Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 27.12.2020

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Баранова, А. П. Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве / А. П. Баранова, И. Ю. Гинжул. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 397-399. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77137/ (дата обращения: 07.03.2021).



В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной целью психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для социализации и интеграции учащихся в общество, их подготовка к самостоятельной жизни и труду. При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходима постоянная обратная связь педагогов с родителями. Существует несколько методов и форм и приемов сопровождения. В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного образовательного пространства. В настоящее время активно разрабатываются и применяются на практике новые технологии, новые формы сотрудничества образовательных организаций с семьей. Наша статья посвящена дистанционной форме взаимодействия субъектов образовательного пространства, которая служит средством сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети дошкольного возраста, дистанционное взаимодействие, субъекты сопровождения, дошкольное образование, педагог.

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М. Р. Битянова, Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова, и др. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья — это процесс создания и поддержания оптимальных условий обучения, воспитания и психического развития сопровождаемого во взаимодействии субъектов сопровождения. По мнению М. Р. Битяновой основным субъектом сопровождения является ребенок с ограниченными возможностями здоровья; следующим субъектом являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство; затем родители и включаемого ребенка, и других детей; педагогический коллектив общеобразовательного учреждения; администрация образовательного учреждения. У каждого субъекта сопровождения имеется свои функции [1].

Основные направления комплексного психолого-педагогического сопровождения:

  1. Профилактическое направление: предупреждение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса;
  2. Диагностическое направление: диагностика индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии; диагностика динамики изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного коррекционно-развивающего процесса; выявление причин возникновения проблем в развитии и обучении; определение возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
  3. Экспертно-консультативное направление: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития;
  4. Коррекционно-развивающее направление: содействие полноценному психическому и личностному развитию, создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Условия эффективности психолого-педагогического сопровождения: комплексность, последовательность, дифференцированность и своевременность. Для реализации условия психолого-педагогического сопровождения требуется определенная технология. Технология — это процесс обучения, который имеет запрограммированный результат, которого можно достичь определенными средствами, выбираемыми исходя из индивидуальных способностей ребенка. Технологичность процесса позволяет предсказывать и достигать планируемых результатов; обеспечивать благоприятные условия для развития личности не только включаемого в образовательное пространство ребенка с ОВЗ, но и других окружающих его детей; уменьшать влияние неблагоприятных обстоятельств на личность ребенка; анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование; выбирать наиболее эффективные и оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы для решения возникающих образовательных и социально-педагогических задач.

Алёхина С. В. рассматривает следующие технологии психолого-педагогического сопровождения:

− построение адекватной возможностям ребенка адаптивной образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ;

− технологию проведения междисциплинарных консилиумов специалистов;

− технологию выделения детей группы риска по различным видам дезадаптации;

− технологию оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем;

− технологии коррекционно-развивающей работы с включаемыми детьми и, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства;

− технологии коррекционной работы с различными участниками образовательного процесса: педагогами, специалистами, родителями, администрацией.

В соответствии с этим в процессе реализации психолого-педагогического сопровождения должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса. В целом психолого-педагогические технологии сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских технологий.

Информационное образовательное пространство — современная форма работы в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей. Интерактивная поддержка родителей осуществляется посредством специальных сайтов для родителей, Skype-консультаций, ответов на вопросы родителей на сайте образовательной организации, индивидуальная переписка с семьей посредством электронной почты и других современных программных приложений.

В период пандемии образовательные учреждения, включая и дошкольные образовательные организации, столкнулись с проблемой «связи» педагогов и семей. Именно дистанционная форма позволила наладить сотрудничество между педагогическим коллективом и семьями воспитанников. Дистанционная форма взаимодействия предполагает активное общение между педагогом, родителем и воспитанником как посредством электронной почты, так и в режиме онлайн, позволяет осуществлять обратную связь и наиболее эффективно реализовывать идеи личностно-ориентированного обучения.

Говоря о дистанционных формах взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, подразумевается:

  1. Взаимодействие с помощью электронной почты:

− организация общения педагога с семьей воспитанника, где участники ведут переписку друг с другом;

− единая электронная почта, которая заводится на группу и служит каналом связи между специалистами и родителями.

  1. Взаимодействие с помощью организации группы в социальных сетях так же способствует передаче педагогами информации, обсуждение родителями и педагогами вопросов образования и т. п.;
  2. Сайт детского сада и личные сайта педагогов. На сайте детского сада отражается административная и правовая информация организации (устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни сада и т. д.). Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка.
  3. Организация дистанционного обучения родителей. Проводятся дистанционные занятия с учетом комплексно-тематического плана и знаменательных событий месяца. Данная работа позволит закрепить новую тему с ребенком после просмотра видеозанятия. Подбираются задания, которые родители смогут выполнить вместе с ребенком и даже совместить с домашними делами. Главная задача взрослого при этом — создать условия для обучения, заинтересовать дошкольника новыми знаниями и встречей с педагогом в прямом эфире.

Для организации дистанционной работы с родителями детей ОВЗ дошкольного возраста необходимо соблюдать несколько условий:

  1. Взаимодействие всех участников образовательного процесса . А именно: наличие желания взаимодействовать не только у педагога, но и у родителей.
  2. Наличие технических возможностей . Педагог и родители должны иметь возможность удобного удаленного взаимодействия.
  3. Систематизация материалов . Создание электронного кейса материалов.
  4. Определение формы и времени взаимодействия .

Анализируя дистанционное взаимодействие как форму психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, следует отметить преимущества и недостатки:

1. Преимущества:

− Возможность установления оптимального времени и режима обучения, с учетом особенностей ребенка;

− Возможность контролировать круг общения ребенка;

− Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических;

− Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие — наличие ПК и доступа к интернету;

− Дистанционное взаимодействие педагогов между собой позволяет всегда быть на связи, оперативно решать рабочие вопросы.

2. Недостатки:

− — Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости;

− Нет авторитета воспитателя;

− Не все имеют возможность дистанционного сотрудничества, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее оборудование (компьютер или ноутбук, интернет);

− Отсутствие общения со сверстниками;

− Приходится больше времени проводить за компьютером;

− Домашняя обстановка не позволяет быстро переключиться от игр и развлечений к занятию;

− Ребенок с особенностями в развитии может не воспринимать занятие в онлайн режиме;

− Имеется риск того, что ребенок моет испугаться искаженного голоса специалиста в онлайн занятии.

Проделав анализ форм, методов и технологий взаимодействия субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве мы пришли к выводу, что использование дистанционного взаимодействия в дошкольной образовательной организации представляет собой взаимодействие всех участников педагогического процесса «ребенок — родитель — педагог» между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты, такие как цель, содержание, методы, организационные формы, средства обучения, которые реализуются специфическими средствами интернет технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Результативность данной формы работы будет выше, если сочетать ее с традиционными формами работы.

Литература:

  1. Битянова M. P. Психологическое сопровождение детей / Л.Битянова // Школьный психолог. — 2000. — № 10.
  2. Мирошниченко Е. В., Корженевская Е. А., Шипунова Н. А. Использование активных методов при организации психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. Т. 1. — С. 118–121
  3. Степанова Н. А., Лещенко С. Г., Хаидов С. К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. — С. 254.
  4. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, психолого-педагогическое сопровождение, ребенок, родитель, образовательный процесс, дистанционное взаимодействие, дошкольный возраст, педагог, психолого-педагогическое сопровождение детей, электронная почта.


Задать вопрос