Статья посвящена вопросам регулирования органами государственной власти предпринимательской деятельности. Анализируется влияние административной реформы на эффективность правового регулирования бизнеса. Основой нового подхода стала модель управления по результатам. В качестве примера результативности рассматриваются результаты России в рейтинге легкости ведения бизнеса (Doing Business).
Ключевые слова: правовое регулирование, предпринимательская деятельность, административная реформа, улучшение бизнес-среды.
Действия государства по регулированию предпринимательской деятельности во все времена постсоветской истории нашей страны всегда были предметом острой критики. В 90-е годы государство якобы сознательно устранилось от какого-либо влияния на бизнес, после середины 2000-х, наоборот, критике подвергается чрезмерная зарегулированность бизнеса. Стала особенно актуальной тема повышения эффективности государственного управления экономикой, борьбы с административными барьерами — необоснованными ограничениями государством ведения предпринимательской деятельности.
Как сразу выяснилось, сделать в этой сфере что-то значимое и правильное, без перестройки всей системы государственного управления, оказалось попросту невозможно. Поэтому вполне логично, что данное направление становится одной из главных задач административной реформы, концепция которой была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 г. № 1789-р [1]. Фактически, этот нормативный акт стал концептуальной основой практически всех сколь-нибудь значимых преобразований административного механизма как в национальном масштабе, так и на уровне субъектов.
Для достижения заявленной в Концепции административной реформы цели, связанной с повышением эффективности государственной защиты субъектов малого и среднего бизнеса и созданием правовых механизмов противодействия возникновению административных барьеров, были определены несколько направлений работы. Одним из таких направлений стало реформирование контрольно-надзорной деятельности публичных органов власти в части регулирования предпринимательской деятельности.
Технологической основой нового подхода стала модель управления по результатам. Целью реализации этого направления является внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в органах государственной власти и подведомственных государственным органам организациях. К началу реформы фактически отсутствовали методики расчета показателей результативности по ряду важнейших направлений деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти. По мнению многих исследователей и практиков, бессистемная работа контрольно-надзорных власти представляет собой стимулирующую среду для возникновения административных барьеров и сопутствующих им коррупционным проявлениям.
В Концепции административной реформы (далее — Концепция) предлагалось оценивать работу чиновников по фактически полученным результатам. Органы государственной власти, осуществляющие правовое регулирование и контрольно-надзорные полномочия в сфере поддержки предпринимательской деятельности отныне должны стать непосредственно заинтересованы в результатах своей работы.
Для этих целей планировалось:
– заново сформировать механизмы конкурентного распределения материальных средств и ресурсов в органах публичной власти (должны существовать 2 и более варианта распределения бюджетных средств для осуществления государственных функций и предоставления государственных услуг);
– внедрение элементов управленческого учета, позволяющих получить достоверную информацию о затратах на обеспечение деятельности органов исполнительной власти;
– создание единой государственной информационной системы планирования и мониторинга эффективности деятельности органов власти в целях достижения ключевых показателей социально-экономического развития.
Результатом реализации мероприятий по этому направлению является принятие Указа Президента РФ от 10.09.2012 г. № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности» [2]. Далее последовала череда подобных указов, последним из которых стал Указ Президента РФ от 25.04.2019 г. № 193, который предъявил к руководителям более общие требования и критерии оценки их работы [3].
Предпринимательская деятельность уже стала одним из многих показателей, увязанных в единую систему индикаторов. Так, например, в перечне показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц непосредственно с развитием бизнеса связаны показатели 2–5. В тоже время, другие показатели в значительной степени влияют на экономическую жизнь страны и регионов в целом: «Уровень бедности», «Уровень доступности жилья» и другие.
Результаты такой трансформации правового регулирования и создания системы личной ответственности руководителей привели к существенным результатам. Во многих аналитических документах Правительства одним из основных целевых значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности является Позиция России в рейтинге легкости ведения бизнеса (Doing Business).
По данным Всемирного банка в 2020 году Российская Федерация заняла 28 место [4], в 2017 году — 35 место, в 2013 году Россия занимала 92-е место. За прошедший год наиболее высоко выросло значение таких показателей как: «Подключение к системе электроснабжения» (3,5 балла), «Защита миноритарных инвесторов» (2 балла), «Налогообложение» (0,9 балла).
Приведенная статистика международной организации свидетельствует о том, что многолетние усилия по улучшению бизнес среды в нашей стране дали достаточно хорошие результаты. Это тем более важно, так как они достигнуты в следствие проведенных структурных преобразований в государственной системе управления, внедрения более совершенных, эффективных технологий планирования и управления. В этом контексте также следует рассматривать социально-экономическую политику последних лет, основанную на реализации национальных проектов и достижении национальных целей.
Литература:
- О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах: Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р (ред. от 10.03.2009) // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 46. — Ст. 4720.
- Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности: Указ Президента РФ от 10.09.2012 № 1276 // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 38. — Ст. 5068. (утратил силу)
- Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.04.2019 № 193 // Собрание законодательства РФ. — 2019. — № 17. — Ст. 2078.
- DOINGBUSINESS. [Электронный ресурс]: URL: https://russian.doingbusiness.org/ru/data/exploreeconomies/russia (дата обращения: 21.12.2020).