В статье автор проводит анализ истории и принципов финансовой деятельности муниципальных образований
Ключевые слова: финансы, экономика, деньги
Финансовая деятельность муниципальных образований представляет собой исторически сложившийся и обусловленный публичным характером институт в структуре финансовой деятельности государства и характеризуется тем, что в ходе ее осуществления организуются и практически осуществляются аккумуляция, мобилизация, распределение и использование денежных фондов [1, с. 7].
Анализ понятия и сущности муниципальных финансов в российской финансовой науке носил поступательный характер. Историю развития взглядов о муниципальных финансах в работах экономистов-финансистов России можно условно разделить на три этапа:
- Досоветский период (1864–1917 гг.);
- Советский период (1918–1990 гг.);
- Постсоветский период (1991 г. — по настоящее время).
В ходе финансовой деятельности государство осуществляет аккумуляцию денежных средств, перераспределяя их, тем самым образует бюджетные, внебюджетные, резервные и иные денежные фонды — один из важнейших признаков финансовой деятельности государства. Можно выделить следующие методы, которые использует государство: налогообложение, привлечение денежных средств населения добровольного характера с помощью государственного кредита, вкладов и займов.
В процессе финансовой деятельности государство расходует денежные средства. Из федерального бюджета государство осуществляет расходы на здравоохранение, образование, армию и оборону; из Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет выплаты пенсии и различные пособия гражданам; из резервных фондов восстанавливает потери, понесенные целыми городами и селами в результате стихийных бедствий, и т. д.
Основными общеотраслевыми принципами финансового права можно назвать те, которые представлены на рис. 1.
Рис. 1. Общеотраслевые принципы финансового права [2, с. 33]
Европейская хартия местного самоуправления в качестве одного из основных закрепляет принцип соразмерности ресурсов органов местного самоуправления полномочиям, предоставленным им Конституцией или законом [3]. Исследователи при этом считают, что данный принцип выступает как цель, к достижению которой необходимо стремиться, «поскольку ресурсы никогда не соразмерны потребностям».
По мнению кандидата юридических наук С. Б. Дремова, местные финансы, также как и государственные, имеют особенное правовое содержание и опираются на принципы, которые представлены на следующем рисунке (рис. 2).
Рис. 2. Принципы муниципальных финансов по С. Б. Дремову [4]
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что данные принципы не всегда реализуются на практике. В связи с этим делаем вывод о наличии проблем в реформе органов местного самоуправления. Когда местное самоуправление будет осуществлять свою финансовую деятельность в соответствии с рассматриваемыми нами принципами, только в этом случае можно будет говорить о достаточном финансовом обеспечении муниципальных образований.
Также говоря про принцип, указанный в Европейкой хартии местного самоуправления, местным органам власти следует более точно формировать бюджет, основные направления бюджетной и налоговой политики, сводную бюджетную роспись и т. д.
Литература:
- Васильев, В. И. Местное самоуправление: история и современная практика ⁄⁄ Журнал российского права. — 2015. — № 3. — С. 5–15.
- Галушкин, А.А., Митрохин В. В., Тарадаева А. В., Усков И. В. Финансовая система Российской Федерации: состояние, тенденции и перспективы. — М., 2015. С. 124.
- Европейская Хартия о местном самоуправлении. Русская версия. Страсбург.// № 92–871–0804–8. 1990.
- Дремов С. Б. Правовое регулирование финансовых отношений в системе местного самоуправления Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2001.