Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 27.12.2020

Статья просмотрена: 355 раз

Библиографическое описание:

Сухоцкая, И. Е. Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков / И. Е. Сухоцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 449-451. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77154/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на становление ценностной позиции подростка и направления социально-педагогической работы по их целенаправленному формированию.

Ключевые слова: ценностные ориентации, младшие подростки, социально-педагогическая работа, личность, самоактуализация.

Проблема формирования ценностных ориентаций у младших подростков имеет особенную актуальность в условиях современного мира. Интенсивная динамика изменений в экономике, политике, научно-технический прогресс — основные факторы, влияющие на общественный уклад жизни, на социальные стереотипы, на ценности, лежащие в основании поведения и деятельности людей. Особой чувствительностью к кризисам и кардинальным изменениям в обществе обладают младшие подростки, так как не имеют еще в структуре своей личности устойчивых ценностных ориентиров. Одновременно с этим, в силу возрастных и психологических особенностей, младший подростковый возраст знаменуется интенсивной поисковой активностью, направленной на формирование самооценки, на становление личностной позиции. Младшие подростки начинают активно интересоваться общественной жизнью, модой и современной культурой. Перестройка взаимоотношений с родителями, уход от переживания зависимости от них, формирует у младших подростков ориентацию на внешний мир, на других взрослых людей, на референтную группу сверстников. Отличаясь общей эмоциональностью и подвижностью психики, младшие подростки легко увлекаются и перенимают наиболее яркие тенденции, утверждают их в качестве основ своего актуального поведения и жизни в целом [1].

Анализируя научную литературу по проблеме исследования, мы пришли к пониманию ценностных ориентаций как ключевых элементов структуры личности, сформированных в процессе жизни человека и под влиянием его опыта, выполняющих функции ориентиров в определении значимого и не значимого, правильного и неправильного, положительного и негативного [3]. Такое понимание ценностных ориентаций позволяет нам, вслед за современными исследователями, говорить о возможностях целенаправленного влияния на формирование тех или иных ценностных ориентаций у подростков, путем организации специальных условий, в которых присвоение этих ценностей происходит с необходимостью.

Ключевым моментом в организации социально-педагогической работы по формированию ценностных ориентаций у младших подростков выступает понимание того, что внешний, физический мир выступает лишь средством субъективизации опыта подростка. Таким образом сама по себе ситуация действия или взаимодействия имеет для него значение лишь в контексте собственного личностного преобразования, в контексте его самоактуализации [4].

Так определяя основные факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций у подростков, современные исследователи, по-прежнему, выделяют — семью и школу — основные социальные институты воспитания школьников. Однако, под влиянием эмпирических данных, меняется угол зрения на организацию социально-педагогического воздействия на младших подростков. Семья рассматривается как пространство установления отношений сотрудничества на основании равноправия — она не утверждает ценности подростка, а принимает его личностную позицию. Школа рассматривается как пространство проявления самостоятельной личностной активности подростка, предлагая условия поиска информации, активного знания и возможности утверждения индивидуальных и личностных особенностей подростка. При этом, важной фигурой в становлении ценностной позиции является учитель — как авторитет, эталон определенной социальной роли и жизненной позиции в целом [2].

Формирование ценностных ориентаций рассматривается как прохождение личностью несколько фаз. Сначала идет присвоение ценностей (подражание), потом преобразование личности. Оно происходит именно в подростковом возрасте под действием межличностных механизмов социализации и идентификации. И наконец в юношеском возрасте происходит формирование «нового будущего» [5].

В связи с вышеперечисленным, важным достижением современной социальной и психологической науки является разработка теоретически подкрепленных и практически апробированных программ формирования ценностных ориентаций у младших подростков, основанных на связи семьи и школы, утверждающих требования к личности учителя и взаимоотношениям между родителями. В основе данных программ полагается личная активность подростка и возможности ее становления и проявления, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. В последнее время активно исследуется влияние средств массовой информации и роль саморазвития в формировании ценностных ориентаций подростков.

Подводя итоги, хочется отметить, что проблема формирования ценностных ориентаций у младших подростков сохраняет свою актуальность в связи с постоянно меняющейся ситуацией экономической, политической, информационной жизни общества. Увеличение факторов, влияющих на становление личности подростка, приводит к разработке, усложнению и совершенствованию социально-педагогического методического инструментария. Цель социально-педагогической деятельности — это ожидаемые позитивные изменения в человеке, которые происходят в результате осуществления хорошо подготовленной и планомерно проведенной системы действия педагога.

Литература:

  1. Крапивкина, И. А. Проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте [электронный ресурс] // Общество, политика, экономика, право: электрон. научн. журн. 2016 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-tsennostnyh-orientatsiy-v-podrostkovom-vozraste/viewer (дата обращения: 05.04.2020)
  2. Толстикова, В. Исследовательский проект: Ценностные ориентации современных подростков (из опыта работы) [электронный ресурс] // Ценностные ориентации современных подростков: электрон. научн. журн. 2018 URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/01/10/tsennostnye-orientatsii-sovremennyh-podrostkov (дата обращения: 08.04.2020)
  3. Шорникова, О. В. Влияние семейного воспитания на формирование ценностных ориентаций подростка [электронный ресурс] // Научные исследования: электрон. научн. журн. 2017 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-semeynogo-vospitaniya-na-formirovanie-tsennostnyh-orientatsiy-podrostka/viewer (дата обращения 06.04.2020)
  4. Груздова, О.Г., Стенякова Н. Е., Воспитание у младших школьников ценностного отношения к семье в условиях общеобразовательной школы [электронный ресурс] // Мир науки: интернет-журнал 2018 URL: https://mir-nauki.com/PDF/67PDMN418.pdf (дата обращения 09.04.2020)
  5. Кирьякова, А. В. Аксиология образования ориентация личности в мире ценностей: монография. / А. В. Кирьякова. –Изд.:Дом педагогики, Москва, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, ориентация, социально-педагогическая работа, личностная позиция, младший подростковый возраст, проблема формирования, формирование.


Похожие статьи

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

Подросток — это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек. Это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств: еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в...

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Психолого-педагогические особенности лиц младшего...

- у учащихся младшего подросткового возраста возможно формирование теоретического мышления; - учебная и игровая деятельность младших подростков очень близки и отличаются только своим мотивом; - мнение товарищей для младших подростков гораздо более значимо...

Особенности формирования личности в подростковый период

Неопределенные ценностные ориентации современного российского общества усложняют кризисное развитие личности подростка. Подростковый период в жизни любого человека можно назвать критическим. Так, педагоги, изучающие этот вопрос, отмечали его важность и...

Исследование личностных особенностей у детей младшего...

 В статье рассматривается проявление личностных особенностей детей младшего подросткового возраста.

Подростковый возраст — это период жизни между детством и зрелостью. В этот период происходит переход к новому типу взаимоотношений подростка со...

Формирование социальной идентичности у современных...

 Проблема формирования социальной идентичности личности в последние годы все чаще исследуется в зарубежной и отечественной психологии. Интерес к данной проблеме связан с усиливающимися в мировом сообществе процессами миграции, мобильности...

Особенности развития личности в подростковом возрасте

Подростковый возраст — это возраст врастания в культуру, один из этапов формирования личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь.

Некоторые особенности воспитания школьников в подростковом...

Сложности подросткового возраста являются серьезной педагогической проблемой.

Усложнение социального бытия подростков протекает в период бурной физиологической перестройки организма.

Социально-психологические аспекты развития межличностных...

Психолого-педагогические особенности подростков с особыми...

Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера

младших подростков является постепенный отход их от прямого копирования, оценок взрослых к самооценки, приобретается...

Похожие статьи

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

Подросток — это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек. Это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств: еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в...

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Психолого-педагогические особенности лиц младшего...

- у учащихся младшего подросткового возраста возможно формирование теоретического мышления; - учебная и игровая деятельность младших подростков очень близки и отличаются только своим мотивом; - мнение товарищей для младших подростков гораздо более значимо...

Особенности формирования личности в подростковый период

Неопределенные ценностные ориентации современного российского общества усложняют кризисное развитие личности подростка. Подростковый период в жизни любого человека можно назвать критическим. Так, педагоги, изучающие этот вопрос, отмечали его важность и...

Исследование личностных особенностей у детей младшего...

 В статье рассматривается проявление личностных особенностей детей младшего подросткового возраста.

Подростковый возраст — это период жизни между детством и зрелостью. В этот период происходит переход к новому типу взаимоотношений подростка со...

Формирование социальной идентичности у современных...

 Проблема формирования социальной идентичности личности в последние годы все чаще исследуется в зарубежной и отечественной психологии. Интерес к данной проблеме связан с усиливающимися в мировом сообществе процессами миграции, мобильности...

Особенности развития личности в подростковом возрасте

Подростковый возраст — это возраст врастания в культуру, один из этапов формирования личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь.

Некоторые особенности воспитания школьников в подростковом...

Сложности подросткового возраста являются серьезной педагогической проблемой.

Усложнение социального бытия подростков протекает в период бурной физиологической перестройки организма.

Социально-психологические аспекты развития межличностных...

Психолого-педагогические особенности подростков с особыми...

Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера

младших подростков является постепенный отход их от прямого копирования, оценок взрослых к самооценки, приобретается...

Задать вопрос