Внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 05.01.2021

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Раевская, Т. Н. Внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование / Т. Н. Раевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 196-200. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77300/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье рассматривается использование компьютерных игр для образовательной деятельности дошкольников с диагностикой по трём параметрам. Компьютер — мощный инструмент при активизации творческого потенциала ребёнка и осознанное им восприятие программного материала.

Ключевые слова: компьютер, компьютерные игры, информатизация общества, информационная культура.

Актуальность сегодняшнего дня — это информатизация общества. Современные дети стали способны познавать что-то новое, учиться тому, что им интересно, общаться не только с ровесниками, но и взрослыми.

В XX веке на конгрессе ЮНЕСКО было определено направление для подрастающего поколения, суть которого в переходе «от компьютерной грамотности к информационной культуре». Социальный заказ нового общества встал перед современным образованием, учитывая психолого-педагогические особенности каждого возраста, развивать основы информационной культуры, при этом не забывать о здоровье молодого поколения. Модернизация процесса образования — одно из приоритетных направлений на каждой ступени обучения, в том числе и в дошкольной педагогике.

В последнее время психологи отмечают, что психологический барьер между малышом и машиной станет меньше, если ребёнок как можно раньше познакомится с компьютером, на который они смотрят, как на игрушку. А мы взрослые должны умело воспользоваться увлечением дошкольника, во всех видах деятельности, так же и в образовательной.

В Федеральных государственных образовательных стандартах определены требования к активному использованию средств информационно-коммуникативных технологий для совершенствования коммуникативных и познавательных задач. Высокие запросы общества и государства невозможно удовлетворить только традиционными педагогическими технологиями, поэтому необходимы новые подходы к организации воспитания и развития, используя перспективные информационно-коммуникационные технологии.

В XXI веке считается грамотным человек не только умеющий писать, считать, читать, но и общаться с компьютером, так как это современный инструмент для обработки информации, мощное техническое средство обучения, незаменимый помощник педагога в воспитании, развитии и обучении дошкольников.

Компьютер в жизнь ребенка может войти только через игру, которая является ведущей деятельностью дошкольного возраста, именно в ней формируется и развивается личность, приобретается индивидуальный опыт, знания и умения. Дошкольник приобретает способность наделять игровым значением (знаки, действия) нейтральные объекты, что помогает взрослому ввести в жизнь ребёнка компьютер как игровое средство.

Известно, что ребёнок в раннем возрасте обладает непроизвольным вниманием и, чтобы информация стала значимой для малыша, она должна быть яркой и запоминающейся. Вот тогда-то на помощь педагогу приходит компьютер, где материал преподносится в привлекательной форме, что позволяет сделать содержание образования осмысленным и долговременным.

Исследования по использованию компьютера показали, какие достигаются результаты благодаря мультимедийному способу подачи информации:

— Развивается теоретическое мышление, позволяющее просчитывать ситуации, планировать действия, тем самым не только «исполнять», но и «создавать».

— Дошкольник легко усваивает понятия формы, цвета и величины.

— Происходит глубокое понимание числа, его состава и множества.

— Ребёнок быстрее ориентируется на плоскости и в пространстве, в статике и движении.

— В играх тренирует внимание и память.

— Развиваются творческие способности и воображение.

— Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенности.

— Овладение чтением и письмом происходит раньше.

— Словарный запас обогащается с большей силой.

— Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки.

Игровые программы, которые использует педагог, придают занятиям непринужденный характер, вызывают желание добиваться успеха, познавать, исследовать, экспериментировать. Взрослый в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка подбирает игры с несколькими уровнями сложности. Ребенок сам выбирает темп игры и количество решаемых игровых задач.

Компьютер очень «терпелив», приучает дошкольника к пошаговой оценке и контролю своих действий, тем самым формирует у ребенка деловое отношение к положительному и отрицательному результату. Ошибаясь, ребёнок не нервничает и не сердится, а пытается решить новыми способами, что заставляет задуматься, выяснить причину неудачи. При использовании компьютерных игр развивается «когнитивная гибкость» — способность человека находить наибольшее число принципиально различных решений задачи, что недоступно было предыдущему поколению.

Выполняя задания, ребенок играет с веселыми и забавными компьютерными героями, которые помогают ему в сложных ситуациях, вместе стараются достичь необходимого результата. Герой объясняет цель и правила выполнения задания, помогает выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку, что создает положительную мотивацию при работе с программой.

Для полноценного проживания ребенком дошкольного детства в детском саду, в котором работаю, создана предметно-развивающей среда: насыщенная, приспособленная для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии, для развития творческих проявлений. Пространство группы организованно в виде зон — «центры», «уголки», «площадки», оснащенные большим количеством развивающих материалов и оборудования. С такой предметно-развивающей средой у педагога появляется возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В педагогической деятельности задачи развития, воспитания и обучения дошкольников решаю с применением ИКТ. Использую прикладные программы, образовательные платформы, самостоятельно составляю игры в различных конструкторах. Во время непосредственно образовательной деятельности дети работают с компьютерами — 2–5 минут (клавиатурой и мышью). Все остальное время происходит перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся за столами, компьютерами, в свободном игровом пространстве. Обязательно индивидуальный подход в работе с компьютером — малыши не умеют «работать», не умеют «учиться». Индивидуальная работа — один из самых эффективных способов обучения дошкольников. Стараюсь вовлечь детей в образовательную деятельность, создавая проблемные ситуации, а её решение в продуктивной реализации. Используя инновационные игровые методики, создала программу по формированию интеллектуальной и творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения информационных компьютерных технологий.

В рамках педагогической диагностики для реализации программы провела оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдений за активностью в спонтанной и специально организованной деятельности с помощью карт наблюдений по трем критериям. В группе 31 человек, возраст 6–7 лет.

Таблица 1

Эмоциональное отношение к компьютерным играм

уровень

число дошкольников

число дошкольников в %

высокий

21

67,74

средний

8

25,81

низкий

2

6,45

Процентное соотношение результатов

Рис. 1. Процентное соотношение результатов

Таблица 2

Элементарные навыки управления компьютером

уровень

число дошкольников

число дошкольников в %

высокий

6

19,36

средний

21

67,74

низкий

4

12,90

Процентное соотношение результатов

Рис. 2. Процентное соотношение результатов

Таблица 3

Успешность выполнения компьютерных игр

уровень

число дошкольников

число дошкольников в %

высокий

16

51,61

средний

13

41,94

низкий

2

6,45

Процентное соотношение результатов

Рис. 3. Процентное соотношение результатов

Результаты педагогической диагностики использую для решения следующих образовательных задач:

— построения образовательной траектории ребенка — маршрутные листы, профессиональная коррекция особенностей развития дошкольника;

— оптимизации работы с группой детей;

— корректировка действий педагога.

Н. Н. Поддьяков выдвинул теорию познавательного развития, которая предполагает, что «для успешного развертывания игры детям нужны проблематичные знания. Только взаимодействие ясных и неясных знаний дают почву для полноценного развития»

Дошкольный возраст — это «почемучки», поэтому педагог должен развивать любознательность и индивидуальную исследовательскую деятельность ребенка. Одной из задач ДО — воспитать будущего школьника, развить мотивы учебной деятельности, вовлечь его в процесс познания, исследования и экспериментирования.

Литература:

  1. Балабанова Л. К. Компьютерные игры в обучении детей 4–7 лет: программа. Развернутое планирование, модели занятий. — Волгоград: Учитель, 2012. — 175 с.
  2. Бревнова Ю. А. Опыт использования компьютерных игр в практике работы образовательного учреждения / Ю. А. Бревнова // Научные исследования в образовании. — 2010. — № 1. — С. 14–18. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru
  3. Габдуллина З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4–7 лет. — Волгоград: Учитель, 2012. — 139 с.
  4. Мирошников С. А. Новые возможности компьютерной речевой карты для прикладной и исследовательской работы с детьми дошкольного и школьного возраста / С. А. Мирошников // XVIII Южно-Российская межрегиональная научно-практическая конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» «ИTO-Ростов-2018». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rostov.ito.edu.ru
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 14 ноября 2013 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): число дошкольников, компьютер, игра, информационная культура, процентное соотношение результатов, ребенок, дошкольный возраст, образовательная деятельность, обучение дошкольников, педагогическая диагностика.


Похожие статьи

Диагностика в дошкольном образовательном учреждении

Диагностика детей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется участниками педагогического состава во время внутренней диагностики формирования показателей развития его личности в ходе систематического наблюдения за воспитанниками в...

Использование информационных компьютерных технологий...

Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста.

Статья посвящена внедрению в систему дошкольного воспитания и обучения информационных технологий.

Мониторинг качества освоения воспитанниками основной...

Педагогическая диагностика — оценка индивидуального развития дошкольников

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для

Педагогическая диагностика по комплексной программе дошкольного образования «Мир...

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ

Деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать педагогу и

В Стандарте дошкольного образования («Об утверждении федерального государственного

Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и...

Ребенок-дошкольник в современном цифровом мире: значение...

Библиографическое описание: Воронкова, Р. В. Ребенок-дошкольник в современном цифровом мире

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это комплекс

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования...

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе детей...

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому компьютер в детском саду

Компьютерные игры предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не

Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека.

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование...

Игра в дошкольном учреждении является ведущей детской деятельностью. Она способствует развитию воображения, мышления, речи и других

Это накладывает большую ответственность на педагогов в выборе игр и игрушек для дошкольников, в том числе компьютерных.

Использование информационно-коммуникативных технологий...

 Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста.

Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы...

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном...

Хочется верить, что программы по знакомству дошкольников с образовательным процессом будут, составляются действительно первоклассными

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению.

Похожие статьи

Диагностика в дошкольном образовательном учреждении

Диагностика детей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется участниками педагогического состава во время внутренней диагностики формирования показателей развития его личности в ходе систематического наблюдения за воспитанниками в...

Использование информационных компьютерных технологий...

Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста.

Статья посвящена внедрению в систему дошкольного воспитания и обучения информационных технологий.

Мониторинг качества освоения воспитанниками основной...

Педагогическая диагностика — оценка индивидуального развития дошкольников

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для

Педагогическая диагностика по комплексной программе дошкольного образования «Мир...

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ

Деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать педагогу и

В Стандарте дошкольного образования («Об утверждении федерального государственного

Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и...

Ребенок-дошкольник в современном цифровом мире: значение...

Библиографическое описание: Воронкова, Р. В. Ребенок-дошкольник в современном цифровом мире

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это комплекс

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования...

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе детей...

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому компьютер в детском саду

Компьютерные игры предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не

Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека.

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование...

Игра в дошкольном учреждении является ведущей детской деятельностью. Она способствует развитию воображения, мышления, речи и других

Это накладывает большую ответственность на педагогов в выборе игр и игрушек для дошкольников, в том числе компьютерных.

Использование информационно-коммуникативных технологий...

 Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста.

Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы...

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном...

Хочется верить, что программы по знакомству дошкольников с образовательным процессом будут, составляются действительно первоклассными

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению.

Задать вопрос