Профилактика респираторных заболеваний на занятиях по физическому воспитанию в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №1 (343) январь 2021 г.

Дата публикации: 29.12.2020

Статья просмотрена: 401 раз

Библиографическое описание:

Машичев, А. С. Профилактика респираторных заболеваний на занятиях по физическому воспитанию в вузе / А. С. Машичев, С. А. Трошин, А. А. Назаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77228/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье речь пойдет о влиянии занятий по физическому воспитанию на респираторные заболевания. Первая половина статьи описывает основные аспекты острых респираторных заболеваний, а во второй половине рассказывается о проведении эксперимента, суть которого состоит в том, чтобы проверить на сколько сильное влияние оказывает лечебная физкультура на факт возникновения и протекание острых респираторных заболеваний.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, студент, ВУЗ, острые респираторные заболевания (ОРЗ), острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ), профилактика ОРЗ, эксперимент.

Простудные и инфекционные заболевания являются одной из главных причин потери трудоспособности у студентов в осенне-зимний период. В этой связи большую значимость приобретают вопросы профилактики острых респираторных заболеваний на занятиях по физическому воспитанию.

Физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма студента, формирование двигательных навыков, умений и связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания — эстетической, нравственной и трудовой [1].

Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) — группа клинически и морфологически подобных острых воспалительных заболеваний органов дыхания, возбудителями которых являются пневмотропные вирусы. ОРВИ — самая распространенная в мире группа заболеваний, объединяющая грипп, парагрипп, риновирусную, аденовирусную и коронавирусную инфекции. В процессе развития вирусное заболевание может осложняться бактериальной инфекцией.

Из симптомов заболевания ОРВИ следует выделить такие, которые будут свидетельствовать об осложнениях и должны дать больному человеку повод забеспокоиться и обратиться к специалисту. К симптомам при ОРВИ, требующим неотложной врачебной помощи, относятся:

— температура выше 40 градусов, почти или вовсе не реагирующая на прием жаропонижающих препаратов;

— нарушение сознания (спутанное сознание, обмороки);

— появление сыпи на теле;

— интенсивная головная боль с невозможностью согнуть шею, приведя подбородок к груди;

— длительная (более пяти дней) лихорадка;

— боль в грудной клетке при дыхании, затруднение вдоха или выдоха, чувство недостатка воздуха, кашель с мокротой (более серьезно, если розового оттенка);

— боль за грудиной, не зависящая от дыхания, отеки.

Диагностика ОРВИ не представляет собой каких-либо трудностей в случае типичного течения заболевания. Для исключения возможных осложнений назначают компьютерную томографию (КТ) грудной клетки, общие анализы крови и мочи. Разработаны также способы специфической лабораторной диагностики: метод флюоресцирующих антител, сущность которого заключается в визуализации реакции «антиген-антитело» люминесцентными маркерами, и, использующаяся для диагностики коронавирусной инфекции, полимеразная цепная реакция (ПЦР) — экспериментальный метод молекулярной биологии, основанный на обнаружении в клинических пробах генетического материала вируса гриппа (РНК) в биологическом материале [3].

Иммунологические исследования для определения типа вируса, вызвавшего заболевание, имеют практическую ценность только при тяжелых формах заболеваний, серьезных затруднений в диагностике (и соответственно в лечении); в иных случаях эта ценность исключительно научная. Вирусную простуду можно спутать с начальной стадией гемофильной инфекции и другими заболеваниями, поэтому при нарастании симптомов или при присоединении новых, более тяжелых симптомов, необходимо обратить на это внимание врача.

Одним из важнейших мероприятий профилактики ОРЗ, в частности, ОРВИ и гриппа, является физическая активность, направленная на укрепление иммунитета, упражнения для улучшения воздухообмена и кровоснабжения легких [2]. Этот факт неоднократно был доказан учеными всего мира.

Исходя из этого, с целью профилактики респираторных заболеваний была сделана попытка разработать и экспериментально обосновать комплекс дыхательных упражнений применительно для занятий по физическому воспитанию в высших учебных заведениях. Исследованию подвергались показатели частоты сердечных сокращений в покое (ЧСС), частоты дыхания в покое (ЧД) за 1 минуту, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) до и после эксперимента.

В обследовании приняли участие 70 человек в возрасте от 18 до 24 лет, женского пола. Все студенты были разделены на две группы. Первую группу составили 35 человек, занимающихся по разработанной нами методике; вторую — 35 человек контрольной группы, занимающихся по общепринятой методике.

В специальных комплекс дыхательной гимнастики были включены: парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой [4], полное дыхание йогов, дыхание с задержкой на выдохе. Кроме того, всем студентам 1-й группы рекомендовалось самостоятельное, ежедневное выполнение дыхательной гимнастики Стрельниковой (25 серий по 32 вдоха) и прессация «биологически активных точек вазомоторного ринита» при первых признаках воспаления носоглотки от 30 до 40 с каждую.

В урочном плане дыхательные упражнения включались после комплекса упражнений общего воздействия — 12 серий по 32 вдоха парадоксальной гимнастики — вдох на встречном движении рук. Затем эта же серия выполнялась после комплекса общеразвивающих упражнений — вдох при наклоне вперед, руки вниз. В середине основной части урока проводилось полное дыхание йогов в положении сидя по-турецки — 7 раз. И, наконец, в заключительной части урока — 2-минутное дыхание с задержкой на выдохе в ритме 5 с — вдох, 5 — выдох, 15 — задержка дыхания. Постепенно ритм дыхания замедлялся до 15 с — вдох, 15 — выдох, 15 — задержка. Возможны варианты как парадоксального, так и йоговского дыхания на аналогичные.

В результате проведенного исследования у студентов 1-й группы отмечено снижение ЧСС с 78 до 68 уд/мин, снижение ЧД с 21 до 18 в минуту, увеличение ЖЕЛ с 3200 до 3800 см 3 при незначительных изменениях данных показателей в контрольной группе.

За период с октября 2018 по февраль 2019 года ОРВИ отмечены у 22,9 % студентов 1-й группы и 49,2 % — 2-й. Следует отметить, что из числа переболевших 1-й группы 25 % перенесли болезнь в легкой форме, без потери трудоспособности.

Полученные данные свидетельствуют о благоприятном воздействии дыхательных упражнений на организм в целом и позволяют рекомендовать их применение с целью профилактики респираторных и простудных заболеваний по физическому воспитанию в вузе.

Литература:

  1. Роль физической культуры в профилактике простудных заболеваний. — Текст: электронный // StudMed: [сайт]. — URL: https://www.studmed.ru/view/rol-fizicheskoy-kultury-v-profilaktike-prostudnyh-zabolevaniy_1ec81814a17.html (дата обращения: 12.12.2020).
  2. Физическая культура в обеспечении здоровья, профилактика ОРЗ. — Текст: электронный // Медицинские интернет-конференции: [сайт]. — URL: https://medconfer.com/node/18863 (дата обращения: 12.12.2020).
  3. Оcтрая респираторно-вирусная инфекция: диагностика и выбор терапии. — Текст: электронный // Medi.ru: [сайт]. — URL: https://medi.ru/info/6433/ (дата обращения: 12.12.2020).
  4. Асташенко, О. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. Парадоксально, но эффективно! / О. Асташенко. — 1-е изд. — СПб: Вектор, 2008. — 89 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, заболевание, вдох, выдох, грудная клетка, контрольная группа, острая респираторная вирусная инфекция, парадоксальная гимнастика, полное дыхание йогов, цель профилактики.


Ключевые слова

вуз, физическое воспитание, студент, физическая культура, эксперимент, острые респираторные заболевания (ОРЗ), острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ), профилактика ОРЗ

Похожие статьи

Заболевания органов дыхания у детей | Статья в сборнике...

3. Тканевое дыхание (в каждой клетке идет дыхание); Вдох представляет собой активный процесс за счет межреберных мышц и диафрагмы. 1/3 воздуха постоянно находится в легких. Это «мертвое пространство».

Возбудители бронхита вирусной природы: вирус гриппа, респираторная синцитиальная инфекция, аденовирус, парагрипп и так далее. Атипичные возбудители бронхита: хламидии (Chlamydi pneumonia), микоплазмы (Mycoplasma pneumonia).

Начало заболевания обычно острое. Часто после переохлаждения или через несколько дней после начала простудного заболевания появляются сильная головная боль, резкая слабость, повышение температуры до 39–40° С и более, часто возникает озноб, появляется сухой кашель.

Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей...

Во время вдоха под воздействием дыхательных мышц грудная клетка расширяется. Однако вентиляция легких при этом осуществляется неравномерно: больше всего воздуха поступает в те части легкого, которые прилегают к наиболее подвижным участкам грудной клетки и диафрагме; хуже вентилируются верхушки легких и отделы около корня легкого.

Если плохо вентилируются верхушки легких, применяются статические дыхательные упражнения (дыхание без дополнительных движений рук и туловища) в исходном положении руки на пояс, увеличение вентиляции задних отделов легких обеспечивается усилением диафрагмального дыхания. С целью активизации дыхания в боковых отделах легких используется исходное положение, лежа на противоположном боку.

Дыхательные гимнастики на занятиях физической культурой со...

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой благотворно влияет на всё тело в целом, способствует развитию мышц грудной клетки и исправлению деформации позвоночника. М. Н. Щетинин был одним из учеников А. Н. Стрельниковой и считал, что если выполнять эту

В контрольной группе КГ выявлено отставание по всем регистрируемым параметрам. Обобщая собранный в данной статье материал и полученные из различных источников данные можно сделать следующий вывод: наиболее целесообразно и эффективно использовать на занятиях

Похожие статьи. Влияние дыхательной гимнастики на тонус организма. Дыхательная гимнастика — это совокупная система специальных дыхательных упражнений, направленных на. Дыхательная гимнастика, как и любое другое физическое упражнение, имеет свою...

Респираторный дистресс-синдром: клиника, диагностика, лечение...

 Синдром дыхательных расстройств или «респираторный дистресс-синдром» (РДС) новорожденного — это расстройство дыхания у детей в первые дни жизни, обусловленное первичным дефицитом сурфактанта и незрелостью легких.

В клинической картине обращает на себя внимание затруднённое дыхание, которое нарастает в течении нескольких часов. Также появляются экспираторные шумы («стонущее дыхание»), возникающие из-за компенсаторного сужения голосовых щелей на выдохе.

Степень дыхательных нарушений оценивается по шкале Сильвермана у недоношенных и по шкале Даунса у доношенных. Цель клинической оценки степени дыхательных нарушений не только диагностический, а в большей степени используется для оценки эффективности и адекватности терапии.

Клиническая характеристика и лечение острых респираторных...

 Актуальность. При острых респираторных заболеваниях и гриппе организм человека, особенно ребенка, страдает из-за вирусной атаки, чрезмерной нагрузки на иммунитет и неприятных симптомов. Известно, что возбудители имеют определенный тропизм к отдельным участкам слизистой респираторного тракта, тем самым определяя основную симптоматику заболевания.

Всем пациентам при поступлении в отделение проводилось комплексное обследование, включавшее клинический анализ крови и мочи, биохимический анализ крови; рентгенологическое исследование органов грудной клетки; ультразвуковое исследование органов брюшной полости и придаточных пазух носа; электрокардиография, консультация ЛОР-врача.

Особенности течения бронхолегочной патологии у детей...

Одной из наиболее частых причин затяжного кашля являются острые респираторные инфекции вирусной, бактериальной п смешанной вирусно-бактериальной природы.

Всем пациентам при поступлении в отделение проводилось комплексное обследование, включавшее клинический анализ крови и мочи, биохимический анализ крови; исследование ФВД; рентгенологическое исследование органов грудной клетки; ультразвуковое исследование органов брюшной полости, электрокардиография, консультация ЛОР врача, невролога.

Выводы. Проведенное нами исследования показало, что в особенности течения бронхолегочной патологии у детей с затяжным кашлем в основном были заболевания органов дыхания сопутствующей Лор –патологией, аллергическими заболеваниями и ГЭФР.

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции. Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.

Оздоровление детей в группах компенсирующего типа

Дети учатся технике дыхания: глубокий вдох через нос с закрытым ртом, пассивный выдох через рот или нос. Они приспосабливаются к выполнению дыхательных упражнений, которые проводятся в игровой форме: Часики, Китайский болванчик, Шаги, Погончики, Насос и т.д. Эти упражнения учитель-логопед проводит совместно с инструктором по физической культуре в утренние часы.

Их цель – содействие преодолению речевого нарушения с использованием музыкальных средств. Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием важен для детей с речевыми расстройствами, т.к. индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или более медленный, чем общий заданный ритм.

Формирование грудобрюшного типа дыхания у детей...

В период респираторных заболеваний, ринитов занятия на дыхание не проводятся. Логопед проверяет дыхательную функцию ребёнка перед началом коррекционной работы, затем повторить процедуру в середине и в конце года. Для проведения обследования рекомендуется использовать приборы «Пикфлоуметр» и «Спирометр детский».

Группа 1-дети, получавшие логопедическую коррекцию и дополнительные занятия по формированию речевого дыхания; группа 2-дети, получавшие только логопедическую коррекцию. Исследование проводилось дважды: до речевой коррекции (в начале года) и после речевой коррекции с целью анализа эффективности проведенной работы (в конце года).

Похожие статьи

Заболевания органов дыхания у детей | Статья в сборнике...

3. Тканевое дыхание (в каждой клетке идет дыхание); Вдох представляет собой активный процесс за счет межреберных мышц и диафрагмы. 1/3 воздуха постоянно находится в легких. Это «мертвое пространство».

Возбудители бронхита вирусной природы: вирус гриппа, респираторная синцитиальная инфекция, аденовирус, парагрипп и так далее. Атипичные возбудители бронхита: хламидии (Chlamydi pneumonia), микоплазмы (Mycoplasma pneumonia).

Начало заболевания обычно острое. Часто после переохлаждения или через несколько дней после начала простудного заболевания появляются сильная головная боль, резкая слабость, повышение температуры до 39–40° С и более, часто возникает озноб, появляется сухой кашель.

Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей...

Во время вдоха под воздействием дыхательных мышц грудная клетка расширяется. Однако вентиляция легких при этом осуществляется неравномерно: больше всего воздуха поступает в те части легкого, которые прилегают к наиболее подвижным участкам грудной клетки и диафрагме; хуже вентилируются верхушки легких и отделы около корня легкого.

Если плохо вентилируются верхушки легких, применяются статические дыхательные упражнения (дыхание без дополнительных движений рук и туловища) в исходном положении руки на пояс, увеличение вентиляции задних отделов легких обеспечивается усилением диафрагмального дыхания. С целью активизации дыхания в боковых отделах легких используется исходное положение, лежа на противоположном боку.

Дыхательные гимнастики на занятиях физической культурой со...

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой благотворно влияет на всё тело в целом, способствует развитию мышц грудной клетки и исправлению деформации позвоночника. М. Н. Щетинин был одним из учеников А. Н. Стрельниковой и считал, что если выполнять эту

В контрольной группе КГ выявлено отставание по всем регистрируемым параметрам. Обобщая собранный в данной статье материал и полученные из различных источников данные можно сделать следующий вывод: наиболее целесообразно и эффективно использовать на занятиях

Похожие статьи. Влияние дыхательной гимнастики на тонус организма. Дыхательная гимнастика — это совокупная система специальных дыхательных упражнений, направленных на. Дыхательная гимнастика, как и любое другое физическое упражнение, имеет свою...

Респираторный дистресс-синдром: клиника, диагностика, лечение...

 Синдром дыхательных расстройств или «респираторный дистресс-синдром» (РДС) новорожденного — это расстройство дыхания у детей в первые дни жизни, обусловленное первичным дефицитом сурфактанта и незрелостью легких.

В клинической картине обращает на себя внимание затруднённое дыхание, которое нарастает в течении нескольких часов. Также появляются экспираторные шумы («стонущее дыхание»), возникающие из-за компенсаторного сужения голосовых щелей на выдохе.

Степень дыхательных нарушений оценивается по шкале Сильвермана у недоношенных и по шкале Даунса у доношенных. Цель клинической оценки степени дыхательных нарушений не только диагностический, а в большей степени используется для оценки эффективности и адекватности терапии.

Клиническая характеристика и лечение острых респираторных...

 Актуальность. При острых респираторных заболеваниях и гриппе организм человека, особенно ребенка, страдает из-за вирусной атаки, чрезмерной нагрузки на иммунитет и неприятных симптомов. Известно, что возбудители имеют определенный тропизм к отдельным участкам слизистой респираторного тракта, тем самым определяя основную симптоматику заболевания.

Всем пациентам при поступлении в отделение проводилось комплексное обследование, включавшее клинический анализ крови и мочи, биохимический анализ крови; рентгенологическое исследование органов грудной клетки; ультразвуковое исследование органов брюшной полости и придаточных пазух носа; электрокардиография, консультация ЛОР-врача.

Особенности течения бронхолегочной патологии у детей...

Одной из наиболее частых причин затяжного кашля являются острые респираторные инфекции вирусной, бактериальной п смешанной вирусно-бактериальной природы.

Всем пациентам при поступлении в отделение проводилось комплексное обследование, включавшее клинический анализ крови и мочи, биохимический анализ крови; исследование ФВД; рентгенологическое исследование органов грудной клетки; ультразвуковое исследование органов брюшной полости, электрокардиография, консультация ЛОР врача, невролога.

Выводы. Проведенное нами исследования показало, что в особенности течения бронхолегочной патологии у детей с затяжным кашлем в основном были заболевания органов дыхания сопутствующей Лор –патологией, аллергическими заболеваниями и ГЭФР.

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции. Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.

Оздоровление детей в группах компенсирующего типа

Дети учатся технике дыхания: глубокий вдох через нос с закрытым ртом, пассивный выдох через рот или нос. Они приспосабливаются к выполнению дыхательных упражнений, которые проводятся в игровой форме: Часики, Китайский болванчик, Шаги, Погончики, Насос и т.д. Эти упражнения учитель-логопед проводит совместно с инструктором по физической культуре в утренние часы.

Их цель – содействие преодолению речевого нарушения с использованием музыкальных средств. Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием важен для детей с речевыми расстройствами, т.к. индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или более медленный, чем общий заданный ритм.

Формирование грудобрюшного типа дыхания у детей...

В период респираторных заболеваний, ринитов занятия на дыхание не проводятся. Логопед проверяет дыхательную функцию ребёнка перед началом коррекционной работы, затем повторить процедуру в середине и в конце года. Для проведения обследования рекомендуется использовать приборы «Пикфлоуметр» и «Спирометр детский».

Группа 1-дети, получавшие логопедическую коррекцию и дополнительные занятия по формированию речевого дыхания; группа 2-дети, получавшие только логопедическую коррекцию. Исследование проводилось дважды: до речевой коррекции (в начале года) и после речевой коррекции с целью анализа эффективности проведенной работы (в конце года).

Задать вопрос