Пути формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 12.01.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Сергеева, Б. В. Пути формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка / Б. В. Сергеева, А. А. Гуленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77007/ (дата обращения: 28.02.2021).



В статье рассматривается проблема формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка. Описаны понятие «самостоятельная работа» в трактовке разных авторов. Определены и систематизированы основные виды самостоятельной работы. Рассмотрены пути основные виды самостоятельной работы на уроках русского языка, а также описаны пути формирования навыков самостоятельной работы.

Ключевые слова : самостоятельная работы, навык, пути формирования, условия работы.

Основная цель современной системы школьного образования — создание целостной системы общих знаний, навыков и опыта самостоятельных действий и личной ответственности учащихся. Реструктуризация учебной программы должна вести к достижению определенного уровня операционных способностей учащихся, а не только к приобретению знаний определенного объема. [2]. Поэтому акцент в содержании современного образования смещается с предметных знаний, навыков и умений учащихся как основной цели на развитие самостоятельности учебных действий и формирование навыков самостоятельной работы.

Стремление самостоятельно и творчески осваивать знания, выполнять задания, требующие проявления критического ума, воображения, фантазий, мечтаний — вот необходимые условия для возникновения глубокого интереса к учебным предметам. Самостоятельная работа воспринимается как специфическая форма учебной деятельности студентов, характеризующаяся всеми ее особенностями. Это форма самообразования, связанная с учебной деятельностью ученика в классе. Представление о самостоятельной работе ученика в современной дидактике обязательно коррелирует с организующей ролью учителя.

Под самостоятельной работой понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, осуществляемой ими на классных и внеклассных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия учителя. Основанием для рассмотрения самостоятельной деятельности учащихся является общепедагогическое определение внешкольной и внешкольной работы, согласно которому она представляет собой различные виды учебно-воспитательной деятельности, организуемой и проводимой школой во внеурочное время.

Самостоятельная работа студента должна восприниматься как свободное занятие по его выбору и внутренняя мотивация. Подразумевает выполнение учеником определенного количества включенных в него действий: осознание цели своей деятельности, принятие учебного задания, придание ему личного значения, подчинение выполнению этого задания. иные интересы и формы занятости студентов, самоорганизация в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в процессе выполнения и некоторые другие действия.

Его эффективность имеет большое значение в процессе развития навыков самостоятельной работы. Эффективность самостоятельной работы зависит от множества внешних и внутренних факторов — от содержания и сложности поставленных задач, руководства со стороны старших товарищей, уровня знаний и общего развития обучаемых, их интеллектуальных знаний и умений, мотивов и взглядов, методов и приемов. образовательной деятельности. Центральным условием эффективности самостоятельной работы учащихся является глубокое осознание её целей и способов, сознание самого себя как личности, которая сама направляет, организует и контролирует процесс учения и т. д.

Освоение русского языка связано с формированием произношения, лексических, грамматических, орфографических и других навыков учащихся, на основе которых развивается и совершенствуется умение понимать речь на слух, говорение, чтение и письмо. Как известно, навыки развиваются только в ходе систематического выполнения определенных действий с учебными материалами, то есть действий, позволяющих многократно слушать, говорить, читать и писать. Е. И. Пассов определил понятие «навык» как: относительно независимую деятельность, приводимую к автоматизации путем многократных повторений, которая стала таковой благодаря совокупности тех качеств, которые являются одним из условий выполнения этой деятельности. (Е. И. Пассов).

Развитие навыков и способностей — долгий процесс. Как правило, на это уходит больше года, а совершенствование навыков и умений происходит в течение всей жизни.

Навык — это деятельность, сформированная повторением и доведенная до автоматизма.

Развитие навыков — это процесс, достигаемый за счет выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных, повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия улучшается и закрепляется. Признаком наличия умения является то, что, когда человек начинает выполнять действие, он заранее не думает, как он это будет выполнять. Приобретая навыки, действие выполняется быстро и точно.4 основных этапа формирования навыка.

Первый этап формирования навыков можно назвать предварительным. На этом этапе формируется программа навыков, отдельные движения разбиваются на составляющие, выполняются тестовые и примерные движения. Первый этап характеризуется избыточностью информации.

Второй этап — аналитический. Движения на этом этапе выполняются отдельно, есть сенсорный анализ силы, размера, продолжительности каждого движения. Формируются отдельные действия, приватные ссылки, например, между устройством и органом управления.

Третий этап — синтетический. Отдельные элементы действия объединяются в единое сенсорное поле. Регулятор действия на этом этапе — обобщенный образ, включающий последовательность движений, их взаимосвязь, иерархию.

Четвертый этап можно назвать этапом автоматизации. На этом этапе устраняются ненужные движения и избыточное напряжение мышц. Акцент смещается с процесса действия на его результат.

Навыки, формирующиеся на уроках русского языка:

  1. Подбор словарных слов по теме.
  2. Подбор или составление занимательного материала (кроссворды, загадки, пословицы, стихи).
  3. Взаимное составление и выполнение в паре заданий со словарными словами (фонетических, лексических, синтаксических).
  4. Составление «Словариков»;
  5. Работа со словарной статьей;
  6. Работа с учебником;
  7. Объяснение понятий;
  8. Развитие словаря.

Для этого необходимо гарантировать общую нагрузку каждого ученика на протяжении всего класса, чтобы дать возможность более рационально использовать учебное время. На уроках русского языка используется несколько видов самостоятельных работ. Важная роль в обучении грамоте отводится диктовке различного вида и творческих заданий. Перед диктантами проводится предварительная работа и даются домашние задания. При выборе материала для урока стоит воспользоваться повышенной степенью сложности задач, а также степенью самостоятельности учащихся при выполнении упражнений. Необходимо учитывать принцип систематического обучения, сформулированный Я. А. Каменский: «Все последующее должно основываться на предыдущем».

Однако выполнение требований само по себе не определяет успешность работы учителя в формировании знаний, умений и навыков, учащихся на уроках русского языка. Для этого также необходимо знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность самостоятельной работы, а также методологию управления отдельными видами самостоятельности. При выборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Важнейшими в этом вопросе являются принцип доступности и регулярности, взаимосвязь теории и практики, принцип постепенного увеличения сложности, принцип творчества, а также принцип дифференцированного подхода к студентам. Применение этих принципов к управлению независимой работой значительно облегчит выбор желаемого типа независимой работы, облегчит ее организацию и последующее выполнение.

Отсюда следует, что можно повысить не только качество формирования и проведения самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка, но и облегчить её выполнение для самих учащихся путём простого соблюдения требований к ней.

Новейшие исследования психологов и педагогов подняли учение о самостоятельной учебной деятельности на более высокую ступень. Она ныне теоретически обоснована как важнейшее составное звено процесса обучения. Разработаны и психолого-дидактические основы повышения эффективности познавательной деятельности, учащихся при помощи рационально организованной самостоятельной работы.

Самостоятельная работа — важнейшая черта человека как человека, так и субъекта действия. Человек как личность способен самостоятельно определять свой жизненный путь, свое место в нем, свое дело, интересное и важное для всех, в том числе и для него самого. Быть независимым — значит стоять самостоятельно, делать что-то без посторонней помощи, без внешней мотивации, как вы намерены.

Самостоятельная работа служит важнейшим средством организации самостоятельной познавательной деятельности школьника, в процессе которой происходит формирование самостоятельности, как качества личности учащегося. Всякое качество личности развивается в процессе деятельности. Навык самостоятельной работы может развиваться у учащихся лишь в процессе самостоятельных работ.

Литература:

  1. Васильева, Р.А., Суворова Г. Ф. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Р. А. Васильева, Г. Ф. Суворова. — М.: Педагогика, 2000. — 346 с.
  2. Данилов М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. — 2001.– № 8. — С.32– 42.
  3. Жарова, А. В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся / А. В. Жарова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 246 с
  4. Меркулова У. В. Формы, методы и средства самостоятельной работы на уроках информатики [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 91–94.
  5. Пидкасистый П. И. Педагогика / П. И. Пидкасистый. — М.: Российское пед. агенство, 1996.
  6. Сластёнин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, русский язык, действие, навык, этап, вид, движение, независимая работа, развитие навыков, самостоятельная работа учащихся.


Ключевые слова

навык, Условия работы, самостоятельная работы, пути формирования
Задать вопрос