Адаптация лиц преклонного возраста в современном обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 июля, печатный экземпляр отправим 20 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 28.12.2020

Статья просмотрена: 219 раз

Библиографическое описание:

Митякина, Н. А. Адаптация лиц преклонного возраста в современном обществе / Н. А. Митякина, Е. А. Веретельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 388-389. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77149/ (дата обращения: 03.07.2022).



В статье рассмотрены проблемы нахождения людей преклонного возраста в современном обществе и предложены способы их решения.

Ключевые слова: современное общество, пожилые люди, выход на пенсию, престарелые.

В современном обществе пожилые люди все чаще становятся наиболее уязвимыми. Уровень доходов малообеспеченных граждан растет с каждым месяцем, а доходы пенсионеров практически не меняются.

В нашей стране наблюдается общий рост числа пожилых людей на фоне снижения ожидаемой продолжительности жизни. В Российской Федерации насчитывается более 35 миллионов человек трудоспособного возраста. Пожилые люди – это быстро растущая социально-демографическая группа, составляющая пятую часть населения страны. Доля людей пенсионного возраста растет с каждым годом.

Старение населения требует большего внимания к медицинским, коммунальным, бытовым, культурным и другим видам услуг, т. е. ко всей социальной инфраструктуре. Проблемы лиц преклонного возраста в современном обществе рассматриваются в основном как следствие урбанизации. Необходимо рассматривать те культурно-социальные факторы, которые определяют специфику процесса старения и положение пожилых в обществе: владение собственностью и доход, стратегические знания, работоспособность, взаимная зависимость, традиции и религия, потеря ролей и ролевая неопределённость, потеря будущего. [1]

Пожилой возраст — такая стадия в жизни, где происходят частые социальные потери и отсутствуют приобретения. Когда главные задачи в жизни выполнены, ответственность уменьшается и увеличивается зависимость. Они ясно показывают пожилому человеку понижение участия в социальной жизни и увеличение его маргинальности. Современная цивилизация большее предпочтение отдает молодости, энергии, энтузиазму и новаторству, чем пассивной старомодной старости. С этой точки зрения старость представляется как утрата социальных ролей.

После выхода на пенсию человек перестает быть неотъемлемой частью семьи, перестает быть работником. В современном обществе трудовая деятельность выполняет ряд функций. Она не только обеспечивает человека средствами к существованию, придает ему определенный статус, но и придает ему социальную активность. На уровне личности она рассматривается как способ осознанного выявления и утверждения своего места в системе общественных отношений и самореализации. Для любого человека трудовая деятельность является предпосылкой его полноценной, интересной жизни, творческой деятельности. Поэтому работа необходима и пожилым людям, чьи личные интересы со временем существенно ограничены и сужены. [2]

Период выхода на пенсию или, как часто говорят, кризисный период в жизни человека. Продолжающееся существенное изменение жизненной ситуации связано с внешними факторами (появление досуга, изменение социального статуса) и внутренними (осознание возрастного снижения физических и психических сил, зависимое положение общества и семьи). Эти изменения требуют от человека пересмотра ценностей, отношения к себе и окружающему миру, поиска новых способов реализации деятельности. Для некоторых этот процесс занимает очень много времени, он труден, он сопровождается переживаниями, пассивностью, а не способностью находить новое, по-новому смотреть на себя и окружающий мир. Другая категория пожилых людей, наоборот, быстро адаптируется, не склонна к драматизму и переходу к пенсионному образу жизни. Они в полной мере используют увеличившееся свободное время, находят новую социальную среду.

Переход человека в группу пожилых людей существенно меняет его отношения с обществом и такими ценностно-нормативными понятиями, как цель и смысл жизни, благо и счастье и др. Образ жизни людей существенно изменился. Раньше они были связаны с обществом, производством и общественной деятельностью-так как пенсионеры (по возрасту) склонны терять свою постоянную связь с производством. Однако как члены общества они продолжают заниматься определенной деятельностью в различных сферах общественной жизни.

Выход на пенсию особенно сложен для людей, чей труд высоко ценился в прошлом и сейчас считается бесполезным и бесполезным. Конечно, разрыв с работой негативно сказывается на здоровье, жизненных силах и психике.

Небольшое количество минует негативную фазу кризиса пожилого возраста, а большинству из них необходима внимательная и квалифицированная помощь специалистов, близких людей и общества в целом. В нашем обществе имеются устойчивые положительные стереотипы пожилых людей, в которых оцениваются их опыт, знания и умение выстоять в сложных жизненных ситуациях. Значит, вполне реально дать установку на их значимость для молодых, на помощь им, а у молодых на принятие помощи и не только в домашних условиях, но и в профессиональной, социальной деятельности. [3]

Престарелых следует рассматривать как неотъемлемую часть населения. Их следует также рассматривать в контексте групп населения, таких как женщины, молодежь, инвалиды и т. д. Они являются важнейшим и необходимым элементом процесса развития на всех уровнях в обществе.

Повышение уровня и качества жизни пожилых людей как важное условие улучшения образа жизни в пожилом возрасте представляет собой сложный комплексный процесс, в ходе которого достигается состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, высокая обеспеченность необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами, гармоничные отношения пожилых людей с социальной средой.

Общественность в целом должна быть информирована по вопросам, касающимся обращения с пожилыми, которым необходимо общение, внимание и уход. Инструментом преодоления дефицита общения становится повсеместное, создание специальных центров-клубов пожилых людей на базе действующих учреждений культуры: филармоний, музеев, библиотек, культурно-информационных центров.

Вместе с ними следует поощрять вовлечение молодежи в оказание услуг и уход, а также в осуществление мероприятий для пожилых людей в целях укрепления связи между поколениями.

Следует по возможности развивать взаимопомощь между здоровыми и активными пожилыми людьми и их помощь менее обеспеченным сверстникам, а также вовлечение пожилых людей в неформальную деятельность. [4]

Потеря уважения к носителям прошлого, усиление социальной изоляции приводит к неблагоприятному социально-психологическому самочувствию пожилого человека, депрессии, неуверенности в завтрашнем дне, постоянному ожиданию нежелательных изменений делают эту социальную группу незащищенной, которая отличается от других категорий неопределенностью социального статуса и большей неудовлетворенностью своей жизнью.

В результате пожилые люди легко выходят на улицу и нуждаются в социальной и психологической поддержке близких и общества в целом.

Литература:

  1. Черныш Н. Д., Коренькова Г. В., Митякина Н. А. Проблемы, методические основы и тенденции развития профессиональной культуры создания архитектурной среды // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова, 2015. № 6. С. 93–97.
  2. Анурин В. Некоторые проблемы социологии старости // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М.: Академия, 2003. — С.87–90.
  3. Александрова М. Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М.: Академия, 2003. — С.55–56.
  4. Бахтияров Р. Ш., Гнездилов А. В., Дятченко О. Т. и др. Психологические и социальные аспекты реабилитации онкологических больных пожилого возраста // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М.: Академия, 2003. — С.314–321.
Основные термины (генерируются автоматически): современное общество, пожилое, пожилой возраст, общество, окружающий мир, пожилой человек, преклонный возраст, социальная среда, социальный статус, трудовая деятельность.


Ключевые слова

пожилые люди, современное общество, престарелые, выход на пенсию

Похожие статьи

Современный взгляд на социальное благополучие пожилого...

Необходимость изучения именно субъективного аспекта благополучия пожилого человека обусловлена социально-психологическими проблемами, присущими данной категории населения. Имея представление об особенностях субъективного благополучия и факторах, на него влияющих, можно повысить качество жизни пожилого человека и обеспечить его социальную безопасность.

Проблема субъективного благополучия пожилых людей стала привлекать внимание представителей не только психологии, но и социологии, экономики и других областей науки, так как наиболее важной задачей на нынешнем этапе развития общества является повышение качества жизни населения и социальная защита социально уязвимых граждан. Кроме того, уровень субъективного благополучия и степень социальной защищенности во многом зависит от эффективности деятельности по социальной защите населения.

Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми...

Организация досуга и отдыха людей пожилого возраста предполагает такой вид деятельности, который дает человеку чувство удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди проводят досуг для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать новые знакомства и приобрести возможность самовыражения или творческой деятельности. Социально-культурная деятельность в данном аспекте социальной работы заключается в выявлении лиц пожилого возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, причиной которой стали проблемы социально-психологического характера, а также в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию пожилых людей, которые нуждаются в такой помощи. Также одна из задач социально-культурной деятельности состоит в том...

старческий возраст, физическая активность, пожилой человек...

Пожилой возраст (поздняя зрелость): 53–55 — 63–65, — ведущей деятельностью вновь является личностно-семейное ролевое самоопределение. Данный процесс осуществляется на иной качественной основе, чем это было ранее, так как у людей уже появляются внуки. В сознании людей пожилого возраста происходит пересмотр семейных ролей, эмоционально наступает вторая молодость. У людей в возрасте поздней зрелости во внутриличностном плане производится ориентация на воспитание внуков, что психологически происходит у дедушек и бабушек на иной качественно-сознательной основе, нежели чем это было у них с их собственными детьми. Бабушки и дедушки осознают то, что главное в жизни человека — это воспитание подрастающих поколений, начиная со своих внуков, и психосоциально проявляют это в своей жизнедеятельности. Между пожилыми супругами углубляется интимно-личностное...

Социально-культурная адаптация пожилых людей

 Для пожилых людей изменение их социального статуса сказывается не только на моральном и материальном положении, но нередко отрицательно влияет на психическое состояние, снижает адаптивные способности к изменениям окружающей среды и сопротивляемость к заболеваниям.

Безусловно «детские сады для пожилых людей» и активное времяпрепровождение создают новый вектор формирования социальной компетентности пожилых о современном российском обществе, о технологиях социально-культурной адаптации. Еще одним методом работы является сказкотерапия, она дает возможность пожилым людям выразить себя

социально-культурная деятельность, пожилой возраст, пожилой человек, человек пожилого возраста, мероприятие, организация досуга, повторная социализация, социальная работа, жизнь пожилых людей...

Пожилой возраст: проблемы при вступлении в новый жизненный...

Процесс обучения пожилых людей осложняется существующим в обществе стереотипным представлением об их ограниченных способностях к восприятию новой информации, однако исследования показывают, что различия в способностях обучения между молодыми и пожилыми людьми незначительные и большинство людей в пенсионном возрасте (по крайней мере до 70–75 лет) в значительной мере сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал [7]. Сложность в данном случае заключается в том, что при обучении пожилых людей должны быть применены несколько иные подходы и методики обучения, чем при обучении молодого обучения. Основной задачей образования людей пожилого возраста является выработка навыков активного и эффективного участия во всех сферах общественной жизни.

Особенности социальной работы с пожилыми людьми

Выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окружающими людьми. Резкое снижение социального статуса пожилого человека в обществе. Наличия большого количества свободного времени и качество наполнения. Одним из важных эффективных механизмов решения и смягчения социальных проблем граждан пожилого возраста в условиях модернизации российского общества является организация их социального обслуживания. Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Представление молодых и пожилых людей друг о друге

Пожилые люди — это один из наиболее многочисленных социально-демографических слоев населения, как правило, отошедший от активного участия в трудовой деятельности или достигший пенсионного возраста [2, c. 22].

Начнем рассмотрение темы данной статьи с описания образа пожилых людей в сознании молодежи. Молодое поколение обычно видит пожилого человека как субъект недовольный не только собственной жизнью, но и окружающей социальной реальностью. Он безосновательно и беспочвенно критикует большинство происходящих явлений и событий, стремится навязать знания и идеалы, усвоенные и приобретенные им в течение жизни, а также пользующийся расхожей фразой «раньше было лучше».

Современный взгляд на организацию социальной работы...

Стоит отметить, что социальная работа достаточно молодая наука, но в различных учебных материалах полно и точно освещается работа с такой категорией людей. Для специалистов по социальной работе необходимо прежде всего понимание и осознание множества психологических, психопатологических, соматических, морально-этических проблем, возникающих у пожилых и старых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы и облегчили их усилия в повседневной практической работе и общении с обслуживаемыми группами населения. В данной статье мы провели анализ работ, которые посвящены организации социальной работы с пожилыми людьми. Основу нашего исследования составили статьи: «Технологии социальной работы с пожилыми людьми в Иркутской области» (автор: Дулма Б. Д.), «Самооценка и социальная активность престарелых...

Социально-психологический портрет пожилого человека

Ключевые слова: пожилой человек, стадия жизни, старение. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения пожилой возраст или возраст старения представляет собой — 60–75 лет [1]. Ученые разных специальностей имеют разное представление на возрастные границы жизни человека, в основе классификации лежат физиологические и психологические особенности человека, национальные особенности, личные убеждения, исследовательский опыт и другое.

На этой стадии человека охватывают нужды физического здоровья, ухудшается финансовое состояние с учетом выхода на пенсию, необходимо научиться справляться с психологическими трудностями в связи с адаптацией к смерти супруга, родственников, друзей, перестройкой повседневной жизни с учетом отсутствия трудовой деятельности, иждивенцев. Круг интересов сдвигается в прошлое, оценивается предыдущий опыт, успехи и неудачи...

Похожие статьи

Современный взгляд на социальное благополучие пожилого...

Необходимость изучения именно субъективного аспекта благополучия пожилого человека обусловлена социально-психологическими проблемами, присущими данной категории населения. Имея представление об особенностях субъективного благополучия и факторах, на него влияющих, можно повысить качество жизни пожилого человека и обеспечить его социальную безопасность.

Проблема субъективного благополучия пожилых людей стала привлекать внимание представителей не только психологии, но и социологии, экономики и других областей науки, так как наиболее важной задачей на нынешнем этапе развития общества является повышение качества жизни населения и социальная защита социально уязвимых граждан. Кроме того, уровень субъективного благополучия и степень социальной защищенности во многом зависит от эффективности деятельности по социальной защите населения.

Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми...

Организация досуга и отдыха людей пожилого возраста предполагает такой вид деятельности, который дает человеку чувство удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди проводят досуг для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать новые знакомства и приобрести возможность самовыражения или творческой деятельности. Социально-культурная деятельность в данном аспекте социальной работы заключается в выявлении лиц пожилого возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, причиной которой стали проблемы социально-психологического характера, а также в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию пожилых людей, которые нуждаются в такой помощи. Также одна из задач социально-культурной деятельности состоит в том...

старческий возраст, физическая активность, пожилой человек...

Пожилой возраст (поздняя зрелость): 53–55 — 63–65, — ведущей деятельностью вновь является личностно-семейное ролевое самоопределение. Данный процесс осуществляется на иной качественной основе, чем это было ранее, так как у людей уже появляются внуки. В сознании людей пожилого возраста происходит пересмотр семейных ролей, эмоционально наступает вторая молодость. У людей в возрасте поздней зрелости во внутриличностном плане производится ориентация на воспитание внуков, что психологически происходит у дедушек и бабушек на иной качественно-сознательной основе, нежели чем это было у них с их собственными детьми. Бабушки и дедушки осознают то, что главное в жизни человека — это воспитание подрастающих поколений, начиная со своих внуков, и психосоциально проявляют это в своей жизнедеятельности. Между пожилыми супругами углубляется интимно-личностное...

Социально-культурная адаптация пожилых людей

 Для пожилых людей изменение их социального статуса сказывается не только на моральном и материальном положении, но нередко отрицательно влияет на психическое состояние, снижает адаптивные способности к изменениям окружающей среды и сопротивляемость к заболеваниям.

Безусловно «детские сады для пожилых людей» и активное времяпрепровождение создают новый вектор формирования социальной компетентности пожилых о современном российском обществе, о технологиях социально-культурной адаптации. Еще одним методом работы является сказкотерапия, она дает возможность пожилым людям выразить себя

социально-культурная деятельность, пожилой возраст, пожилой человек, человек пожилого возраста, мероприятие, организация досуга, повторная социализация, социальная работа, жизнь пожилых людей...

Пожилой возраст: проблемы при вступлении в новый жизненный...

Процесс обучения пожилых людей осложняется существующим в обществе стереотипным представлением об их ограниченных способностях к восприятию новой информации, однако исследования показывают, что различия в способностях обучения между молодыми и пожилыми людьми незначительные и большинство людей в пенсионном возрасте (по крайней мере до 70–75 лет) в значительной мере сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал [7]. Сложность в данном случае заключается в том, что при обучении пожилых людей должны быть применены несколько иные подходы и методики обучения, чем при обучении молодого обучения. Основной задачей образования людей пожилого возраста является выработка навыков активного и эффективного участия во всех сферах общественной жизни.

Особенности социальной работы с пожилыми людьми

Выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окружающими людьми. Резкое снижение социального статуса пожилого человека в обществе. Наличия большого количества свободного времени и качество наполнения. Одним из важных эффективных механизмов решения и смягчения социальных проблем граждан пожилого возраста в условиях модернизации российского общества является организация их социального обслуживания. Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Представление молодых и пожилых людей друг о друге

Пожилые люди — это один из наиболее многочисленных социально-демографических слоев населения, как правило, отошедший от активного участия в трудовой деятельности или достигший пенсионного возраста [2, c. 22].

Начнем рассмотрение темы данной статьи с описания образа пожилых людей в сознании молодежи. Молодое поколение обычно видит пожилого человека как субъект недовольный не только собственной жизнью, но и окружающей социальной реальностью. Он безосновательно и беспочвенно критикует большинство происходящих явлений и событий, стремится навязать знания и идеалы, усвоенные и приобретенные им в течение жизни, а также пользующийся расхожей фразой «раньше было лучше».

Современный взгляд на организацию социальной работы...

Стоит отметить, что социальная работа достаточно молодая наука, но в различных учебных материалах полно и точно освещается работа с такой категорией людей. Для специалистов по социальной работе необходимо прежде всего понимание и осознание множества психологических, психопатологических, соматических, морально-этических проблем, возникающих у пожилых и старых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы и облегчили их усилия в повседневной практической работе и общении с обслуживаемыми группами населения. В данной статье мы провели анализ работ, которые посвящены организации социальной работы с пожилыми людьми. Основу нашего исследования составили статьи: «Технологии социальной работы с пожилыми людьми в Иркутской области» (автор: Дулма Б. Д.), «Самооценка и социальная активность престарелых...

Социально-психологический портрет пожилого человека

Ключевые слова: пожилой человек, стадия жизни, старение. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения пожилой возраст или возраст старения представляет собой — 60–75 лет [1]. Ученые разных специальностей имеют разное представление на возрастные границы жизни человека, в основе классификации лежат физиологические и психологические особенности человека, национальные особенности, личные убеждения, исследовательский опыт и другое.

На этой стадии человека охватывают нужды физического здоровья, ухудшается финансовое состояние с учетом выхода на пенсию, необходимо научиться справляться с психологическими трудностями в связи с адаптацией к смерти супруга, родственников, друзей, перестройкой повседневной жизни с учетом отсутствия трудовой деятельности, иждивенцев. Круг интересов сдвигается в прошлое, оценивается предыдущий опыт, успехи и неудачи...

Задать вопрос