Результаты проведения Всероссийской проверочной работы по английскому языку в 2020 году в г. Новокузнецке: определение проблемных полей обучающихся 8-х классов и рекомендации педагогам по коррекции языковой и речевой компетенции у участников ВПР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (343) январь 2021 г.

Дата публикации: 29.12.2020

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Куртукова, О. В. Результаты проведения Всероссийской проверочной работы по английскому языку в 2020 году в г. Новокузнецке: определение проблемных полей обучающихся 8-х классов и рекомендации педагогам по коррекции языковой и речевой компетенции у участников ВПР / О. В. Куртукова, Е. Б. Тимченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77213/ (дата обращения: 19.11.2024).



Всероссийская проверочная работа (ВПР) в 8 классе по английскому языку направлена на оценку уровня освоения обучающимися 7 классов предметного содержания курса иностранных языков и выявления тех элементов содержания, которые вызывают наибольшие затруднения в сфере иноязычной коммуникативной компетенции и опыта применения речевых умений и языковых навыков для решения типичных коммуникативных задач, соответствующих возрасту обучающихся.

Содержание работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования по иностранному языку (одобрена решением федерального научно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15).

Проверочная работа состояла из двух частей : письменной и устной.

Письменная часть содержала 20 заданий, из которых 5 — по аудированию (понимание запрашиваемой информации в прослушанном тексте), 5 — чтению (чтение с пониманием основного содержания прочитанного текста), 5 — по грамматике и 5 — по лексике (языковые средства и навыки оперирования ими в коммуникативно-значимом контексте: грамматические и лексические навыки). Правильность выполнения задания оценивалось в 1 балл.

Устная часть предусматривала задания по чтению текста вслух и говорению (монологическая речь: описание фотографии). Задания устной части оцениваются с учетом правильности и полноты ответа в соответствии с критериями:

– осмысленное чтение вслух по критерию: фонетическое и интонационное оформление речи (2 балла);

– тематическое монологическое высказывание по четырем критериям: решение коммуникативной задачи (2 балла), организация высказывания (2 балла), лексико-грамматическая правильность речи (2 балла) и произносительная сторона речи (2 балла).

Структурная модель данной проверочной предусматривала интеграцию устной части в содержание письменного компонента: чтение и описание фотографии следовало за заданием по аудированию.

Максимальный балл за выполнение всей работы — 30.

Для дифференциации обучающихся по уровню владения иностранным языком в проверочную работу наряду с заданиями базового уровня включено задание более высокого уровня сложности «базовый плюс» (говорение). Однако, задания обоих уровней в рамках данной проверочной работы не превышают требований уровня А1+ по общеевропейской шкале, что соответствует требованиям ФГОС основного общего образования по иностранному языку.

Проверочная работа была предложена в 6 вариантах и проводилась в компьютеризированной форме.

Проанализировав результаты выполнения ВПР по английскому языку 8 классе в образовательных организациях города Новокузнецка, были сделаны следующие выводы.

Высокое качество выполнений заданий ВПР по английскому языку (наличие общего 80–100 % выполнения задания) учащимися не продемонстрировано.

В основном участники ВПР показали средние результаты в определенных видах речевой и языковой компетенции:

– в целом у обучающихся сформированы умения понимать основное содержание прочитанного текста: соотнести текст и рубрику в соответствии с поставленной коммуникативной задачей удалось 63,47 % ребят. Можно считать, что у значительной части учащихся сформированы базовые умения чтения с пониманием основного содержания. Можно предположить, что 36,54 % выбирали ответы способом случайного выбора. Возможно, часть ошибочных ответов связана с отсутствием понимания межпредметных универсалий, недостаточно высоким уровнем когнитивного развития обучающихся. Учащиеся не владеют стратегиями понимания основного содержания текста, а также не умеют выделить ключевые слова и фразы, которые помогли бы им решить успешно предложенную задачу.

– сформированы умения осмысленного чтения текста вслух (57,51 %) с правильным фонетическим и интонационным оформлением. При этом 42,49 % учеников не владеет элементарной техникой чтения, их фонетические навыки не сформированы: наличие большого количества грубых и негрубых, типичных и специфических (индивидуальных) фонетических ошибок в звуках, ударении, интонации, неумении интонационно оформлять синтагмы говорит о слабо развитом фонематический слухе и механизмах соотнесения зрительного образа слова с его звучанием. Еще одну причину плохого чтения можно обнаружить в недостаточной работе на уроке над лексикой.

– 56,84 % обучающихся правильно выполнили задание, направленное на понимание запрашиваемой информации в прослушанном тексте (аудирование). Приходится констатировать тот факт, что у ребят, которые не справились с заданием понимание строится не на целостном восприятии текста, а на отдельных, выхваченных из текста знакомых словах, что часто приводит к неверному ответу.

Выполнение заданий на контроль навыков оперирования грамматическими и лексическими средствами в коммуникативно-значимом контексте характеризуется примерно одинаковыми средними процентами выполнения — 52,76 (грамматика) и 50,01 (лексика), что свидетельствует о недостаточном уровне сформированности языковых навыков у большинства обучающихся.

Итоговые показатели результатов ВПР демонстрируют наличие компетентностных дефицитов в устной речи участников проверочной работы. Суммируя количественные показатели всех критериев, средний процент выполнения задания 3 (построение тематического монологического высказывания) составило 38,42 %. При рассмотрении цифровых данных выполнения задания наблюдается следующая тенденция: процент успешности выполнения по критериям 1 и 2 выше, чем по критериям 3 и 4. 45,65 % справились с построением монологической речи в соответствии с поставленной коммуникативной задачей согласно плану и визуальному сопровождению. Но вместе с тем 54,35 % обучающихся не смогли построить монологическое высказывание из 6–7 предложений и выполнить требования объема. Кроме того, учащиеся испытывают трудности в построении связанного и логического монологического высказывания, используя при этом элементарные средства логической связи.

Наибольшие затруднения у обучающихся при описании фотографии вызвало оперирование лексическими и грамматическими единицами в коммуникативно значимом контексте, то есть учениками допущены 2 и более лексические, грамматические, лексико-грамматические ошибки, как препятствующие («грубые»), так и не препятствующие коммуникации (32,39 % выполнения задания по К3). Низкий процент выполнения задания по данному критерию свидетельствует о несформированности языковых навыков, необходимых для реальной устной коммуникации.

В целом приходится констатировать, что умения неподготовленной спонтанной речи, которая наиболее характерна для реальной коммуникации, не сформированы у учащихся 8 классов.

Данные результаты свидетельствуют о недостаточной степени сформированности у определенного числа обучающихся ряда универсальных учебных действий — умений анализировать языковые аспекты английского языка, выделяя их существенные признаки, сопоставлять значения лексико-грамматических форм с контекстом предложений, в которых они употребляются, уметь составлять самостоятельное связное монологическое высказывание с использованием необходимых связующих элементов, зрительной, и вербальной опор.

Рекомендации для руководителей ШМО:

– провести анализ результатов ВПР в разрезе каждого обучающегося школы, определив проблемные поля в виде несформированных планируемых результатов для каждого обучающегося по предмету;

– проанализировать и произвести корректировку учебных программ по предмету, внести необходимые изменения, направленные на формирование и развитие несформированных умений, видов речевой деятельности;

– создать банк проверочных работ для учащихся 7-х классов на основе ВПР — 2020, активно использовать в педагогической практике;

– организовать проведение различных форм методической работы (семинары, круглые столы, вебинары и иное), направленных на выявление способов и путей решения приоритетных задач успешного выполнения заданий ВПР обучающимися, а также ориентированных на повышение методических компетентностей педагогов.

Рекомендации для учителей иностранного языка:

– провести анализ результатов ВПР в разрезе каждого обучающегося школы, определив проблемные поля в виде несформированных планируемых результатов для каждого обучающегося по предмету;

– при необходимости произвести корректировку учебных программ по предмету, внести необходимые изменения, направленные на формирование и развитие несформированных умений, видов речевой деятельности, в содержание учебного предмета и в тематическое планирование;

– разработать индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся на основе данных о выполнении каждого из заданий участниками, получившими разные баллы за работу;

– применять индивидуальный и дифференцированный подходы с учетом различных уровней языковой подготовки учащихся. При работе с обучающимися, имеющими низкий уровень подготовки, рекомендуется в первую очередь обратить внимание на проработку всех базовых языковых и речевых навыков и умений, а также метапредметных регулятивных навыков и умений;

– рационально планировать учебный процесс по предмету, использовать в полной мере на уроках английского языка дидактическую и методическую систему УМК по английскому языку, технологии системно-деятельностного подхода и методики коммуникативного, интерактивного, проектного обучения с целью достижения качественных результатов в условиях освоения ФГОС и коррекции выявленных в ходе ВПР дефицитов;

включить в контрольно-измерительные материалы при проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся задания, направленные на оценку несформированных умений, видов деятельности, выявленных по результатам ВПР;

– постоянно повышать свой профессиональный уровень в рамках формального и неформального повышения квалификации в языковом и методическом аспектах.

Рекомендации учителям по формированию языковой и речевой компетенций у обучающихся в различных видах речевой деятельности, проверяемых в рамках ВПР по английскому языку

При обучении аудированию рекомендовано :

– обучать школьников использованию различных стратегий аудирования;

– использовать в учебном процессе аутентичные записи разных жанров без опоры (с опорой) на письменный текст;

– для извлечения детальной информации из текста развивать следующие УУД: выявлять важные аргументы, детали, ключевые слова, примеры, а также конкретные даты, числа, имена собственные, географические названия;

– осуществлять рефлексию: комментировать ответы и пояснять трудности, возникшие во время выполнения задания.

При обучении чтению вслух рекомендовано:

– регулярно повторять основные правила чтения слов;

– постоянно работать над произношением, проводить фонетическую зарядку на каждом уроке;

– четко следовать этапам отработки работы над произношением: восприятие, имитация, дифференциация (осознание), звуковое комбинирование, интонационное комбинирование.

При обучении чтению с пониманием прочитанного рекомендовано:

– отказаться от практики чтения и перевода прочитанного, так как данный устаревший подход не ориентирован на понимание на основе семантического и структурного вида чтения;

– обучать школьников использованию различных стратегий при чтении;

– формировать следующие УУД у обучающихся: определять тему, выделять основную мысль, выбирать основные факты из текста, прогнозировать содержание по элементам текста, выделять смысловые опоры;

– использовать различные способы контроля понимания прочитанного.

При обучении грамматике и лексике рекомендуется :

– уделять внимание грамматическим заданиям, основанным на связных текстах, добиваться понимания их общего содержания и функций изучаемых грамматических форм, а также фокусироваться на грамматике при обучении аудированию, чтению, письменной и устной речи;

– уделять больше внимания заучиванию и тренировке употребления словосочетаний (а не отдельных слов);

– вводить и тренировать лексические и грамматические структуры с применением контекстных заданий.

При обучении говорению учителям рекомендуется :

– учить составлять последовательное и логическое высказывание по плану на основе визуальной опоры (фотография, картинка и т. д.);

– уделять внимание на правильность языкового и смыслового построения высказывания;

– учить применять языковые средства логической связи для обеспечения связанности устного высказывания;

– осуществить переход от подготовленного изложения представленного текста к самостоятельному связному монологическому высказыванию на английском языке, обеспеченному набором лексико-грамматических структур, необходимых для наполнения речи учащихся в рамках ситуации общения, предлагая составлять монологи или диалоги по разным опорам: по аналогии с образцом, ключевым словам, плану, речевой ситуации, картинке, проблемным вопросам, первой фразе и т. д.;

– сделать контроль умений говорения регулярным, использовать разные его виды и формы.

Литература:

  1. О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса общеобразовательных организаций на уровне основного общего образования на основе результатов Всероссийских проверочных работ, проведенных в сентябре — октябре 2020 г.) // Письмо Минпросвещения России от 19.11.2020 N ВБ-2141/03. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369316/.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, обучающийся, проверочная работа, задание, иностранный язык, выполнение задания, основное общее образование, основное содержание, речевая деятельность, устная часть.


Похожие статьи

Эффекты деятельности региональной инновационной площадки «Гендерное обучение как условие активизации и поддержки образовательной субъектности у взрослых и детей» в Лицее № 6 г. Благовещенска

Особенности проведения пятидневных учебных сборов по основам военной службы в МАОУ СОШ № 25 г. Томска в июне 2015 года (из опыта работы педагога дополнительного образования)

Анализ уровня осведомленности школьников 9–11-х классов по вопросу информационной безопасности (на примере МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара)

Обоснование целесообразности формирования коммуникативных навыков для повышения результативности учебной деятельности и адаптации обучающихся начальных классов согласно стандартам ФГОС в период первых трех лет обучения (первое полугодие)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям ВУЗа

План-конспект организованной образовательной деятельности по формированию и развитию коммуникативных навыков и умений у младших дошкольников (3–4 лет) с использованием электронных образовательных ресурсов «Путешествие с паровозиком»

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10 классе (в рамках цикла «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной работе»)

Программа работы педагога-организатора школы «Человек в движении», направленная на социализацию учащихся 5–11 классов с низкой успеваемостью посредством участия в творческих проектах

Похожие статьи

Эффекты деятельности региональной инновационной площадки «Гендерное обучение как условие активизации и поддержки образовательной субъектности у взрослых и детей» в Лицее № 6 г. Благовещенска

Особенности проведения пятидневных учебных сборов по основам военной службы в МАОУ СОШ № 25 г. Томска в июне 2015 года (из опыта работы педагога дополнительного образования)

Анализ уровня осведомленности школьников 9–11-х классов по вопросу информационной безопасности (на примере МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара)

Обоснование целесообразности формирования коммуникативных навыков для повышения результативности учебной деятельности и адаптации обучающихся начальных классов согласно стандартам ФГОС в период первых трех лет обучения (первое полугодие)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям ВУЗа

План-конспект организованной образовательной деятельности по формированию и развитию коммуникативных навыков и умений у младших дошкольников (3–4 лет) с использованием электронных образовательных ресурсов «Путешествие с паровозиком»

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10 классе (в рамках цикла «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной работе»)

Программа работы педагога-организатора школы «Человек в движении», направленная на социализацию учащихся 5–11 классов с низкой успеваемостью посредством участия в творческих проектах

Задать вопрос