Реализация воспитательных целей на уроках истории в школе при изучении Великой Отечественной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 07.01.2021

Статья просмотрена: 311 раз

Библиографическое описание:

Карамашева, Н. С. Реализация воспитательных целей на уроках истории в школе при изучении Великой Отечественной войны / Н. С. Карамашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77388/ (дата обращения: 25.04.2024).



Формирование исторической памяти является одной из задач, заявленных действующими Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования. На протяжении учебного года особое внимание уделялось изучению Великой Отечественной войны. Изучение тем проводилось в соответствии с принятыми нормативными документами:

  1. Указ президента Российской Федерации № 327 от 8 июля 2019 года «Об объявлении 2020 года в Российской Федерации Годом памяти и славы»;
  2. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2018 г. «О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

Учебный год начался с Урока Победы. Важнейшей воспитательной целью ставила перед собой подготовку школьников к формированию российской идентичности и патриотизма.

При проведении данного урока, учитывая возрастные особенности учащихся отмечу, что на уроках истории при изучении периода Великой Отечественной войны столкнулась с рядом проблем методического, а также содержательного характера.

Реализация воспитательных целей таких как, осмысление великой Победы, как важнейшего события в истории государства и народа осуществлялась в 10–11 классах. Это изучение тем в рамках программы и проведение Уроков Мужества. Результатами стали осознание старшеклассниками важность памяти о событиях 75 летней давности. Знающий историю событий и фактов своей Родины, будет знать и цену своей Родине. В будущем знающий историю своей страны гражданин Российской Федерации не допустит фальсификации истории Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. С чувством гордости будет передавать свои знания будущему поколению.

Эмоциональное восприятие учащимися событий 75-летней давности одна из проблем при изучении событий Великой Отечественной войны. Воспитательные цели могут реализовываться в рамках внеурочной деятельности 5–9 классах. Школьники прияли участие в встречах с старожилами в рамках акции «Дети войны» и беседуя с старожилами села, вынесшими тяжесть военного времени соприкасаясь с участниками этих тяжелых времен очень эмоционально восприняли события периода Великой Отечественной войны. Полученные личностные результаты, это осознание учащимися чувства гордости за свою страну, за народ, за прошлое Родины в годы Великой Отечественной войны. Выработке у обучающихся эмпатии в отношении страданий и подвигов советского народа.

Так же мной была замечена проблема методического характера. Проблема межпредметных связей. [5, с. 46].

Затруднения наблюдаются и в формировании на практике межпредметных связей, например, при организации перекрестного изучения периода 1941–1945 годов на уроках истории и литературы [6, с. 10].

Для полноценной реализации воспитательных целей имеет смысл использовать на уроках отрывки литературных произведений о Великой Отечественной войне, которые ярко и образно характеризуют суть изучаемых событий. Например, на уроке о битве за Москву в 1941 году мною использовалось стихотворение поэта Н. М. Коржавина «16 октября». Стихотворные строки «Казалось, что лавина злая / Сметет Москву и мир затем. / И заграница, замирая, / Молилась на Московский Кремль» могут помочь учителю сформулировать тему учебной задачи «Почему итоги Московской битвы имели значение не только для исхода войны на советско-германском фронте, но и для всей Второй мировой войны?».

Отвечая на этот вопрос, обучающиеся вспоминают, что вооруженные силы нацистской Германии не знали поражений до битвы за Москву. Последовательно рассматривая этапы битвы, школьники осознают, какие моральные и физические усилия были приложены советскими солдатами, чтобы не только остановить врага у стен столицы, но и обратить его в бегство. Впервые с момента начала войны немецко-фашистские войска были разгромлены, и это показало всему миру, что исход сражений против захватчиков может быть иным, нежели ранее. В связи с этим моральное значение победы под Москвой было не меньшим, чем военное [3, с. 252].

Информация о событиях и фактах Великой Отечественной войны содержится в учебниках по истории, однако усилить воспитательный эффект можно за счет использования литературных произведений. Упомянем в этой связи такие книги, как «Повесть о Зое и Шуре» (Л. Т. Космодемьянская), «Улица младшего сына» (Л. А. Кассиль, М. Л. Поляновский), «Молодая гвардия» (А. А. Фадеев), «Партизанка Лара» (Н. Надеждина), «Это было под Ровно» (Д. Н. Медеведев), «Сын полка» (В. П. Катаев) и пр. Содержание подобных произведений может стать темой рефератов, дискуссий на уроках или в ходе классного часа [2, с. 3].

Использование литературных произведений о 1941–1945 годах способствует реализации воспитательных целей на уроках истории при изучении Великой Отечественной войны. Даже в условиях доступности информации и использовании различных интернет-ресурсов, описанный подход способен помочь обучающимся не только в изучении событий истории Великой Отечественной войны, но и в воспитании чувства уважения к подвигу советского народа и формированию патриотического настроя.

Развитие у современных школьников чувства сопереживания советскому народу, боровшемуся с немецко-фашистскими захватчиками, обращения к образам детей-героев периода Великой Отечественной войны, участвовавших в боевых действиях и самоотверженно трудившихся в тылу, изучение литературных произведений помогут учащимся осознавать свою идентичности, а знание фактов и событий сформируют у школьника ответственное поведение в современном обществе. И не воспринимать идеи расового или политического превосходства.

Литература:

  1. Афанасьева А. И., Меркушин В. И. Историческая память россиян о Великой Отечественной войне. // Современное российское студенчество: историческая память о войне и формирования патриотизма и гражданственности. Екатеринбург, 2015. С. 6.
  2. Камынин В. Д. Историческая память о Великой войне // Проблемы образования, науки и культуры. № 1, 2017. С. 3.
  3. Кузнецов И. И. Великая Отечественная война в школьном курсе литературы: особенности политической социализации школьников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2020. Т. 22. № 2. С. 245–261. DOI: 10.22363/2313–1438–2020–22–2–245–261.
  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020) // Судебные и правовые акты РФ [Электронный ресурс]. Код доступа: https://sudact.ru/law/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia/ (дата обращения 18.12.2020)
  5. Самсонова Т. Н. О гражданском воспитании в условиях институциональных изменений в современной России // Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология. 2012 № 2. С. 46.
  6. Стегний В. Н., Шувалов В. В. Социологический анализ гражданско-патриотического воспитания // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. — 2014. — № 4 (25). — С. 8–18.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, Москва, Российская Федерация, советский народ, урок истории, изучение, мировая война, произведение, указ Президента, чувство гордости.


Похожие статьи

Народная память о защитниках Отечества — важный фактор...

История России знало немало войн. Но самая страшная, самая кровопролитная, самая определяющая для судеб мира — война 1941–11945гг. Победа в этой войне явила всему миру не только мощь нашего оружия, но и мощь русского духа. Это победа — определяющая веха в истории нашей страны и каждого уголка земли русской. В 2015г. наша страна будет отмечать эпохальное событие — 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–11945гг. Это важно не только для взрослых, особое значение памятная дата представляет для подрастающего поколения, т. к. наша молодежь живет в то время, когда теряются исторические ценности и традиции народа.

Изучение темы «Великая Отечественная война» на уроках...

Библиографическое описание: Потявина, Н. Н. Изучение темы «Великая Отечественная война» на уроках истории в 10-м классе с использованием материалов экспозиции школьного музея «Из истории Волховского фронта» / Н. Н. Потявина.

По программе предмета «История» в 10-м классе теме «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.». отводится значительное количество времени. Учащиеся изучают причины, характер, периодизацию Великой Отечественной войны, боевые силы сторон, основные операции, их итоги и значение, знакомятся с примерами героизма и мужества советских солдат, работают с исторической картой, документами, делают обобщения и выводы.

Формирование у молодежи патриотического сознания...

Изучение истории Великой Отечественной Войны имеет особое место в системе патриотического воспитания, формирования патриотического сознания. Программой патриотического воспитания предусмотрены ряд мероприятий, формирующих историческую память у молодежи о ВОВ. В частности, проведение встреч с ветеранами и тружениками войны, героями труда, создание видеофильмов, систематизация видеоархива, проведение

Великая отечественная Война наиболее связанной событие в исторической памяти людей по ряду оснований. Во-первых, память о ВОВ хранится в истории каждой российской семьи. Во-вторых, ВОВ задела самый существенные стороны общественной жизни, определив будущее страны.

Особенности исторической памяти молодежи о событиях великой...

Социологические исследования исторической памяти о событиях Великой Отечественной войне позволяет получить информацию о социальных представлениях молодежи о прошлом, выявить уровень ее информированности о событиях Великой Отечественной войны, оценить особенности семейных традиций и хранения исторического прошлого, выявить специфику оценок молодежи исторических событий и др. Объект исследования – студенты очной формы обучения РАНХиГС при Президенте РФ с 1 по 5 курс всех специальностей и направлений подготовки. Предмет исследования – оценка и мнения студентов, характеризующих их историческую память о событиях Великой Отечественной войны.

Роль литературы о войне в нравственном воспитании

Великая Отечественная война стала одной из главных тем литературы ХХ века. Отразившись в произведениях разных жанров, она оказала существенное влияние на развитие всей последующей литературы и во многом определила направление творческих поисков писателей и поэтов. В современной исследовательской среде бытует мнение, что «именно война спасла нашу литературу от окончательного загнивания, сбила уже окостеневшую шкалу навязанных ей лжеценностей». [1, с. 80] Писатели и поэты отходили от догм социалистического реализма и создавали подлинные шедевры искусства. О войне и мире, о жизни и смерти, о боли и разлуке невозможно было писать, следуя политическим и идеологическим установкам.

«Отклик сердца на жестокий зов войны». Повышение уровня...

Отражение Великой Отечественной войны в советском... Москва, Великая Отечественная война, Россия, подвиг, советский народ, Советский Союз, боевой дух, военный авиационный вуз, крупная победа, мировая война. Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

Испанские дети в годы Великой Отечественной войны. Советский Союз, ребенок, испанец, СССР, дом, Великая Отечественная война, быль, Гражданская война, Северный Кавказ... Поэзия Ю. Друниной как зеркало исторических событий. Ключевые слова: Великая Отечественная война, творчество, поэзия, Ю. Друнина, патриотизм.

Классный час по теме: «Великие победы великого народа»

Победа в Великой Отечественной войне была достигнута благодаря героизму всей страны, всех народов, живущих на её территории. В данной таблице приведён список Героев Советской армии, а полный список Героев Великой Отечественной войны 1941-1945 г., состоящий из 11 тысяч фамилий, можно увидеть в музее Военной славы на Поклонной горе.

Все понимали, началась новая эпоха - эпоха полетов человека в космос. Это казалось невероятным, это волновало и будило самые смелые фантазии. Людям последующих поколения больше никогда не испытать такой радости и гордости за свою страну.

Концепция воспитательной работы школы в рамках подготовки...

 Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет: «Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите».

«В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов постановляю провести в 2020 году в Российской Федерации Год памяти и славы», — говорится в тексте указа. «Особым направлением в этой работе считаю патриотическое воспитание молодежи, потому как тех, кто воевал, уже практически не осталось.

Кино как средство патриотического воспитания | Статья в журнале...

Ключевые слова: кинематограф, патриотизм, патриотическое воспитание, российское и отечественное кино. «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» — это цитата Владимира Ильича Ленина, которая была опубликована в журнале «Советское кино» за 1933 год. Именно поэтому Владимир Ильич использовал кино, как средство пропаганды советских идеалов и принципов.

И побеждает его любой ценой. Самоутверждение является главным воспитательным аспектом таких фильмов. Герои индийских фильмов — это хранители национальных традиций, а во Франции главным героем часто выступает человек из народа, который побеждает зло при помощи единения с обществом.

Похожие статьи

Народная память о защитниках Отечества — важный фактор...

История России знало немало войн. Но самая страшная, самая кровопролитная, самая определяющая для судеб мира — война 1941–11945гг. Победа в этой войне явила всему миру не только мощь нашего оружия, но и мощь русского духа. Это победа — определяющая веха в истории нашей страны и каждого уголка земли русской. В 2015г. наша страна будет отмечать эпохальное событие — 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–11945гг. Это важно не только для взрослых, особое значение памятная дата представляет для подрастающего поколения, т. к. наша молодежь живет в то время, когда теряются исторические ценности и традиции народа.

Изучение темы «Великая Отечественная война» на уроках...

Библиографическое описание: Потявина, Н. Н. Изучение темы «Великая Отечественная война» на уроках истории в 10-м классе с использованием материалов экспозиции школьного музея «Из истории Волховского фронта» / Н. Н. Потявина.

По программе предмета «История» в 10-м классе теме «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.». отводится значительное количество времени. Учащиеся изучают причины, характер, периодизацию Великой Отечественной войны, боевые силы сторон, основные операции, их итоги и значение, знакомятся с примерами героизма и мужества советских солдат, работают с исторической картой, документами, делают обобщения и выводы.

Формирование у молодежи патриотического сознания...

Изучение истории Великой Отечественной Войны имеет особое место в системе патриотического воспитания, формирования патриотического сознания. Программой патриотического воспитания предусмотрены ряд мероприятий, формирующих историческую память у молодежи о ВОВ. В частности, проведение встреч с ветеранами и тружениками войны, героями труда, создание видеофильмов, систематизация видеоархива, проведение

Великая отечественная Война наиболее связанной событие в исторической памяти людей по ряду оснований. Во-первых, память о ВОВ хранится в истории каждой российской семьи. Во-вторых, ВОВ задела самый существенные стороны общественной жизни, определив будущее страны.

Особенности исторической памяти молодежи о событиях великой...

Социологические исследования исторической памяти о событиях Великой Отечественной войне позволяет получить информацию о социальных представлениях молодежи о прошлом, выявить уровень ее информированности о событиях Великой Отечественной войны, оценить особенности семейных традиций и хранения исторического прошлого, выявить специфику оценок молодежи исторических событий и др. Объект исследования – студенты очной формы обучения РАНХиГС при Президенте РФ с 1 по 5 курс всех специальностей и направлений подготовки. Предмет исследования – оценка и мнения студентов, характеризующих их историческую память о событиях Великой Отечественной войны.

Роль литературы о войне в нравственном воспитании

Великая Отечественная война стала одной из главных тем литературы ХХ века. Отразившись в произведениях разных жанров, она оказала существенное влияние на развитие всей последующей литературы и во многом определила направление творческих поисков писателей и поэтов. В современной исследовательской среде бытует мнение, что «именно война спасла нашу литературу от окончательного загнивания, сбила уже окостеневшую шкалу навязанных ей лжеценностей». [1, с. 80] Писатели и поэты отходили от догм социалистического реализма и создавали подлинные шедевры искусства. О войне и мире, о жизни и смерти, о боли и разлуке невозможно было писать, следуя политическим и идеологическим установкам.

«Отклик сердца на жестокий зов войны». Повышение уровня...

Отражение Великой Отечественной войны в советском... Москва, Великая Отечественная война, Россия, подвиг, советский народ, Советский Союз, боевой дух, военный авиационный вуз, крупная победа, мировая война. Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

Испанские дети в годы Великой Отечественной войны. Советский Союз, ребенок, испанец, СССР, дом, Великая Отечественная война, быль, Гражданская война, Северный Кавказ... Поэзия Ю. Друниной как зеркало исторических событий. Ключевые слова: Великая Отечественная война, творчество, поэзия, Ю. Друнина, патриотизм.

Классный час по теме: «Великие победы великого народа»

Победа в Великой Отечественной войне была достигнута благодаря героизму всей страны, всех народов, живущих на её территории. В данной таблице приведён список Героев Советской армии, а полный список Героев Великой Отечественной войны 1941-1945 г., состоящий из 11 тысяч фамилий, можно увидеть в музее Военной славы на Поклонной горе.

Все понимали, началась новая эпоха - эпоха полетов человека в космос. Это казалось невероятным, это волновало и будило самые смелые фантазии. Людям последующих поколения больше никогда не испытать такой радости и гордости за свою страну.

Концепция воспитательной работы школы в рамках подготовки...

 Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет: «Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите».

«В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов постановляю провести в 2020 году в Российской Федерации Год памяти и славы», — говорится в тексте указа. «Особым направлением в этой работе считаю патриотическое воспитание молодежи, потому как тех, кто воевал, уже практически не осталось.

Кино как средство патриотического воспитания | Статья в журнале...

Ключевые слова: кинематограф, патриотизм, патриотическое воспитание, российское и отечественное кино. «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» — это цитата Владимира Ильича Ленина, которая была опубликована в журнале «Советское кино» за 1933 год. Именно поэтому Владимир Ильич использовал кино, как средство пропаганды советских идеалов и принципов.

И побеждает его любой ценой. Самоутверждение является главным воспитательным аспектом таких фильмов. Герои индийских фильмов — это хранители национальных традиций, а во Франции главным героем часто выступает человек из народа, который побеждает зло при помощи единения с обществом.

Задать вопрос