Порядок и роль претензионной работы в деятельности коммерческого предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 июля, печатный экземпляр отправим 20 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 27.12.2020

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Ионова, А. В. Порядок и роль претензионной работы в деятельности коммерческого предприятия / А. В. Ионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 317-318. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77156/ (дата обращения: 03.07.2022).



В статье рассмотрен порядок и роль претензионной работы как инструмента урегулирования споров, возникающих из договоров поставки.

Ключевые слова: претензия, досудебное урегулирование споров, обязанности, договор поставки.

Одной из основных форм документального оформления взаимодействия предприятий друг с другом является договор поставки. Гражданский кодекс определяет договор поставки как договор, по которому поставщик (продавец), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием [1]. Из договора поставки, а также подписанных спецификаций к нему определяются основные обязанности сторон, которые, в свою очередь, являются правами другой стороны договора:

1) со стороны поставщика — поставить товар в количестве, и в сроки, согласованные договором и сопутствующими документами;

2) со стороны покупателя — обеспечить приемку данных товаров и оплатить полученный товар в указанные в договоре сроки.

Своевременное выполнение обязательств основано не только на положениях договора: основополагающим принципом взаимодействия сторон является принцип надлежащего исполнения обязательств [1]. Однако в процессе хозяйственной деятельности возникают ситуации нарушения договорных условий одной из сторон. Примером нарушения договорных обязательств со стороны поставщика являются: просрочка поставки товара, поставка товаров ненадлежащего качества, не соответствующей комплектации и др. Со стороны покупателя также существует вероятность неисполнения договорных обязательств: отказ от договора, нарушение обязанности по своевременной приемки товара, просрочка оплаты товара. Инструментом восстановления нарушенных прав, а также получения компенсаций является ведение претензионной работы.

Филиппова О. Г. определяет претензионную работу как комплекс мероприятий, направленных на урегулирование спорных ситуаций, связанных с ненадлежащим исполнением обязанностей компании перед контрагентом до обращения в суд [4, с.42].

Арбитражным процессуальным кодексом установлена обязательное ведение претензионной работы по спорам, вытекающим из договоров и иных сделок [2] В случае, если в течение 30 дней со дня отправления претензии не был получен ответ на претензию, контрагент вправе обратиться в Арбитражный суд РФ за защитой своих прав. Претензионная работа выполняет 2 важнейших функции [3]:

1) примирительная: претензия является документальным выражением проявления разногласий между организациями, нарушением прав одной из сторон. Поэтому важно прийти к консенсусу при наиболее благоприятных условиях сотрудничества;

2) доказательственная: любое требование, предъявляемое на основе положений договора должно быть документально подтверждено: актами о несоответствии, расчетами штрафных санкций и т. д. В случае направления искового заявления в суд претензия и подтверждающие ее документы будут являться доказательством соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

Однако претензионная работа включает в себя не только взаимодействие организаций между собой через ответственных представителей, но и множество внутренних бизнес-процессов каждого предприятия, нацеленных на поддержку внешнего процесса урегулирования разногласий. Рассмотрим порядок претензионной работы предприятий:

– Претензионная работа предприятия-истца начинается с фиксации факта нарушения договорных обязательств. Документом, подтверждающим факт нарушения обязательств, может быть: акт о приемке ТМЦ, акт о выявленных несоответствиях, акты сверок между предприятиями, данные о просроченной дебиторской задолженности, предоставляемые финансовым отделом предприятия и т. д. На основании данного документа составляется претензия. В договорах поставки может быть указан период, в течение которого покупатель вправе предъявлять замечания по поставленной продукции. По истечении данного срока претензии будут отклонены поставщиком. В тексте претензии должен быть указан пункт договора, подтверждающий право предъявления требований. Завершающим этапом претензионной работы предприятия-истца является отправка претензии накладным письмом с получением уведомления о получении.

– Претензионная работа предприятия-ответчика начинается со дня получения претензии. Получение входящей претензии необходимо зафиксировать в реестре входящих претензий по предприятию [4, с. 44]. В первую очередь, требования претензии проверяются на соответствие положениям договора. В случае невозможности принятия решения структурным подразделением, курирующим договор поставки, к урегулированию претензии привлекаются сотрудники других подразделений предприятия: юридического отдела, отдела технического контроля. После всестороннего анализа поступивших документов и принятия решения о способе урегулирования контрагенту направляется предложение об урегулировании претензии. Способом урегулирования претензий является: направление специалистов предприятия для проведения ремонта, допоставка товара, возврат товара на предприятия для проведения ремонта, замена товара несоответствующего качества, предложение о снижении начисленных штрафных санкций, согласие на выплату неустойки/штрафа. В случае получения положительного ответа на предложение об урегулировании предприятию необходимо уведомить все службы, задействованные в урегулировании претензии: например, сформировать заявку на оплату для проведения платежа, сформировать заказ на производство дополнительной продукции, сформировать заявку на автотранспорт для вывоза забракованной продукции. В случае отрицательного ответа необходимо продолжить претензионную работу с целью нахождения консенсуса в целях сохранения сотрудничества.

Таким образом, претензионная работа является важной составляющей деятельности коммерческого отдела на любом предприятии. Урегулирование разногласий в процессе досудебного урегулирования споров направлено на сохранение партнерских отношений между предприятиями, а также сохранения репутации самой организации.

Литература:

  1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 (ред. от 12.05.2020) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 25.11.2020).
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/ (дата обращения 9.12.2020).
  3. Рожкова М. А. Правила оформления, предъявления и рассмотрения претензий. / М. А. Рожкова // Хозяйство и право. — 2008. — № 2. [Электронный ресурс] http://rozhkova.com/books_text/POGRP.html (дата обращения 25.11.2020).
  4. Филиппова С. Ю. Организация претензионной работы компании: опыт инструментального исследования / С. Ю. Филиппова // Юрист. — 2014. — № 17. — С. 42–46.
Основные термины (генерируются автоматически): претензионная работа, договор поставки, урегулирование претензии, досудебное урегулирование споров, положение договора, предпринимательская деятельность, претензионная работа предприятия-истца, проведение ремонта, сторона покупателя, сторона поставщика.


Похожие статьи

Претензионный порядок в законодательстве Российской...

Ключевые слова: претензия, претензионный порядок, досудебное урегулирование споров, проблемы претензионного порядка. Вопросу развития института претензионного порядка урегулирования споров уделяется большое внимания в российском праве. Еще в 2005 г...

К вопросу об организации юридической службы претензионной...

Претензионная работа направлена на урегулирование гражаднско-правовых споров

Претензионная работа в организации может вестись централизовано и децентрализовано.

Кроме того, она помогает избежать многих судебных споров в досудебном порядке.

Некоторые проблемы соблюдения претензионного порядка...

Претензионный порядок урегулирования споров активно применялся еще в СССР, позволяя

Подача претензии является необходимым условием для дальнейшей защиты своих прав в

Досудебный порядок урегулирования споров имеет свои преимущества, например...

Особенности досудебного урегулирования споров

 Долгое время досудебный порядок урегулирования споров являлся добровольным волеизъявлением сторон, за исключением ряда категорий дел. Однако с 1 июня 2016 года была введена в действие норма об обязательном досудебном урегулировании споров...

Значение досудебного урегулирования споров для судебной...

Целью досудебного урегулирования спора является устранение или предотвращение негативного влияния на экономическую деятельность со стороны контрагентов. Положительный аспект досудебного порядка урегулирования споров заключается в...

Права и обязанности сторон по договору поставки

Права и обязанности сторон договора поставки являются содержанием правоотношения, которое возникает после подписания данного договора [4]. В данной статье предлагается остановиться несколько подробнее на некоторых правах и обязанностях участников...

Причины конфликтных ситуаций, вытекающих из налоговых...

В данной статье рассматриваются способы досудебного урегулирования налоговых споров, методология которых закреплена в Российском налоговом законодательстве, в сравнении с методами, применяемыми в зарубежных странах.

Зарубежный опыт правого регулирования процедуры медиации...

Одним из видов альтернативного урегулирования предпринимательских споров, сходным с российской моделью медиации, является нейтральная оценка, которую могут дать в процессе судебного урегулирования спора (Case Evaluation) и на досудебной (Early Neutral Evaluation).

Международно-правовое регулирование процедуры досудебного...

Многие договоры предусматривают урегулирование разногласий путем консультаций и переговоров.

Добрые услуги представляют собой деятельность третьей стороны, направленную на установление непосредственного контакта между участниками спора.

Похожие статьи

Претензионный порядок в законодательстве Российской...

Ключевые слова: претензия, претензионный порядок, досудебное урегулирование споров, проблемы претензионного порядка. Вопросу развития института претензионного порядка урегулирования споров уделяется большое внимания в российском праве. Еще в 2005 г...

К вопросу об организации юридической службы претензионной...

Претензионная работа направлена на урегулирование гражаднско-правовых споров

Претензионная работа в организации может вестись централизовано и децентрализовано.

Кроме того, она помогает избежать многих судебных споров в досудебном порядке.

Некоторые проблемы соблюдения претензионного порядка...

Претензионный порядок урегулирования споров активно применялся еще в СССР, позволяя

Подача претензии является необходимым условием для дальнейшей защиты своих прав в

Досудебный порядок урегулирования споров имеет свои преимущества, например...

Особенности досудебного урегулирования споров

 Долгое время досудебный порядок урегулирования споров являлся добровольным волеизъявлением сторон, за исключением ряда категорий дел. Однако с 1 июня 2016 года была введена в действие норма об обязательном досудебном урегулировании споров...

Значение досудебного урегулирования споров для судебной...

Целью досудебного урегулирования спора является устранение или предотвращение негативного влияния на экономическую деятельность со стороны контрагентов. Положительный аспект досудебного порядка урегулирования споров заключается в...

Права и обязанности сторон по договору поставки

Права и обязанности сторон договора поставки являются содержанием правоотношения, которое возникает после подписания данного договора [4]. В данной статье предлагается остановиться несколько подробнее на некоторых правах и обязанностях участников...

Причины конфликтных ситуаций, вытекающих из налоговых...

В данной статье рассматриваются способы досудебного урегулирования налоговых споров, методология которых закреплена в Российском налоговом законодательстве, в сравнении с методами, применяемыми в зарубежных странах.

Зарубежный опыт правого регулирования процедуры медиации...

Одним из видов альтернативного урегулирования предпринимательских споров, сходным с российской моделью медиации, является нейтральная оценка, которую могут дать в процессе судебного урегулирования спора (Case Evaluation) и на досудебной (Early Neutral Evaluation).

Международно-правовое регулирование процедуры досудебного...

Многие договоры предусматривают урегулирование разногласий путем консультаций и переговоров.

Добрые услуги представляют собой деятельность третьей стороны, направленную на установление непосредственного контакта между участниками спора.

Задать вопрос