Последствия применения ограничения и лишения родительских прав | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 07.01.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Радакина, А. М. Последствия применения ограничения и лишения родительских прав / А. М. Радакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77318/ (дата обращения: 27.02.2021).



В статье рассматриваются правовые последствия ограничения и лишения родительских прав, а также некоторые проблемные вопросы, связанные с такими последствиями.

Ключевые слова: дети, родители, лишение родительских прав, ограничение родительских прав, органы опеки и попечительства, последствия.

Лишение и ограничение родительских прав, осуществляемые в судебном порядке, неизбежно связаны с правовыми последствиями принятого решения, которые непосредственно влияют на положение как ответчика по делу — родителя, так и ребенка.

С момента вступления решения суда о лишении родительских прав в силу начинают действовать последствия данного решения, которые указаны в ст. 71 СК РФ:

— родители, лишенные родительских прав теряют в отношении ребенка все права, в том числе на содержание их ребенком в будущем, на все льготы и пособия, связанные с наличием детей;

— как и ранее родители обязаны материально содержать своего ребенка в любом случае;

— вопрос совместного проживания родителей и детей решается судом;

— ребенок сохраняет все имущественные права, связанные с родством (например, наследование);

— при отсутствии иного родителя, или при лишении прав обоих родителей ребенок передается органу опеки и попечительства;

— возможность усыновления такого ребенка возникает только по истечении шести месяцев со дня вынесения решения судом о лишении родительских прав.

Проанализируем данные последствия несколько подробнее. Так, важнейшая работа по обустройству детей, особенно, если оба родителя лишены решением суда родительских прав, ложится на органы опеки и попечительства. Данные органы действуют на основании Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об опеке и попечительстве» [3], они призваны защищать права и законные интересы детей в различных ситуациях. Поэтому дети, которые остались без попечения родителей, в том числе и после лишения родителей их прав в отношении детей, должны постоянно находиться под контролем органов опеки и попечительства. Именно на данные органы накладывается обязанность по защите прав и интересов ребенка, пока не определено постоянное место их нахождения и не определены лица, на которых возлагаются обязанности по воспитанию и содержанию детей (ст. 121 СК РФ).

Следовательно, данные органы должны следить и за реализацией последствий, которые устанавливаются Семейным Кодексом Российской Федерации (далее СК РФ).

Одним из важных прав, вытекающих из семейных правоотношений, является право нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей на содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей. Это как бы ответная мера за то, что родители в свое время заботились, содержали, воспитывали их. Однако родители, лишенные своих прав в отношении детей считаются недостойными требовать такого содержания от своих детей. Но это последствие направлено в будущее время. Сразу после вынесения решения суда о лишении их родительских прав они лишаются и права на получение от государства помощи, пособий, льгот, связанных с тем, что они имеют несовершеннолетних детей. Поэтому необходимо предоставить сведения в инстанции, оказывающие социальную помощь, о решении суда и о прекращении предоставления такой помощи.

Важным обстоятельством является то, что лишенные прав родители обязаны содержать материально своих детей, то есть у них возникают алиментные обязательства. В случае, если родители не осуществляют материальное обеспечение в добровольном порядке — нужно перед судом поставить вопрос о возложении такой обязанности.

Законодатели постоянно стремятся совершенствовать контроль за уплатой алиментов. Так, на рассмотрении в Государственной Думе РФ находятся несколько законопроектов, которые призваны усовершенствовать данный институт семейно-правовой ответственности. Например, «предполагается создать специальные отделы в службе судебных приставов по взысканию алиментов, ограничить права неплательщика алиментов на получение государственных услуг, таких как получение водительского удостоверения, получение заграничного паспорта и т. п». [9].

Неоднозначным является вопрос совместного проживания ребенка и лишенного родительских прав в отношении его родителя. В случае, если жилое помещение принадлежит ребенку, то на основании Жилищного кодекса РФ родитель выселяется из данного жилого помещения, на которое он имел право, как член семьи собственника, причем без предоставления иного жилого помещения. Однако такие случаи редки. В основном родители являются собственниками жилого помещения либо единолично, либо на праве общей совместной собственности с другим родителем. И вопрос выселения может встать только в случае, когда он не является хотя бы сособственником данного жилого помещения.

В тоже время ребенок после лишения родительских прав сохраняет свое право пользоваться жилым помещением, которое на праве собственности принадлежит родителю [6]. Однако в случае, когда невозможно их совместное проживание, ребенок переселяется к другому родителю, не лишенному родительских прав. Но нередки случаи, когда родительских прав лишаются оба родителя, или ребенок воспитывается одним родителем и он лишается своих прав. В таких случаях ребенок «помещается органами опеки и попечительства в детское учреждение» [5].

Имеется возможность принудительного обмена жилого помещения, которое занимают по договору социального найма ребенок и родитель (родители), лишенный родительских прав. Такая возможность устанавливается ч. 3 ст. 72, ч. 2 ст. 90, ч. 2 ст. 91 Жилищного кодекса РФ в случае, «если совместное проживание ребенка и родителя, лишенного в отношении него родительских прав, занимающих жилое помещение по договору социального найма, признано судом невозможным, такого родителя могут выселить в судебном порядке (по иску законных представителей ребенка, органа опеки и попечительства или прокурора) без предоставления другого жилья либо, если это предусмотрено законом субъекта РФ, в другое жилое помещение» [1].

В связи с этим можно констатировать, что, защищая права ребенка, законодатель защищает и его имущественные права. Поэтому все имеющиеся у ребенка права такого рода: и права собственности, и права пользования, и наследственные права сохраняются за ним в обязательном порядке.

Помимо этого, именно несовершеннолетние в случаях, установленных ч. 4, 5 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» имеет право на материнский капитал, в том числе:

— если мать (усыновительница) лишена родительских прав и она являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на материнский капитал;

— если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с законом возникло право на материнский капитал, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на материнский капитал» [2].

Еще одним последствием лишения родительских прав является отобрание ребенка у родителей и передача его органам опеки и попечительства для дальнейшего устройства. Такое возможно при наличии следующих условий:

— если у ребенка был один родитель (мать или отец) и он был лишен родительских прав;

— если оба родителя лишены родительских прав.

В случае лишения родительских прав отобрание осуществляет судебный пристав-исполнитель в присутствии представителя органа опеки и попечительства. При этом орган опеки должен определиться с устройством ребенка (например, такими местами могут быть приют, больница, детский дом, дом ребенка и т. п.).

Примечательно, что законодатель дает еще один шанс родителю, лишенному своих прав в отношении ребенка, возвратить их, устанавливая в п.6 ст. 71 СК РФ срок, в течение которого ребенок не может быть усыновлен после лишения родительских прав. Данный срок составляет шесть месяцев.

Некоторые исследователи, например, Ю. Матюкова считает такой срок достаточно продолжительным, особенно для маленьких детей, когда для их обеспечения и воспитания очень важно время, поскольку «маленький ребенок не имеет возможности рассчитывать на право быть усыновленным другими людьми в течение шести месяцев. Получается, данная норма отдает предпочтение интересам родителей, а не ребенка, что противоречит существующим принципам семейного права и ведет к дискриминации права несовершеннолетнего на защиту» [8]. Также, как считает упомянутый автор, «трудно надеяться на то, что родители за столь короткий срок кардинально изменят свой образ жизни, или докажут изменение к подходам к воспитанию ребенка» [8]. В связи с этим установление срока для усыновления ребенка представляется лишенным смысла последствием.

Проанализируем последствия ограничения родительских прав (ст. 74 СК РФ):

— родители утрачивают права личного воспитания ребенка, на социальную поддержку от государства, связанную с таким воспитанием;

— остается обязанность несения расходов на содержание ребенка;

— ребенок сохраняет все имущественные права в отношении своих родителей;

— при ограничении родительских прав обоих родителей ребенок передается органу опеки и попечительства.

В первую очередь, необходимо отметить схожесть последствий реализации института ограничения в родительских правах с последствиями лишения родительских прав, которые были рассмотрены выше. Это и утрата личных неимущественных прав в отношении своего несовершеннолетнего ребенка, утрата прав на государственную помощь, связанную с наличием несовершеннолетних детей, это и сохранение имущественных обязанностей, материального обеспечения детей, сохранение ребенком всех имеющихся у него по закону имущественных прав, а также в случае отсутствия добросовестного родителя передача его на попечение органу опеки и попечительства.

Остановимся на особенностях последствий данного семейно-правового института. Сам факт ограничения родительских прав не означает, что родитель не может контактировать с ребенком. Для этого ему необходимо согласие:

— либо родителя, с которым продолжает жить ребенок,

— либо органа опеки и попечительства,

— либо приемных родителей,

— либо руководства организации, в которой находится ребенок.

Кроме такого согласия законодательно установлено такое условие, что подобное общение не должно оказывать вредного влияния на несовершеннолетнего. Представляется, что такая формулировка достаточно абстрактна, расплывчата, в ней отсутствует указание на то, что именно можно считать «вредным влиянием».

В связи с этим есть исследователи, которые раскрывают данное понятие в целях его единообразного понимания субъектами правоотношений. Так, Е. Г. Куропацкая определяет, что «вредное влияние может быть выражено в физическом или психическом воздействии на ребенка, которое неблагоприятно отражается на его здоровье и развитии: например, пребывание родителя на свидании с ребенком в алкогольном или наркотическом опьянении, подстрекательство несовершеннолетнего к правонарушению, издевательство над ним, негативное вмешательство в процесс его воспитания и т. д». [7].

Однако, это все оценочные категории, которые нельзя установить в закрытом списке, и в связи с этим может произойти злоупотребление правом, когда, например, на практике может возникнуть такая ситуация, что родитель, с которым остался ребенок, находящийся в неприязненных отношениях с родителем, который был ограничен в правах, и злоупотребить своим правом, не допуская контактов с ребенком и аргументируя это тем, что он оказывает на него вредное влияние.

Еще одной характерной особенностью института ограничения родительских прав является его связь с существованием для ребенка опасности пребывания в родительской семье. Чем бы это не объяснялось, после того, как удовлетворяется иск в порядке ст. 73 СК РФ, устранение такой опасности возможно только через отобрание детей у родителей даже в том случае, когда сохраняется правовая связь детей и родителей. Исполнение судебного решения в такого рода делах заключается именно в отобрании несовершеннолетнего у родителей, ограниченных в родительских правах, осуществляемое на основании с ч. 1 п. 1 ст. 79 СК РФ судебным приставом-исполнителем в обязательном присутствии органа опеки и попечительства. Нужно отметить, что данное участие не должно быть пассивным, формальным и сводиться только к роли наблюдателя. Успех исполнения решения суда чаще всего зависит именно от позиции представителя органа опеки и попечительства, от его знаний психологии поведения несовершеннолетних. С другой стороны, может сложиться такое представление, что именно он и исполняет решение, тогда как он является в данной процедуре только помощником судебного пристава-исполнителя.

В некоторых случаях возможно и даже целесообразно применение отобрания несовершеннолетнего даже на стадии досудебной подготовки к рассмотрению дела, либо во время судебного разбирательства по ходатайству органа опеки и попечительства, прокурора, иного лица, которое, например, возбудило иск. Фактически к этому может привести сама обстановка, сложившаяся в семье, в жилом помещении, в отношениях между родителем и ребенком, требующая немедленной изоляции от родителя.

Процессуально это возможно в целях принятия мер по обеспечению иска на основании ч. 12 п. 1 ст. 150 ГПК РФ.

Следовательно, в данном случае после вынесения решения суда об ограничении родительских прав не потребуется процедура отобрания ребенка, так как он уже был изолирован от родителей и помещен в соответствующее учреждение.

Одним из закономерных последствий ограничения родительских прав является то, что такие лица не могут быть усыновителями (п.1 ст.127 СК РФ), опекунами и попечителями (п.3 ст.146 СК РФ), приемными родителями (п.1 ст.153 СК РФ). Данные последствия говорят о том, что люди как ограниченные в родительских правах, так и лишенные их, не могут быть воспитателями детей в принципе.

Еще одним обстоятельством, имеющим важное значение, является то, что ограничение в родительских правах в отличие от лишения родительских — временная мера. В случае, если в течение шести месяцев родители, ограниченные в родительских правах, изменили свое поведение в лучшую сторону, либо отпали основания для ограничения родительских прав, то решение об ограничении в родительских правах отменяется (п.2 ст.73 СК РФ).

В противном случае орган опеки и попечительства обязан подать иск о лишении родительских прав. Сделать это он может и ранее назначенного законом шестимесячного срока, если это необходимо в интересах ребенка. Вероятно, это такие случаи, когда однозначно понятно, что в лучшую сторону поведение родителя не изменится, либо присутствуют такие обстоятельства, которые свидетельствуют о том, что обстановка в ближайшие полгода не позволит отменить ограничение родительских прав.

Думается, что шестимесячный срок недостаточен для решения вопроса о том, изменилось ли поведение родителей в лучшую сторону. Даже если родитель устроился на работу, то сложно судить о том, что он встал на путь исправления, и не бросит ее в ближайшее время. Если же он начал лечение от алкогольной или наркотической зависимости, то это более чем незначительный срок для того, чтобы появились положительные результаты.

Поэтому вполне может возникнуть ситуация, при которой орган опеки и попечительства просто не сможет сделать однозначный вывод о том, есть ли положительная динамика в поведении родителя, либо она отсутствует.

Закономерно возникает еще одна неопределенность. Семейным законодательством определена обязанность органа опеки и попечительства по подаче иска о лишении родительских прав по истечении шести месяцев после принятия решения суда об ограничении родительских прав, но не определена ответственность за невыполнение данной обязанности. Возникает такая ситуация, что, контролируя поведение родителей в вышеназванный шестимесячный срок, сам орган опеки остается неконтролируемым. Представляется в данном случае необходимым контроль со стороны органов прокуратуры, которые должны по истечении определенного законом срока проверить, все ли необходимое сделано со стороны органа опеки и попечительства.

Кроме всего прочего, понимая принципиальную важность сохранения ребенка в родной семье, необходимо не оставлять родителя наедине с решением вопроса об изменении своей жизни, поведения, отношения к воспитательному процессу. Уже неоднократно со стороны ученых-юристов поднимался вопрос о том, что необходимо оказывать родителям всяческую помощь и поддержку в этих вопросах. Иначе государство лишь констатирует определенные ситуации, не помогая людям решать их.

Представляется в связи с этим возложить на органы опеки и попечительства не только контролирующие функции, но и функции по реабилитации, оказанию практической помощи, поддержки родителям, которые оказались в ситуации ограничения своих родительских прав.

Многие родители сами воспитывались в неблагополучных семьях, либо вообще не имели родителей, и им бывает достаточно сложно самостоятельно правильно осуществить воспитательные мероприятия. С этой целью можно рекомендовать Министерству науки и высшего образования привлечь педагогов, психологов, юристов и разработать программу реабилитации родителей, которые оказались ограничены в своих правах, и разъяснить их дальнейшие необходимые действия по возвращению им их родительских прав, провести курс лекций, показать положительные примеры, объяснить возможные пути развития ситуации и т п. мероприятия.

Таким образом, нужно однозначно определить необходимость дальнейшего развития и законодательное совершенствование данных семейно-правовых институтов. Особенно, как представляется, это относится к ограничению родительских прав как к не так давно появившемуся явлению в нашей, как семейной, так и правовой действительности. Представляется, что именно это требует более пристального внимания со стороны законодателя и корректировки правовых норм нормативных актов.

Литература:

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). ст. 14.
  2. Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
  3. Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. 2008. № 17. ст. 1755.
  4. Бурдо Е. П. Ограничение родительских прав как институт семейного права РФ // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 01.10.2020).
  5. Демкина А. В. Споры о детях: место жительства ребенка и порядок осуществления родительских прав / А. В. Демкина // Журнал российского права. 2015. № 5. С. 76.
  6. Карпухин Д. Правовые аспекты выселения из жилых помещений лиц, лишенных родительских прав // Жилищное право. 2013. № 7. С. 71.
  7. Куропацкая Е. Г. Судебные дела об ограничении родительских прав // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 1. С. 29.
  8. Матюкова Ю. Дела семейные // ЭЖ-Юрист. 2011. № 19. С. 5.
  9. Плечкина К. В. Некоторые актуальные проблемы применения норм процессуального права по делам о лишении родительских прав // Адвокатская практика. 2019. № 2. С. 17.
  10. Соседова М. В. Ограничение в родительских правах как мера ответственности родителя, не выполняющего свои обязанности // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 01.10.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, орган опеки, ребенок, СК РФ, жилое помещение, попечительство, лишение, материнский капитал, вредное влияние, лучшая сторона.


Задать вопрос