Профессиональная деформация преподавателей среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (343) январь 2021 г.

Дата публикации: 03.01.2021

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Печенкина, И. Р. Профессиональная деформация преподавателей среднего профессионального образования / И. Р. Печенкина, И. Ф. Шиляева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77264/ (дата обращения: 09.03.2021).



Ключевые слова: профессиональная деформация, профессиональная деятельность, среднее специальное образование.

С реализацией функциональных сложностей преподавания может справиться только правильно организованный педагог. Предъявляемые требования, которые меняются, добавляются и ускоренно внедряются в деятельность преподавателя заставляют быть в постоянной готовности, что создает не комфортные условия труда. Быть постоянно на связи, выполнять большой объем работы, связанной с обработкой, анализом и представлением информации в виде отчетов, планов и прочей документации создает все условия для развития стрессового состояния. Отсутствие равномерной нагрузки, приводит к нестабильному рабочему ритму. Режим работы не соответствует нормам, так как не учитывается внеурочная работа преподавателя, которая зачастую занимает значительные личные ресурсы.

Современное среднее специальное образование содержит включает в себя: обучение, воспитание и просвещение. Преподаватель в своей профессиональной деятельности выступает гарантом осуществления неразрывности этих процессов, гармоничного их сочетания, и призван обеспечить эффективность образовательного процесса, должен соответствовать запросам существующего Федерального государственного образовательного стандарта и являться толерантной и ответственной личностью.

Развитие среднего специального образования приводит к переходу от предметно-ориентированного к практико-ориентированному обучению, междисциплинарную интеграцию. Также направлено на развитие учащегося, как личность, формировать независимость стиля мышления и профессиональные навыки и умения.

Огромный поток информации, с которым сталкивается преподаватель, негативно отражается на процессе и качестве преподавания, чем обуславливает наличие проблем, несоответствия запросу работодателя, что порождает неудовлетворенность выполняемых должностных обязанностей.

Повышенные требования преподавателя к самому себе, необходимость повышать свою квалификацию в большем объеме, чем можно успеть освоить за относительно короткие сроки, посещение различных дополнительных вебинаров и прочих обучающих мероприятий значительно сокращает время на отдых. Отсутствие достаточного времени на отдых может спровоцировать развитие синдрома «эмоционального выгорания», хронической усталости, профессиональной деформации, стресса, депрессии.

Профессиональная деформация негативно влияет на продуктивность и профессиональную деятельности. Искажаются личностные качества, накапливаются негативные признаки. Ощущение бессмысленности своего труда, негативизм относительно служебных обязанностей, отстраненность и неучастие, тенденция к избеганию и снятию с себя ответственности. Подмена творческой продуктивной деятельности формальным исполнением своих обязанностей.

Так как труд связан с умственно-эмоциональным напряжением, это может вызвать развитие нервного перенапряжения. В профессии преподавателя имеет значительное преобладание интеллектуального труда, постоянное ощущение недостатка времени, хроническая усталость, хроническое нарушение режима труда и отдыха, снижение интереса к работе.

Профессиональная деформация, то есть психологические изменения, которые начинают влиять негативно, проявляются в личности под влиянием особенностей, условий труда и эмоционального фона профессиональной деятельности преподавателя.

Профессиональное выгорание характеризуется возникновением чувства безразличия к работе, коллегам и вообще ко всему происходящему. Теряется уверенность в себе, появляются мысли об отсутствии знаний, опыта, компетентности и профессионализма.

Синдром профессионального выгорания связан с продолжительным воздействием многих факторов, связанных с профессиональной деятельностью. Профессиональное выгорание — это длительный хронический стресс. Завышенные ожидания от работы и не удовлетворение деятельностью, способствует развитию отрицательных эмоций. Накапливание отрицательных эмоций могут привести к истощению эмоционально-энергетических ресурсов организма. Истощение выражается в повышенной утомляемости, постоянной усталости, нарушениях сна (бессоннице), раздражительности, головных болях, ухудшении слуха и зрения (которое на первый взгляд может показаться беспричинным).

В ряде исследований обнаружено, что выгоранию в большей степени подвержены «трудоголики». Они как правило полностью поглощены работой, трудятся без отдыха, работают с полной самоотдачей, с установкой на карьеру, в ущерб личным интересам и потребностям.

Преподаватели СПО являются трудящими бюджетной сферы. А значит можно предположить, что фактором, опосредующим выгорание, является не только коммуникативная нагрузка (интенсивность, продолжительность и когнитивная сложность служебного общения), но и более низкое материальное вознаграждение, а также связанная с этим неудовлетворенность качеством жизни: переживание несправедливости, незащищенность, потеря социальной престижности и ролевого статуса.

Можно сделать вывод о том, что, работая в образовательной сфере и выполняя свои профессиональные обязанности, преподаватель испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего труда. Положительные отзывы и оценки стимулируют, отрицательные — дают основания для пересмотра своих профессиональных позиций и переоценки отношения к своей деятельности и профессии в целом. Таким образом, одним из путей предотвращения профессиональных деструкций у педагогов является объективная оценка личностных, профессиональных качеств преподавателя, его личного вклада в образовательный процесс в целом.

Успешный, интересный, творческий, четко и правильно реализующий свои профессиональные обязанности преподаватель — это вполне реально. Необходим правильный режим работы и отдыха. Нужны нормальные условия труда: «исправное состояние помещений, оборудования; своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией; надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства» [9].

Также важна внутренняя мотивация преподавателя. Важен интерес к работе. Делать то, что нравиться, к чему есть искренний интерес.

Работа занимает большую часть человеческой жизни. Именно поэтому заниматься надо тем, что действительно нравится. Тогда человека вдохновляет сам процесс, благодаря чему он получает мощную энергетическую подпитку — интеллектуальную, эмоциональную, и даже физическую [8].

Внутренняя мотивация очень важна. Вера в то, что занимаешься свои делом очень важна. Есть у человека и другая потребность — уважение и доверие [4]. Если она не реализуется, ощущение счастья от выполненного не появится. Практически каждому человеку важно знать, что он не безразличен кому-то, что есть в коллективе люди, которые прислушиваются к его мнению, хотят общаться и считаются с ним.

Думаю, найдя свою «идеальную» работу, свое дело, человек готов внести вклад в нечто большее и важное. Появляется вера, в то, что от работы многое зависит, и это нужно не только тому, кто ее выполняет. Жизнь обретает смысл, когда человек делает то, что любит. Тем самым мы можем заключить, что чем больше потребностей человек реализует на работе, тем сильнее он «привязан» к работе и тем больше он будет вкладывать сил, знаний и умений. При должной организации мотивация к профессиональной деятельности станет естественной сферой жизни человека, которая будет органично сосуществовать со всеми другими сферами и психическими процессами.

Таким образом, важно создать внешние условия нормальной работы, и иметь внутреннюю мотивацию заниматься преподавательской деятельностью.

Литература:

  1. Аллин О. Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала [Текст] / О. Н. Аллин, Н. И. Сальникова. — М.: Генезис, 2014. — 248 c.
  2. Гаудж П. Исследование мотивации персонала [Текст] / П. Гаудж. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2014. — 272 c.
  3. Маклаков А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2016. — 583 с.
  4. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. — СПб.: Евразия, 2014. — 478 c.
  5. Мерманн Э. Мотивация персонала. Инструменты мотивации для успеха организации [Текст] / Э. Мерманн. — М.: Гуманитарный центр, 2013. — 184 c.
  6. Неги А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания и профессиональной деформации с использованием когнитивного, телесно-ориентированного и экзистенциально-аналитического подходов/А. Неги — «Издательские решения»,2016, ISBN 978–5–44–747910–7
  7. Психология здоровья: Учебник дл я вузов / Под ред. Г С. Никифорова. — СПб. Питер, 2006. — 60 7 с: ил. — (Сери я «Учебник для вузов»).
  8. Эггерт М. Мотивация. Что заставляет выкладываться на работе [Текст] / М.: Гиппо, 2012. — 144 c.
  9. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 09.11.2020) ТК РФ Статья 163. Обеспечение нормальных условий работы для выполнения норм выработки
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессиональная деформация, профессиональное выгорание, работа, специальное образование, внутренняя мотивация, образовательный процесс, обязанность, условие труда, хроническая усталость.


Ключевые слова

профессиональная деятельность, профессиональная деформация, среднее специальное образование
Задать вопрос