Методы оптимизации логистических издержек | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 08.01.2021

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Шафоростова, Н. И. Методы оптимизации логистических издержек / Н. И. Шафоростова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 286-288. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77386/ (дата обращения: 05.12.2021).



В статье приводятся основные способы оптимизации логистических затрат на примере АО «Курский электроаппаратный завод», исходя из анализа эффективности его логистической деятельности.

Ключевые слова: логистика, издержки, логистические затраты, КЭАЗ, эффективность, оптимизация издержек, транспортные расходы.

ЗАО «КЭАЗ» — одно из крупнейших предприятий в России, производящих электротехническую продукцию. Ежегодно оно выпускает свыше 5 млн. единиц продукции. Приоритетный рынок для компании — рынок автоматических выключателей и плавких предохранителей. Предприятие является одним из крупнейших переработчиков пластмасс в России, и, в частности, в центральном Черноземье. Рассмотрим основные показатели деятельности предприятия (см. табл. 1) [1].

Таблица 1

Основные экономические показатели ЗАО «КЭАЗ» [2]

Наименование показателя

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Абс. изм.

Темп роста, %

Объём производства, ед.

4794

5 157

5 97

1 179

124,6

Выручка, млн. руб.

2 771

2 981,2

2 963,5

192,3

106,9

Валовая прибыль, млн. руб.

434,8

421,6

482,8

48

111

Чистая прибыль, млн. руб.

29,7

39,1

44,4

14,7

149,3

Среднесписочная численность, чел.

1 257

1 228

1 161

-96

92,4

Запасы, млн. руб.

1 111

929,4

995,7

-115,4

89,6

Себестоимость продукции, млн. руб.

2 336,4

2 559,6

2 480,7

144,2

106,2

Предприятие увеличило объём производства на 24,6 % (1179 единиц продукции), при этом, выручка возросла на 6,9 % (192 млн. руб.), а чистая прибыль на 49,3 % (14 млн. руб.). Это говорит о том, что наращивание объема производства дало результат, позволив заметно увеличить прибыль. То есть, за последние три года предприятие финансово устойчиво и успешно функционирует на рынке. Себестоимость продукции за три года возросла на 6,2 % (144,2 млн. руб.). Однако следует заметить, что за исследуемый период на 10,4 % (на 115 млн. руб.) были сокращены запасы, что в принципе оправданно, так как объём производства был существенно повышен. Так же сократилась среднесписочная численность работников на 7,6 % или на 96 человек (на предприятии было проведено сокращение штата).

Анализ логистических затрат показал, что их общая сумма снизилась на 5,8 %. В том числе, наблюдалось увеличение таких затрат как: содержание складов на 4,4 %, хранение на 2,8 %, упаковка на 15 % и налоги на 15,5 %. Это связано с увеличением объёма производства за три года на 24,6 %.

Также вследствие сокращения численности персонала на 7,6 % затраты на заработную плату водителей снизились на 13,5 %, а затраты на оплату труда логистического менеджмента снизились на 21,2 %.

Отчисления на социальные нужды снизились на 16,9 %. За сокращением работников, следовало сокращение автопарка предприятия, поэтому затраты на эксплуатационные материалы для транспорта снизились на 22,1 %, амортизация снизилась на 1,2 %. Со снижением логистических затрат на 5,8 %, выручка за три года выросла на 6,9 %. Отсюда следует, что предприятие оптимизировало затраты, в том числе, на логистику.

В целом, издержки логистики на предприятии невысоки, однако фирма снижала логистические затраты за счёт сокращения персонала и автопарка, а не за счёт оптимизации затрат на склады, хранение, упаковку и так далее, что является не совсем рациональным.

Уменьшению логистических издержек для ЗАО «КЭАЗ» может способствовать улучшение транспортных связей, увеличение мощностей и грузоподъёмности транспорта. Для достижения максимальной экономии необходимо пересмотреть работу каждого звена товародвижения. Можно разработать схемы движения продукции для разных её групп, с учётом устранения неэффективных элементов, более эффективного и рационального использования транспорта и размещения товаров на складах [2].

Необходимо рассмотреть способы снижения расходов на заработную плату без сокращения числа работников. А именно выявить способы повышения производительности труда, не сокращая среднесписочную численность работников. Последнее можно обеспечить за счёт создания условий, необходимых для более результативной работы: технических и организационно-психологических. Для повышения производительности труда важно улучшать моральное и материальное стимулирование работников, также можно ввести систему премий и надбавок.

Для уменьшения затрат необходимо совершенствовать торговые и технологические процессы при одновременном увеличении результативности применения всех или наибольшей части элементов производственного процесса.

Например, можно уделить внимание снижению объёма потерь не только в процессе доставки, но и в процессе хранения. Правильно организованное обращение с тарой даст возможность сохранить максимально возможное количество товара в целости и ликвидировать потери [3].

К потерям также относятся и финансовые убытки: пени, штрафы и неустойки. Чтобы их предотвратить, нужно обеспечивать максимальный контроль над исполнением договоров.

Целесообразно также снизить транспортные расходы, что можно сделать несколькими путями:

– уменьшение расходов на топливо путём подписания договора с какой-либо автозаправочной компанией;

– в заполненных не полностью машинах можно перевозить грузы других компаний, что также принесёт некоторый доход;

– внедрение систем GPS-мониторинга транспорта для предотвращения потерь и для более эффективного выявления проблем и ошибок в процессе транспортировки;

– использование нового грузозахватывающего оборудования (стяжные ремни), а также последующее предотвращение его износа для снижения вероятности аварий и потерь.

Таким образом, для ЗАО «КЭАЗ» возможно несколько путей снижения логистчиеских издержек: оптимизация транспортных связей, путём удаления из логистической цепи неэффективных элементов, увеличение мощностей и грузоподъёмности транспорта, создание технических и организационно-психологических условий, необходимых для более результативной работы персонала. Также очень важно остановиться на снижении объёма потерь не только в процессе доставки, но и в процессе хранения, с помощью более бережных и надежных транспортировок. А также снизить транспортные расходы за счёт внедрения GPS-системы, уменьшения топливных расходов и дополнительного дохода от других компаний при перевозках их грузов. В общих чертах, самым надёжным способом является применение логистической концепции «точно в срок» на всех этапах производственной деятельности.

Литература:

  1. Официальный сайт Курского электроаппаратного завода [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://keaz.ru
  2. Финансовая отчётность АО «КЭАЗ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zachestnyibiznes.ru
  3. Григорьев, М. Н. Логистика. Продвинутый курс в 2 т: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 813 с.
  4. Казарина Л. А. Логистические издержки: проблемы учёта и оценки// Вестник ТГПУ. Серия: гуманитарные науки (экономика, право). — 2017. — № 9. — С. 24–27
Основные термины (генерируются автоматически): затрата, грузоподъемность транспорта, единица продукции, предприятие, процесс доставки, процесс хранения, Россия, себестоимость продукции, среднесписочная численность работников, увеличение мощностей, чистая прибыль.


Ключевые слова

эффективность, издержки, логистика, логистические затраты, КЭАЗ, оптимизация издержек, транспортные расходы
Задать вопрос