Экспериментальное обоснование методики тренировки, направленной на преодоление асимметрии курсантов, занимающихся армейским рукопашным боем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 11.01.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Еганов, В. А. Экспериментальное обоснование методики тренировки, направленной на преодоление асимметрии курсантов, занимающихся армейским рукопашным боем / В. А. Еганов, Д. И. Ярославский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77371/ (дата обращения: 28.02.2021).



Ключевые слова: обоснование, тренировка, преодоление асимметрии, армейский рукопашный бой, курсанты.

Актуальность проблемы. Методика тренировки, направленной на преодоление асимметрии в различных видах единоборств, в настоящее время изучена недостаточно [1, 2, 3]. Одним из резервов повышения технического мастерства спортсменов, занимающихся единоборствами, является изучение двигательных предпочтений и их направленное развитие [4].

Особенности межполушарной организации моторных и сенсорных процессов определяют организацию и реализацию выполнения технических действий курсантов, связанных с возможностью их выполнять в определённом направлении движения, вправо, влево, или в обе стороны и определяют индивидуальный профиль латеральной организации деятельности.

Среди факторов, определяющих возможность курсанта достичь высоких результатов, выделяются генетические предпосылки, в частности, специфичность появления моторных функций в индивидуальном профиле асимметрии [5].

Организация исследования. С целью апробации средств физической подготовки, направленной на преодоление асимметрии конечностей курсантов в рукопашном бое был проведен формирующий педагогический эксперимент.

Исследование проводилось на международном турнире в г. Челябинске в феврале 2019 года. Была проанкетировано 25 курсантов, занимающихся армейским рукопашным боем. В дальнейшем математико-статистической обработке были подвергнуты данные, полученные с помощью теста, оценки технико-тактических действий по 10 балльной шкале. Проводился расчет выполненных ударов в разных направлениях в обе стороны, умение наносить удары двумя руками, ногами.

Контрольная группа занималась по типовой учебно-тренировочной программе по армейскому рукопашному бою, вторая по разработанной методике, направленной на обоснование выбора средств физической подготовки, направленной на преодоление двигательной асимметрии конечностей курсантов, занимающихся армейским рукопашным боем.

При проведении исследований предполагалось, что применение специальных комплексов средств, направленных на преодоление асимметрии конечностей, повысит уровень мастерства курсантов. Комплексы средств физической подготовки, направленные на преодоление асимметрии конечностей курсантов в рукопашном бое, разрабатывались на основе обобщения собственного и передового практического опыта ведущих тренеров и инструкторов по рукопашному бою.

Результаты исследования. В результате эксперимента были определенные экспериментальные исследования.

Результаты экспериментальных исследований представлены в таблицах 1 и 2.

После статистических сравнений до эксперимента контрольной и экспериментальной групп курсантов по технико-тактическим показателям достоверных различий выявлено не было (t= –0,31– –0,65; при P>0,05). Достоверные различия были выявлены по следующим показателям: надежность нанесения ударов руками и ногами –5,34±0,33 баллов до эксперимента и 7,35±0,35 (t=–2,10; при Р <0,04) — после эксперимента.

На достоверном уровне в экспериментальной группе также были получены изменения и по другим технико-тактическим показателям курсантов: умение наносить удары двумя руками и ногами до эксперимента –4,22±0,10 баллов и 6,98±0,33 баллов.

Таблица 1

Результаты педагогического эксперимента статистических сравнений двух групп, курсантов, занимающихся рукопашным боем до эксперимента ( ± )

Показатели соревновательной деятельности в тайском боксе

Выраженность асимметрии ударов руками

t

P

Контрольная

(n=15)

Экспериментальная (n=15)

Активность атаки ударов руками и ногами

5,56±0,39

5,33±0,36

–0,55

≥ 0,48

Надежность нанесения ударов руками и ногами

5,44±0,35

5,34±0,33

0,52

≥ 0,35

Контратакующие действия ударов руками и ногами

5,25±0,59

5,61±0,41

0,46

≥ 0,32

Умение наносить удары двумя руками и ногами

4,69±0,28

4,22±0,10

–0,31

≥ 0,16

Умение вести бой с левшой

4,19±0,41

4,67±0,45

–0,32

≥ 0,18

Связки руки–ноги

5,94±0,45

5,17±0,60

0,61

≥ 0,12

После проведения экспериментального исследования (t=–2,41 при Р<0,02), умение вести бой с левшой до эксперимента –4,22±0,10 баллов и 5,67±0,33 баллов после проведения экспериментального исследования (t= – 2,31 при Р<0,02). По другим технико-тактическим показателям курсантов, таким как активность атаки ударов руками и ногами, контратакующие действия ударов руками и ногами, и по показателю связки руки–ноги после эксперимента в экспериментальной группе достоверных различий не выявлено (t=–0,55–1,94; при P>0,05).

Таблица 2

Результаты педагогического эксперимента статистических сравнений двух групп курсантов, занимающихся рукопашным боем после эксперимента ( ± )

Показатели соревновательной деятельности в армейском рукопашном бое

Выраженность асимметрии ударов руками

t

P

Контрольная

(n=15)

Экспериментальная (n=15)

1 Активность атаки ударов руками и ногами

5,56±0,39

5,33±0,36

0,55

≥ 0,48

2 Надежность нанесения ударов руками и ногами

6,14±0,35

7,35±0,35

–2,10

≤ 0,04

3 Контратакующие действия ударов руками и ногами

5,25±0,59

5,61±0,41

–1,94

≤ 0,06

4 Умение наносить удары двумя руками и ногами

5,69±0,28

6,98±0,10

–2,41

≤ 0,02

5 Умение вести бой с левшой

4,19±0,41

5,67±0,45

–2,31

≥ 0,02

6 Связки руки–ноги

5,94±0,45

7,17±0,60

–1,61

≥ 0,12

Выводы . Таким образом, в результате формирующего педагогического эксперимента выявлено, что разработанные средства физической подготовки, направленной на преодоление асимметрии конечностей курсантов в рукопашном бое оказались эффективны и могут использоваться с целью преодоления асимметрии при нанесении ударов руками и ногами.

Литература:

  1. Денискин, В. В. Путь к мастерству курсанта с использованием защиты уходом в сторону в «сайд-степ» // В. В. Денискин, Н. А. Юманов, В. А. Кузьмин, А. С. Гричанов // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. посвящ. памяти ЗТР, МСМК, доцента, полковника милиции Э. В. Агафонова; СибЮИ МВД России. — Красноярск, 2011. — С. 135–138.
  2. Еганов, А. В. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных дзюдоистов / А. В. Еганов: монография. — Челябинск: УралГАФК, 1998. — 146.
  3. Еганов, В. А. Актуальные проблемы проявления феномена двигательной асимметрии выполнения ударов нижними конечностями в кикбоксинге / В. А. Еганов, О. Ю. Берсенёва, А. А. Бадер // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования: 4 Всерос. науч.-практ. конф.: Электронное издание / отв. ред. Е. В. Панов; СибЮИ ФСКН России. — Красноярск, 2012. — С. 324–327.
  4. Сазонов, А. И. Определение функциональной асимметрии у курсантов самбистов высшей квалификации / А. И. Сазонов, А. В. Грязных: Сборник научных трудов кафедры борьбы; УралГАФК. — Челябинск, 2007. — С. 25–28.
  5. Сологуб, Е. Б. Дифференцированный подход к технико-тактической подготовке боксеров с учетом факторов асимметрии в системной деятельности мозга при управлении движениями / Е. Б. Сологуб, В. В. Федоров // Средства и методы совершенствования технического мастерства боксеров: сб. науч. тр.: ЛНИИФК. — Л., 1987. — С. 32–39.
Основные термины (генерируются автоматически): нога, армейский рукопашный бой, рука, рукопашный бой, физическая подготовка, Активность атаки ударов, Надежность нанесения ударов, преодоление асимметрии конечностей курсантов, Умение вести, экспериментальная группа.


Задать вопрос