Реализация воспитательных целей на уроках истории в школе при изучении Великой Отечественной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 07.01.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Карамашева, Н. С. Реализация воспитательных целей на уроках истории в школе при изучении Великой Отечественной войны / Н. С. Карамашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77388/ (дата обращения: 28.02.2021).



Формирование исторической памяти является одной из задач, заявленных действующими Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования. На протяжении учебного года особое внимание уделялось изучению Великой Отечественной войны. Изучение тем проводилось в соответствии с принятыми нормативными документами:

  1. Указ президента Российской Федерации № 327 от 8 июля 2019 года «Об объявлении 2020 года в Российской Федерации Годом памяти и славы»;
  2. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2018 г. «О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

Учебный год начался с Урока Победы. Важнейшей воспитательной целью ставила перед собой подготовку школьников к формированию российской идентичности и патриотизма.

При проведении данного урока, учитывая возрастные особенности учащихся отмечу, что на уроках истории при изучении периода Великой Отечественной войны столкнулась с рядом проблем методического, а также содержательного характера.

Реализация воспитательных целей таких как, осмысление великой Победы, как важнейшего события в истории государства и народа осуществлялась в 10–11 классах. Это изучение тем в рамках программы и проведение Уроков Мужества. Результатами стали осознание старшеклассниками важность памяти о событиях 75 летней давности. Знающий историю событий и фактов своей Родины, будет знать и цену своей Родине. В будущем знающий историю своей страны гражданин Российской Федерации не допустит фальсификации истории Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. С чувством гордости будет передавать свои знания будущему поколению.

Эмоциональное восприятие учащимися событий 75-летней давности одна из проблем при изучении событий Великой Отечественной войны. Воспитательные цели могут реализовываться в рамках внеурочной деятельности 5–9 классах. Школьники прияли участие в встречах с старожилами в рамках акции «Дети войны» и беседуя с старожилами села, вынесшими тяжесть военного времени соприкасаясь с участниками этих тяжелых времен очень эмоционально восприняли события периода Великой Отечественной войны. Полученные личностные результаты, это осознание учащимися чувства гордости за свою страну, за народ, за прошлое Родины в годы Великой Отечественной войны. Выработке у обучающихся эмпатии в отношении страданий и подвигов советского народа.

Так же мной была замечена проблема методического характера. Проблема межпредметных связей. [5, с. 46].

Затруднения наблюдаются и в формировании на практике межпредметных связей, например, при организации перекрестного изучения периода 1941–1945 годов на уроках истории и литературы [6, с. 10].

Для полноценной реализации воспитательных целей имеет смысл использовать на уроках отрывки литературных произведений о Великой Отечественной войне, которые ярко и образно характеризуют суть изучаемых событий. Например, на уроке о битве за Москву в 1941 году мною использовалось стихотворение поэта Н. М. Коржавина «16 октября». Стихотворные строки «Казалось, что лавина злая / Сметет Москву и мир затем. / И заграница, замирая, / Молилась на Московский Кремль» могут помочь учителю сформулировать тему учебной задачи «Почему итоги Московской битвы имели значение не только для исхода войны на советско-германском фронте, но и для всей Второй мировой войны?».

Отвечая на этот вопрос, обучающиеся вспоминают, что вооруженные силы нацистской Германии не знали поражений до битвы за Москву. Последовательно рассматривая этапы битвы, школьники осознают, какие моральные и физические усилия были приложены советскими солдатами, чтобы не только остановить врага у стен столицы, но и обратить его в бегство. Впервые с момента начала войны немецко-фашистские войска были разгромлены, и это показало всему миру, что исход сражений против захватчиков может быть иным, нежели ранее. В связи с этим моральное значение победы под Москвой было не меньшим, чем военное [3, с. 252].

Информация о событиях и фактах Великой Отечественной войны содержится в учебниках по истории, однако усилить воспитательный эффект можно за счет использования литературных произведений. Упомянем в этой связи такие книги, как «Повесть о Зое и Шуре» (Л. Т. Космодемьянская), «Улица младшего сына» (Л. А. Кассиль, М. Л. Поляновский), «Молодая гвардия» (А. А. Фадеев), «Партизанка Лара» (Н. Надеждина), «Это было под Ровно» (Д. Н. Медеведев), «Сын полка» (В. П. Катаев) и пр. Содержание подобных произведений может стать темой рефератов, дискуссий на уроках или в ходе классного часа [2, с. 3].

Использование литературных произведений о 1941–1945 годах способствует реализации воспитательных целей на уроках истории при изучении Великой Отечественной войны. Даже в условиях доступности информации и использовании различных интернет-ресурсов, описанный подход способен помочь обучающимся не только в изучении событий истории Великой Отечественной войны, но и в воспитании чувства уважения к подвигу советского народа и формированию патриотического настроя.

Развитие у современных школьников чувства сопереживания советскому народу, боровшемуся с немецко-фашистскими захватчиками, обращения к образам детей-героев периода Великой Отечественной войны, участвовавших в боевых действиях и самоотверженно трудившихся в тылу, изучение литературных произведений помогут учащимся осознавать свою идентичности, а знание фактов и событий сформируют у школьника ответственное поведение в современном обществе. И не воспринимать идеи расового или политического превосходства.

Литература:

  1. Афанасьева А. И., Меркушин В. И. Историческая память россиян о Великой Отечественной войне. // Современное российское студенчество: историческая память о войне и формирования патриотизма и гражданственности. Екатеринбург, 2015. С. 6.
  2. Камынин В. Д. Историческая память о Великой войне // Проблемы образования, науки и культуры. № 1, 2017. С. 3.
  3. Кузнецов И. И. Великая Отечественная война в школьном курсе литературы: особенности политической социализации школьников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2020. Т. 22. № 2. С. 245–261. DOI: 10.22363/2313–1438–2020–22–2–245–261.
  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020) // Судебные и правовые акты РФ [Электронный ресурс]. Код доступа: https://sudact.ru/law/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia/ (дата обращения 18.12.2020)
  5. Самсонова Т. Н. О гражданском воспитании в условиях институциональных изменений в современной России // Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология. 2012 № 2. С. 46.
  6. Стегний В. Н., Шувалов В. В. Социологический анализ гражданско-патриотического воспитания // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. — 2014. — № 4 (25). — С. 8–18.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, Москва, Российская Федерация, советский народ, урок истории, изучение, мировая война, произведение, указ Президента, чувство гордости.


Задать вопрос