Профилактика респираторных заболеваний на занятиях по физическому воспитанию в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №1 (343) январь 2021 г.

Дата публикации: 29.12.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Машичев, А. С. Профилактика респираторных заболеваний на занятиях по физическому воспитанию в вузе / А. С. Машичев, С. А. Трошин, А. А. Назаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77228/ (дата обращения: 09.03.2021).



В данной статье речь пойдет о влиянии занятий по физическому воспитанию на респираторные заболевания. Первая половина статьи описывает основные аспекты острых респираторных заболеваний, а во второй половине рассказывается о проведении эксперимента, суть которого состоит в том, чтобы проверить на сколько сильное влияние оказывает лечебная физкультура на факт возникновения и протекание острых респираторных заболеваний.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, студент, ВУЗ, острые респираторные заболевания (ОРЗ), острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ), профилактика ОРЗ, эксперимент.

Простудные и инфекционные заболевания являются одной из главных причин потери трудоспособности у студентов в осенне-зимний период. В этой связи большую значимость приобретают вопросы профилактики острых респираторных заболеваний на занятиях по физическому воспитанию.

Физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма студента, формирование двигательных навыков, умений и связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания — эстетической, нравственной и трудовой [1].

Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) — группа клинически и морфологически подобных острых воспалительных заболеваний органов дыхания, возбудителями которых являются пневмотропные вирусы. ОРВИ — самая распространенная в мире группа заболеваний, объединяющая грипп, парагрипп, риновирусную, аденовирусную и коронавирусную инфекции. В процессе развития вирусное заболевание может осложняться бактериальной инфекцией.

Из симптомов заболевания ОРВИ следует выделить такие, которые будут свидетельствовать об осложнениях и должны дать больному человеку повод забеспокоиться и обратиться к специалисту. К симптомам при ОРВИ, требующим неотложной врачебной помощи, относятся:

— температура выше 40 градусов, почти или вовсе не реагирующая на прием жаропонижающих препаратов;

— нарушение сознания (спутанное сознание, обмороки);

— появление сыпи на теле;

— интенсивная головная боль с невозможностью согнуть шею, приведя подбородок к груди;

— длительная (более пяти дней) лихорадка;

— боль в грудной клетке при дыхании, затруднение вдоха или выдоха, чувство недостатка воздуха, кашель с мокротой (более серьезно, если розового оттенка);

— боль за грудиной, не зависящая от дыхания, отеки.

Диагностика ОРВИ не представляет собой каких-либо трудностей в случае типичного течения заболевания. Для исключения возможных осложнений назначают компьютерную томографию (КТ) грудной клетки, общие анализы крови и мочи. Разработаны также способы специфической лабораторной диагностики: метод флюоресцирующих антител, сущность которого заключается в визуализации реакции «антиген-антитело» люминесцентными маркерами, и, использующаяся для диагностики коронавирусной инфекции, полимеразная цепная реакция (ПЦР) — экспериментальный метод молекулярной биологии, основанный на обнаружении в клинических пробах генетического материала вируса гриппа (РНК) в биологическом материале [3].

Иммунологические исследования для определения типа вируса, вызвавшего заболевание, имеют практическую ценность только при тяжелых формах заболеваний, серьезных затруднений в диагностике (и соответственно в лечении); в иных случаях эта ценность исключительно научная. Вирусную простуду можно спутать с начальной стадией гемофильной инфекции и другими заболеваниями, поэтому при нарастании симптомов или при присоединении новых, более тяжелых симптомов, необходимо обратить на это внимание врача.

Одним из важнейших мероприятий профилактики ОРЗ, в частности, ОРВИ и гриппа, является физическая активность, направленная на укрепление иммунитета, упражнения для улучшения воздухообмена и кровоснабжения легких [2]. Этот факт неоднократно был доказан учеными всего мира.

Исходя из этого, с целью профилактики респираторных заболеваний была сделана попытка разработать и экспериментально обосновать комплекс дыхательных упражнений применительно для занятий по физическому воспитанию в высших учебных заведениях. Исследованию подвергались показатели частоты сердечных сокращений в покое (ЧСС), частоты дыхания в покое (ЧД) за 1 минуту, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) до и после эксперимента.

В обследовании приняли участие 70 человек в возрасте от 18 до 24 лет, женского пола. Все студенты были разделены на две группы. Первую группу составили 35 человек, занимающихся по разработанной нами методике; вторую — 35 человек контрольной группы, занимающихся по общепринятой методике.

В специальных комплекс дыхательной гимнастики были включены: парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой [4], полное дыхание йогов, дыхание с задержкой на выдохе. Кроме того, всем студентам 1-й группы рекомендовалось самостоятельное, ежедневное выполнение дыхательной гимнастики Стрельниковой (25 серий по 32 вдоха) и прессация «биологически активных точек вазомоторного ринита» при первых признаках воспаления носоглотки от 30 до 40 с каждую.

В урочном плане дыхательные упражнения включались после комплекса упражнений общего воздействия — 12 серий по 32 вдоха парадоксальной гимнастики — вдох на встречном движении рук. Затем эта же серия выполнялась после комплекса общеразвивающих упражнений — вдох при наклоне вперед, руки вниз. В середине основной части урока проводилось полное дыхание йогов в положении сидя по-турецки — 7 раз. И, наконец, в заключительной части урока — 2-минутное дыхание с задержкой на выдохе в ритме 5 с — вдох, 5 — выдох, 15 — задержка дыхания. Постепенно ритм дыхания замедлялся до 15 с — вдох, 15 — выдох, 15 — задержка. Возможны варианты как парадоксального, так и йоговского дыхания на аналогичные.

В результате проведенного исследования у студентов 1-й группы отмечено снижение ЧСС с 78 до 68 уд/мин, снижение ЧД с 21 до 18 в минуту, увеличение ЖЕЛ с 3200 до 3800 см 3 при незначительных изменениях данных показателей в контрольной группе.

За период с октября 2018 по февраль 2019 года ОРВИ отмечены у 22,9 % студентов 1-й группы и 49,2 % — 2-й. Следует отметить, что из числа переболевших 1-й группы 25 % перенесли болезнь в легкой форме, без потери трудоспособности.

Полученные данные свидетельствуют о благоприятном воздействии дыхательных упражнений на организм в целом и позволяют рекомендовать их применение с целью профилактики респираторных и простудных заболеваний по физическому воспитанию в вузе.

Литература:

  1. Роль физической культуры в профилактике простудных заболеваний. — Текст: электронный // StudMed: [сайт]. — URL: https://www.studmed.ru/view/rol-fizicheskoy-kultury-v-profilaktike-prostudnyh-zabolevaniy_1ec81814a17.html (дата обращения: 12.12.2020).
  2. Физическая культура в обеспечении здоровья, профилактика ОРЗ. — Текст: электронный // Медицинские интернет-конференции: [сайт]. — URL: https://medconfer.com/node/18863 (дата обращения: 12.12.2020).
  3. Оcтрая респираторно-вирусная инфекция: диагностика и выбор терапии. — Текст: электронный // Medi.ru: [сайт]. — URL: https://medi.ru/info/6433/ (дата обращения: 12.12.2020).
  4. Асташенко, О. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. Парадоксально, но эффективно! / О. Асташенко. — 1-е изд. — СПб: Вектор, 2008. — 89 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, заболевание, вдох, выдох, грудная клетка, контрольная группа, острая респираторная вирусная инфекция, парадоксальная гимнастика, полное дыхание йогов, цель профилактики.


Ключевые слова

вуз, физическое воспитание, студент, физическая культура, эксперимент, острые респираторные заболевания (ОРЗ), острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ), профилактика ОРЗ
Задать вопрос