Причем эти сведения участник представит при аккредитации на электронной площадке, а оператор направит их заказчику автоматически. Кроме того, возможно будет запросить продекларировать ряд сведений, например, о том, что деятельность участника не приостановлена на дату подачи заявки [7].

Договор по результатам закупки, проведенной по правилам Закона № 223-ФЗ, заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией и извещением, а также заявкой победителя процедуры. Детальный порядок заключения договора должен быть предусмотрен в положении о закупке, например, сроки и порядок обмена документами, заключение договора с несколькими участниками [1].

При заключении договора используются сведения, предоставленные в заявке участника, а именно реквизиты, ценовое предложение, информация о стране происхождения товара и иные условия исполнения договора.

Определяя срок исполнения в договоре, следует отметить, что Законом N 223-ФЗ он не ограничен, поэтому возможно установить любой срок исполнения с учетом положения о закупке, однако он должен заканчиваться в пределах месяца окончания срока исполнения, установленного в плане закупки. Кроме того, срок исполнения договора, как правило, согласуют исходя их планов финансово-хозяйственной деятельности организаций. Если одним из критериев определения победителя конкурентной закупки был срок исполнения договора, то в договор включается информация о таком сроке из предложения победителя [1].

Общий порядок обеспечения исполнения договора Законом N 223-ФЗ не установлен. Тем не менее Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [14] устанавливает необходимость предоставления участнику права самостоятельно выбрать способ обеспечения исполнения договора — путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным положением о закупке. При этом размер обеспечения должен быть равен размеру аванса или не превышать 5 % от начальной цены договора, если авансирование не предусмотрено.

Срок, к которому участник должен предоставить обеспечение исполнения договора также устанавливается положением о закупке, например, возможно предусмотреть предоставление обеспечения одновременно с подписанием договора или в определенный срок после его заключения.

В настоящее время в большинстве случаев договор заключается на электронной площадке с использованием электронной подписи. В случае разногласий по проекту договора потенциальный исполнитель вправе направить протокол разногласий через электронную площадку. Замечания по такому протоколу учитываются только в том случае, если договор не соответствует извещению, документации или заявке участника. Сведения о заключенном договоре направляются в Казначейство РФ для включения их в реестр договоров.

Заключение договора по итогам конкурентной закупки осуществляется в срок не менее, чем через десять дней и не более, чем через двадцать дней с даты публикации в Единой информационной системе в сфере закупок итогового протокола закупки. В случае направления жалобы в антимонопольный орган или необходимости получения одобрения органа управления, договор заключается не позднее чем через пять дней с даты принятия решения, ответа на жалобу. В случае нарушения этих правил, такой договор является ничтожным в соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции [1].

Сведения о лице, которое уклоняется от заключения договора, заносятся в реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того, такие сведения заносятся в отношении лиц, которые допустили существенные нарушения исполнения условий договора из-за чего договор был расторгнут по решению суда.

Правовое регулирование указанных сведений осуществляется на основе Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [15].

Обращение должно включать:

1) данные о недобросовестном поставщике.

2) данные о закупке, включая дату подведения итогов или дату признания закупки несостоявшейся.

3) копию протокола, на основании которого должен быть заключен договор.

4) копию решения суда;

5) документ, подтверждающий полномочия лица, направляющего сведения;

6) иные документы, подтверждающие факт уклонения.

Непредоставление сведений влечет административную ответственность в рамках ст. 19.7.2–1 КоАП РФ [16].

Последствием внесения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является то, что если заказчик установит требование об отсутствии участника в указанном реестре, то исполнитель не сможет участвовать в закупке до исключения сведений из реестра недобросовестных поставщиков.

В зависимости от того, что предусмотрено положением о закупке, после уклонения участника возможно заключить договор с участником, сделавшим второе предложение, либо признать закупку несостоявшейся.

В случае, если договор не будет подписан, победитель закупки вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор в соответствии с п. 6 ст. 448 ГК РФ, а также требовать возмещения убытков.

В положении о закупке также может быть предусмотрена возможность отстранить участника от участия в закупке на этапе заключения договора, если участник не соответствует требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверные сведений.

В настоящее время существуют различные особенности заключения договоров по Закону № 223.

Во-первых, применяются цены (тарифы, ставки и т. п.), устанавливаемые государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Так

Такое правовое регулирование установлено при предоставлении внаем жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, в отношении услуг ОСАГО, услуг общедоступной электросвязи (предоставление местных телефонных соединений по фиксированной телефонной сети и т. д.) и общедоступной почтовой связи, электроснабжения, утилизации твердых коммунальных отходов, газоснабжения, железнодорожных перевозок и других.

При этом в научной литературе отмечается, что при заключении договора стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, однако только при условии заключения договора с единственным поставщиком без применения конкурентных процедур. В ином случае смысл применения этих норм отсутствует, так как исполнитель уже выполнил работу, и именно он, а не другой участник закупки должен получить оплату [4].

Кроме того, Закон № 223 не запрещает изменить и расторгнуть договор по соглашению сторон. Очевидно, что такие правила позволяют заказчику серьезно изменять условия закупки уже после подведения ее итогов [4, c. 60].

Подводя итог, отметим, что в настоящее время правовое регулирование закупок по Закону № 223 соответствует международным договорам. Кроме указанного закона в сфере Закупок отдельными видами юридических лиц применяются также иные нормативно-правовые акты. Среди них Гражданский кодекс РФ, иные федеральные законы, различные постановления Правительства.

Хотя в Законе № 223 не регламентировано множество ситуаций, которые возникают в практической деятельности, тем не менее решение некоторых проблем уже предусмотрено в законопроекте, который прошел 3 чтение в Государственной Думе РФ. Указанные изменения направлены на устранение множества требований по предоставлению множества документов, которые предъявляют заказчики к исполнителям договоров.

Литература:

  1. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4571. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5009.
  2. Готовцев Д. А. Каким способом провести процедуру закупки заказчику по Закону N 223-ФЗ // СПС Консультант Плюс
  3. Байрашев В. Конкурентные и неконкурентные закупки: как заказчику закупить желаемый товар // Прогосзаказ.рф. 2019. N 5. С. 55–64.
  4. Чагин К. Г. Заключение и исполнение договоров по Закону N 223-ФЗ // Прогосзаказ.рф. 2018. N 4. С. 46–65.
  5. О заключении отдельными видами юрлиц договоров о закупке финансовых услуг с единственным поставщиком: Письмо Минфина России от 19.04.2019 N 24–04–07/28730 // СПС Консультант Плюс
  6. Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме: Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. N 26. Ст. 3533. 2015. N 47. Ст. 6585
  7. Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ: Президиум Верховного Суда РФ 16.05.2018 // СПС Консультант Плюс
  8. О применении положений ГК РФ: Письмо Минэкономразвития России от 24.08.2015 N Д28и-2434 // СПС Консультант Плюс
  9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции: федер. закон от 24.04.2020 N 124-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 17. Ст. 2702.
  10. О минимальной доле закупок товаров российского происхождения: Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2013 // СПС Консультант Плюс
  11. О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Проект Федерального закона N 301875–7
  12. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р // СПС Консультант Плюс
  13. О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Пояснительная записка на Проект Федерального закона N 301875–7 // СПС Консультант Плюс
  14. Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 // СПС Консультант Плюс
  15. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом // СПС Консультант Плюс
  16. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. 2020. № 42 (часть II), Ст. 6506.
Основные термины (генерируются автоматически): заключение договора, закупка, договор, единственный поставщик, конкурентная закупка, участник закупки, участник, Российская Федерация, проект договора, электронная площадка.


Ключевые слова

договор, единственный поставщик, заключение договора, закупка, конкурентная закупка, участники закупок
Задать вопрос