В статье исследуются проблемы коррупции как сложного противоправного явления; на государственной службе коррупция представляет собой систему преступлений, в которых субъектом выступает должностное лицо; на основе разработанных в РФ правовых методах и средствах противодействия и борьбы с коррупцией предлагаются пути реализации антикоррупционной политики в органах государственной власти.
Ключевые слова : антикоррупционная политика, противодействие коррупции, государственная служба, государственный орган, антикоррупционная программа.
Одной из наиболее актуальных и важных задач развития современного государства является разработка правовых методов и средств противодействия и борьбы с коррупцией, достигшей в настоящее время колоссальных размеров. Коррупционная преступность — это сложное противоправное явление, представляющее собой систему преступлений, в которых субъектом выступает должностное лицо, использующее свое служебное положение и действующее из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности, как в своих интересах, так и в интересах третьих лиц [1, с.2].
Для устранения факторов, способствующих возникновению и существованию коррупции, требуется адекватное воздействие на эти факторы. Такое воздействие, приводящее к снижению уровня коррупции, определил Федеральный закон от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2]. Принятие данного закона демонстрирует качественно новый исторический этап российской антикоррупционной политики. Этот закон способствует формированию ряда институтов, которые работают над созданием новых элементов механизма противодействия коррупции.
Разработка и внедрение антикоррупционной политики для любой организации в нашей стране основывается на документе, утвержденном Министерством труда России 08.11.2013г. — «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции». Методические рекомендации разработаны во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Методические рекомендации определяют единые требования к организации работы по обеспечению профилактики и противодействия коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности [3].
Методические рекомендации предусматривают соблюдение перечня мер, установленных в Федеральном законе «О противодействии коррупции» ст. 13.3 от 25.12.2008 № 273-ФЗ:
− определить подразделения или назначить должностных лиц, которые будут нести ответственность за профилактику и предупреждение коррупционных правонарушений;
− обеспечить взаимодействие подразделения с правоохранительными органами;
− разработать и внедрить стандарты и процедуры, обеспечивающие добросовестную работу органа власти;
− принять кодекс этики и служебного поведения;
− осуществлять мероприятия по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
− противодействовать фактам составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов» [2].
Разработка и реализация антикоррупционных программ — это систематическая и планомерная работа, обусловленная определенными материальными и моральными издержками. Несмотря на это в долгосрочной перспективе подобные мероприятия способны обеспечить в работе организаций значительные преимущества.
Антикоррупционная политика в органах государственной власти — это комплекс принципов, система взаимосвязанных процедур и специальных мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение коррупционных преступлений государственных служащих [4, с.112].
Так, например, соблюдение закона и соответствие высоким морально-этическим принципам на государственной службе повышают ее репутацию и формируют положительный имидж. Важно отметить, что положительный имидж государственного органа позволяет защитить от коррупционных побуждений со стороны недобросовестных граждан, представителей бизнес-структур, позволяет предупредить вымогательства незаконного вознаграждения, поскольку изначально известно, что такое предложение будет отвергнуто.
Профилактика коррупции в органах власти предполагает снизить риски в отношении организации мер ответственности за подкуп должностных лиц, снижает вероятность применения к организации санкций за ненадлежащие действия посредников и партнеров.
Профилактика коррупции порождает добросовестное поведение государственных служащих по отношению друг к другу, к государственному органу и к обществу в целом. Это способствует повышению эффективности работы государственной службы [5, с. 123].
Для разработки и реализации антикоррупционной политики в органах власти необходимо проведение ряда этапов:
- Разработка проекта.
- Согласование и утверждение проекта.
- Информирование сотрудников об утверждении проекта.
- Реализация проекта.
- Анализ и оценка внедрения проекта, корректировка мер. (Таблица № 1).
Таблица 1
Этапы разработки и внедрения антикоррупционной политики
№ |
Наименование этапа |
Содержание этапа |
1. |
Разработка проекта |
- определение ответственных должностных лиц или структурных подразделений; — привлечение внешних экспертов; — вовлечение широкого круга государственных служащих; — информирование должностных лиц о возможном участии; — организация обсуждений |
2. |
Согласование и утверждение проекта |
- согласование с руководителями кадровой и юридической службы; — согласование с рядовыми сотрудниками; — представление руководству организации; — утверждение локального нормативного акта |
3. |
Информирование сотрудников об утверждении проекта |
- доведение информации до всех сотрудников; — организация ознакомления под роспись вновь принимаемых сотрудников; — свободный доступ работников к тексту антикоррупционной политики; — инструктирование работников организации по внедрению стандартов и правил проекта |
4. |
Реализация проекта |
- поддержка руководством антикоррупционных инициатив; — демонстрация личного примера соблюдения антикоррупционных стандартов и процедур со стороны руководства |
5. |
Анализ и оценка внедрения проекта, корректировка мер |
- систематическое отслеживание эффективности внедрения антикоррупционных мер; — предоставление руководству организации соответствующего отчета; — внесение необходимых корректив. |
Для эффективного внедрения антикоррупционных мер необходимо на каждом этапе регулярно проводить мониторинг осуществления проекта. Результаты аналитических мероприятий должны быть представлены руководству в виде отчета. Такие процедуры рекомендуется проводить не реже одного раза в год. Если полученные результаты свидетельствуют об отсутствии эффективности реализуемых антикоррупционных мер, то осуществляется корректировка, производятся необходимые изменения и поправки.
Важно отметить, что коррективы антикоррупционной политики необходимы и в тех случаях, когда осуществляется внесение изменений в законодательство РФ о противодействии коррупции.
В каждой государственном органе существует определенная категория лиц, для которой устанавливаются специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции. Это — руководители органа власти; служащие, ответственные за реализацию антикоррупционной политики; служащие, чья деятельность связана с коррупционными рисками; специалисты по внутреннему контролю и аудиту.
Для эффективности реализации антикоррупционной политики рекомендуется при приеме на государственную должность специальные обязанности в связи с противодействием коррупции включать в служебный контракт. В таком случае работодатель вправе после этого применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных трудовых обязанностей.
Вместе с вышесказанным в антикоррупционную политику органа власти рекомендуется включать наименования конкретных мероприятий, которые планируется реализовать в целях предупреждения и противодействия коррупции. Набор таких мероприятий подбирается к специфическим особенностям и конкретным потребностям организации.
В антикоррупционную политику организации рекомендуется включить перечень конкретных мероприятий, которые организация планирует реализовать в целях предупреждения и противодействия коррупции. Набор таких мероприятий может варьироваться и зависит от конкретных потребностей и возможностей организации.
Таким образом, разработка и внедрение антикоррупционной политики в сфере государственной службы, строгий учёт и контроль служебной деятельности государственных служащих, позволит выступить наиболее действенным и эффективным механизмом противодействия «государственной коррупции», предполагающим информационную открытость деятельности должностных лиц государства и позволяющим противодействовать совершению коррупционных преступлений.
Литература:
1. Александров С. Г. Юридическая дефиниция «коррупция»: понятие, особенности методологического познания // История государства и права. 2007. № 11.
2. О противодействии коррупции: фед. закон Рос. Федерации от 25.12.2008 г. № 273 — ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52. Ст. 6228.
3. «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции»// Методические указаниями Минтруда РФ от 08.11.2013 г.
4. Агеев В. Н. Правовые средства и механизмы противодействия коррупции // NB: Административное право и практика администрирования. — 2012. — 1. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_410.html
5. Гладких В. И. Противодействие коррупции на государственной службе: учеб.-метод. пособие. — М.: Юрлитинформ, 2019. — 232 с.