Труд современного мецената в контексте сравнения выставки и недовыставки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №1 (343) январь 2021 г.

Дата публикации: 04.01.2021

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Ефремов, Н. А. Труд современного мецената в контексте сравнения выставки и недовыставки / Н. А. Ефремов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 212-214. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77207/ (дата обращения: 25.04.2024).



Творчество художников с мировым именем неизменно вызывает интерес и у российского зрителя, и по всему миру. Чтобы организовать выставку, которая вызывала бы всеобщий интерес, современные меценаты подходят к формированию коллекции с неизменным соблюдением принципов строжайшего отбора. Приобретаются работы у галеристов с мировым именем, владельцев авторских прав на произведения искусства, у аукционных домов или у лиц из ближайшего окружения художников. Это — гарантия подлинности. Уже около 30 лет выставки малоизвестных работ — скульптуры и графики — С. Дали организует в России и за рубежом коллекционер и меценат, член Российской Академии художеств А. И. Шадрин. Казалось бы, такая работа несёт исключительно положительный посыл: художник создал своё творение, аккумулируя в нём красоту реального мира, энергию своего таланта, а организатор выставки, выполняя просветительскую миссию, представил публике новые для неё грани творчества мастера. Но и здесь, к сожалению, есть своя очень тёмная сторона.

Ключевые слова : музей, выставка, подлинность, коллекция, культура, искусство, художники.

До приобретения коллекции работ Дали Александр Иванович Шадрин уже занимался финансированием и организацией передвижных выставок по России. Так, в 90-е гг. им были организованы выставки «Эрнст Неизвестный», «Михаил Шемякин», «Нонконформисты». В те годы аналогичными проектами не занимался больше никто. Позже, в 2000-е, В. Вексельберг в ряде городов России представил часть своей коллекции Фаберже. Таким образом, каждый проект Шадрина с восторгом принимался во всех российских регионах., подходя к организации выставок с осознанием ответственности и большим энтузиазмом.

В 2006 году в Парижском музее Дали на Монмартре был подписан контракт на покупку коллекции скульптур и графических работ С. Дали между владельцем галереи, юристом Сальвадора Дали и его другом, коллекционером, создателем «Фонда Дали» Бенджамино Леви и Александром Шадриным. Сделка состоялась при личном присутствии директора музея Алекса Доппиа и была широко освещена в мировых СМИ. Этому предшествовало восьмилетнее общение Шадрина и Леви. Долгие переговоры о закупке коллекции, в числе которой — как известнейшие графические работы, так и ранее не известные широкой публике.

6 августа 2006 года премьера выставки состоялась в Екатеринбурге. Далее было триумфальное шествие её по России, благодаря стараниям организаторов и лейтмотиву коллекции, характеризующей художника как новатора, гения сюрреализма. А в 2010 г. в дополнение к выставке был снят эксклюзивный фильм о Дали и его работах. В 2011 коллекция пополнилась работами из собрания Пьера Аржиле, друга и творческого соратника Дали. В этом, дополненном, виде коллекция была представлена в Москве и Санкт-Петербурге. Выставка была настолько востребована, что план её передвижений сформировали на 4 года вперёд.

Успех выставки не прошёл мимо разного рода аферистов от искусства. От чёрной зависти они перешли сразу к чёрным делам, делая «заманчивые» предложения российским музеям по экспонированию фальсификата. Первые недовыставки стали появляться в к. 2000-х. Их создатели представляли фальшивые экспонаты под громкими и менами, рассчитывая, вероятно, что зрителя привлечёт этим и тот не станет вдаваться в детали. Подобные мероприятия сопровождались яркими рекламными акциями. Но есть графические работы, изготовленные кропотливым ручным трудом, а есть так называемый офсет, когда работа сделана с использованием современной множительной техники. Тиражи таких «шедевров» достигают 10 тыс. Не имея ни подпись автора, ни индивидуального номера, такие творения не обладают художественной и коллекционерской ценностью. Имел место и более серьёзный обман — откровенные подделки. Например, некие дельцы возили по России ксероксы «под недописанного Шагала». Некоторые под видом подлинников появлялись и в продаже. Это уже совсем история для Уголовного Кодекса, поскольку является мошенничеством, т. к. зрителя вводят в заблуждение относительно подлинности авторства и происхождения работ.

Но жажда наживы не знает границ. Аферисты для убедительности вооружаются массой документов, прежде всего — сертификатов «подлинности» на всех языках мира. Кем, когда они подписаны, какие характеристики произведений искусства отражают — большинство российских музеев не анализируют. И с радостью предоставляют свои площадки для экспозиций подобного рода.

Выявляется также проблема иного рода: сама системная организация менеджмента в музеях. Прежде, во времена СССР, все или почти все музеи состояли на гос. финансировании, из бюджета, а единственным критерием качества работы музея была посещаемость. Больше посетителей — больше денег выделит государство. В XXI веке всё изменилось: согласно внесённым в законодательство изменениям музеям предложено на выбор 3 финансовые модели. Первая, Государственная, гарантирует 100 % финансирование, но за это музей отдаёт всё, им заработанное. Вторая, Автономная, переводит музей на полное коммерческое самообеспечение. Третья, Бюджетная, подразумевает смешанный тип финансирования. Именно её и выбрало большинство музеев. При этом варианте государство финансирует только самые важные, в его точки зрения, проекты. А где музей будет брать средства на остальные расходы, Минкультуры не интересуется. Более того, в министерских кабинетах публично заявляют, что музей теперь может «…хоть ресторан открыть, хоть отель, хоть туристическое агентство, надо лишь в Уставе прописать деятельность такого рода и получить разрешение у министерства».

В результате многие музеи вынужденно или надуманно превратились в полукоммерческие организации, предоставляя свои залы под концерты и вечеринки всевозможного, порой сомнительного рода. А новые директора, взамен людей опытных, с традиционными взглядами и не выдержавших новейшие порядки, владеют больше навыками коммерции, чем знанием об истинном предназначении музея как учреждения культурно-просветительской деятельности. В погоне за прибылью закрываются глаза на любые сомнения. Вот и принимаются решения о разрешении недовыставок. Не отстают и СМИ, дублируя, как подделки на принтерах, рекламы мошенников, таким образом преумножая обман. И никаких журналистских расследований!

Рано или поздно все авантюры раскрываются, подробности становятся достоянием гласности. А люди, зрители, больше не доверяют всем, включая честным проектам.

Есть, разумеется, компромиссное решение: сегодня можно через любой источник собрать информацию и/или получить консультацию в любом музее мира, получить ответы на вопросы за считанные дни. Тем самым выяснить всё о подлинности каждого музейного предмета. Однако такой возможностью российские музеи пока что пользуются очень редко.

На фоне всеобщего попустительства и даже вседозволенности СМИ не раз пытались уличить и Шадрина в том, что его коллекция Дали — сборник подделок. Не помогали ни просьбы прекратить, ни консультации с юристами. ТВ — канал НТВ провёл и показывал целое расследование относительно коллекции Шадрина. Журналисты обратились в Парижский музей, где им дал интервью директор музея. И, к большому разочарованию репортёров, подтвердил подлинность работ и факта приобретения коллекции в галерее.

Разумеется, в музейной сфере России есть много специалистов, достойно несущих имена своих культурных учреждений и радеющих за честную работу. И при малейшем возникновении сомнений в подлинности предлагаемых услуг можно и нужно обращаться к специалистам российского и мирового культурного пространства, для оказания помощи по защите прав интеллектуальной собственности авторов произведений искусства. И, конечно, интересов потребителя — посетителя музея.

Литература:

  1. ФЗ РФ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ РФ «О музейном фонде и музеях в РФ» № 118-ФЗ от 26.06.2007. // «Российская газета» от 27.06.2007.
  2. ФЗ РФ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ РФ «О музейном фонде и музеях в РФ» № 83-ФЗ от 08.05.2010. // «Российская газета» от 10.05.2010.
  3. Ганиянц М., Новое финансирование музеев: самостоятельность пополам с зависимостью. Электронный ресурс: РИА Новости 07.03.2012. Режим доступа: http:// ria.ru.
  4. Пичот А., Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Изд. Фонда «Гала-Сальвадор Дали», 2006, 294 с.
  5. Шадрин Я. А., Хитроумный маркиз Сальвадор Дали Каталонский и Пабло Пикассо. Екатеринбург, «Высшая школа», 2014, 136 с.
Основные термины (генерируются автоматически): музей, Россия, работа, выставка, коллекция, мировое имя.


Похожие статьи

Особенности создания публичного музея на основе частной...

Материал статьи содержит анализ создания публичного музея, исследуются при-чины и условия создания Третьяковской галереи, выявляются обстоятельства передачи галереи в дар городу Москве. Показаны взаимоотношения Павла Михайловича Третьякова с художниками.

Выставочная деятельность журнала «Мир искусства»

выставка, русское искусство, эстетический вкус публики, искусство, выставочное пространство, выставочная деятельность, мнение

Выставка - средство межкультурной коммуникации. Первыми публичными экспозициями были выставки художественных изделий.

Музей нашего времени | Статья в сборнике международной...

Большую часть археологической экспозиции занимает коллекция предметов, относящихся к

Музей помогает общественным музеям в проведении сверки наличия фондов с учетной

В историко-литературном музее имени А. Г. Кудрина-Абагинского есть коллекция чоронов...

Что такое виртуальный музей и зачем он современному обществу

В России первым музеем, доступным для широкой публики, можно считать музей

В настоящее время многие старые музеи основаны на просветительской музейной модели и

Например, в Третьяковской галерее в декабре 2006 года была юбилейная выставка...

Современные технологии в развитии музейного маркетинга

музей, образовательная деятельность, посетитель, образовательная деятельность музея, современный музей, экспозиция, место. – музей — открытая социально-педагогическая система; – музей принимает на себя функции просвещения, образования и воспитания...

Вышневолоцкий краеведческий музей: история создания...

Исследованию истории музеев в России посвящены многочисленные работы ученых, такие

Вышневолоцкий краеведческий музей был основан в 1932 году на базе коллекций Реального

Постоянное пополнение коллекций, открытие новых экспозиций, проведение выставок и...

Роль Эрмитажа во внешней культурной политике России

Одним из главных музеев мира является Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Он, по праву, занимает первое место среди музеев России.

В мире глобализм стимулирует разнообразие, в частности развитие самых разных видов музейной деятельности, музейной...

Новейшие технологии в музейном пространстве

музейная деятельность, Музей, посетитель, музейная практика, музейная аудитория, музейное сообщество, современное общество, целевая группа, различная категория посетителей, выставка. Музей как средство ориентации личности на...

Финансирование музеев в России | Статья в журнале...

Только государственных музеев в России насчитывается около 2,7 тысяч, количество частных музеев

Это могут быть такие статьи расходов, как хранение коллекции, заработная плата

Такие заказы могут быть направлены на проведение фестивалей, выставок, конкурсов...

Похожие статьи

Особенности создания публичного музея на основе частной...

Материал статьи содержит анализ создания публичного музея, исследуются при-чины и условия создания Третьяковской галереи, выявляются обстоятельства передачи галереи в дар городу Москве. Показаны взаимоотношения Павла Михайловича Третьякова с художниками.

Выставочная деятельность журнала «Мир искусства»

выставка, русское искусство, эстетический вкус публики, искусство, выставочное пространство, выставочная деятельность, мнение

Выставка - средство межкультурной коммуникации. Первыми публичными экспозициями были выставки художественных изделий.

Музей нашего времени | Статья в сборнике международной...

Большую часть археологической экспозиции занимает коллекция предметов, относящихся к

Музей помогает общественным музеям в проведении сверки наличия фондов с учетной

В историко-литературном музее имени А. Г. Кудрина-Абагинского есть коллекция чоронов...

Что такое виртуальный музей и зачем он современному обществу

В России первым музеем, доступным для широкой публики, можно считать музей

В настоящее время многие старые музеи основаны на просветительской музейной модели и

Например, в Третьяковской галерее в декабре 2006 года была юбилейная выставка...

Современные технологии в развитии музейного маркетинга

музей, образовательная деятельность, посетитель, образовательная деятельность музея, современный музей, экспозиция, место. – музей — открытая социально-педагогическая система; – музей принимает на себя функции просвещения, образования и воспитания...

Вышневолоцкий краеведческий музей: история создания...

Исследованию истории музеев в России посвящены многочисленные работы ученых, такие

Вышневолоцкий краеведческий музей был основан в 1932 году на базе коллекций Реального

Постоянное пополнение коллекций, открытие новых экспозиций, проведение выставок и...

Роль Эрмитажа во внешней культурной политике России

Одним из главных музеев мира является Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Он, по праву, занимает первое место среди музеев России.

В мире глобализм стимулирует разнообразие, в частности развитие самых разных видов музейной деятельности, музейной...

Новейшие технологии в музейном пространстве

музейная деятельность, Музей, посетитель, музейная практика, музейная аудитория, музейное сообщество, современное общество, целевая группа, различная категория посетителей, выставка. Музей как средство ориентации личности на...

Финансирование музеев в России | Статья в журнале...

Только государственных музеев в России насчитывается около 2,7 тысяч, количество частных музеев

Это могут быть такие статьи расходов, как хранение коллекции, заработная плата

Такие заказы могут быть направлены на проведение фестивалей, выставок, конкурсов...

Задать вопрос