Анализ конкурентоспособности учреждения дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 28.12.2020

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Санникова, А. Н. Анализ конкурентоспособности учреждения дополнительного образования / А. Н. Санникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 438-441. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77136/ (дата обращения: 19.04.2024).



В современных социокультурных условиях одной из главных является задача модернизации образования России — это повышение конкурентоспособности любой организации. Основная проблема заключается в том, что сегодня многие образовательные организации (далее — ОО) имеют низкую конкурентоспособность не только на мировом рынке образовательных услуг, но и на внутреннем российском рынке. Данное явление является следствием того, что большинство ОО, в том числе организации дополнительного образования, не проводят систематический мониторинг потребностей заказчиков, что в свою очередь отражается на востребованности предлагаемых услуг и как следствие на общем объеме их потребления.

Сегодня дополнительное образование — это полноправная часть единого образовательного пространства. Оно призвано обеспечить занятость детей, подростков и молодежи, предоставить возможность для их самоопределения и самовыражения, организовать практико-ориентированную творческую деятельность, вести работу по профилактике асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.

Для того чтобы не только сохранить, но и увеличить количество обучающихся организации дополнительного образования вынуждены стремиться к повышению уровня конкурентоспособности. Успех организации зависит от впечатления, которое она производит на потребителя, в частности на родителей как заказчика образовательных услуг. Родители, выбирающие организации дополнительного образования для ребенка, сначала ориентируются на мнения и оценки других людей. Следовательно, от того, какое мнение сложится у нескольких людей, зависит ее репутация на многие годы. Поэтому формирование и развитие позитивного имиджа организации в современных условиях является необходимостью.

Анализ современной педагогической литературы позволил сформулировать понятие конкурентоспособности образовательной организации, таким образом, под конкурентоспособностью общеобразовательной организации понимается достижении эффектов: социального (связанного с изменением характера взаимодействия общеобразовательной организации с потребителями образовательных услуг, общественностью и профессиональным сообществом); организационного (связанного с развитием и преобразованием организационной структуры общеобразовательной организации) и экономического (связанного с динамикой финансовых результатов деятельности общеобразовательной организации).

Мониторинговые исследования стали неотъемлемой частью современных образовательных систем. Это обусловлено функциональными возможностями мониторинга как эффективного средства информационного обеспечения оперативного и стратегического управления образованием.

Для определения уровня конкурентоспособности учреждения образования, после анализа изученной нами психолого-педагогической и научной литературы нами были выделены следующие критерии и показатели, исходя из специфики деятельности учреждения:

Критерий 1. Расположение и ценовая политика

1.1. Удобство расположения учреждения образования

1.2. 1.2 Ценовая политика

1.3. 1.3 Перечень услуг

Критерий 2 . Профессиональность подготовки педагогов и укомплектованность материально-технической базы учреждения образования

2.1 Уровень подготовки педагогического коллектива

2.2 Наличие необходимого оборудования, состояние помещений для занятий

Критерий 3. Создание психолого-педагогической атмосферы в учреждении образования

3.1. Отношения ребенка с педагогом

3.2. Отношения между детьми в классе

3.3. Взаимоотношения родителя с педагогом

Критерий 4. Развитие рекламной политики учреждения

4.1. Наличие рекламы, предоставление информации о предоставлении перечни услуг

Критерий 5.Репутация учреждения образования

5.1. Оценка репутации родителями, чьи дети посещают учреждение образования

Критерий 6. Активность деятельности учреждения образования

6.1. Активность педагогического коллектива.

Пример.

Всего в анкетировании приняли участие 198 родителей (законных представителей) МАУ ДО ДШИ «Этюд» — это 78 % от общего количества родителей учащихся школы.

Математический аппарат оценки качества педагогической деятельности — бальная оценка по показателям уровня сформированности методической компетентности:

— 0 баллов — отсутствие показателя;

— 1 балл — низкий уровень;

— 2 балла — средний уровень;

— 3 балла — высокий уровень.

Анкета представляет собой ряд критериев, разделённых на 3-бальную шкалу оценивания.

Анкетирование проводилось анонимно.

Расчет результатов производился по каждому вопросу отдельно, и переводились в проценты.

С помощью анкетирования нам нужно получить актуальную информацию о уровне конкурентоспособности учреждения дополнительного образования, показатель которой должен быть не менее установленного порога, равного 75 %.

Проведя анкетирование, обработав полученные результаты, мы получили следующую информацию.

Анализ первых трех вопросов позволил выявить удобство территориального расположения учреждения образования, доступность цен на предоставляемые услуги и перечень предоставляемых услуг. Результаты анкетирования потребителями представлены на рисунке 1, отвечают заявленным выше требованиям, расположение учреждения является удобным для потребителя, ценовая политика является приемлемой, перечень предоставляемых услуг является актуальным для родителей, чьи дети посещают учреждение образования.

Расположение и ценовая политика учреждения дополнительного образования

Рис. 1 Расположение и ценовая политика учреждения дополнительного образования

На рисунке 2 показаны результаты оценки профессиональной подготовки педагогов и укомплектованности материально-технической базы учреждения дополнительного образования, которые тоже превышают уровень 75 %, это значит, что уровень владения техникой самоанализа занятий и собственной педагогической деятельностью достаточно высок.

Профессиональность подготовки педагогов и укомплектованность материально-технической базы учреждения

Рис. 2. Профессиональность подготовки педагогов и укомплектованность материально-технической базы учреждения

По результатам, представленным на рисунке 3, мы видим, что создание психолого-педагогической атмосферы в учреждении имеет высокий уровень оценки родителями (законными представителями), дети которых посещают учреждение образования.

Создание психолого-педагогической атмосферы в учреждении

Рис. 3. Создание психолого-педагогической атмосферы в учреждении

Развитие рекламной политики учреждения образования к сожалению выражено в не на высоком уровне в отличии от остальных показателей (67, 5 %), данный показатель свидетельствует об уровне развитости данного направления выше среднего (рис. 4).

Рекламная политика учреждения образования

Рис. 4. Рекламная политика учреждения образования

Оценка репутации учреждения образования представлена графически на рисунке 5. Можно сделать вывод, что потребители в лице родителей учащихся школы, оценивают репутацию учреждения образования на достаточном уровне, что говорит о том, что данное учреждения осуществляет свою работу на высоком уровне и является конкурентоспособным.

Оценка репутации учреждения образования

Рис. 5. Оценка репутации учреждения образования

На рисунке 6 представлен анализ активности деятельности учреждения образования, результаты подтверждают активность педагогической деятельности педагогов учреждения образования (89 %), это говорит о массовом участии в различных конкурсах и мероприятиях, что способствует развитию детей, формированию у них творческого потенциала и высокой мотивации. Данный показатель является важным в оценки конкурентоспособности т. к. по активности учреждения дошкольного образования можно судить о месте, котором оно занимает во всех учреждениях дополнительного образования.

Активность деятельности учреждения образования

Рис. 6. Активность деятельности учреждения образования

Проведенный мониторинг методической компетентности педагогов показывает, что педагоги, в целом имеют хороший показатель методической компетентности, что соответствует необходимым требованиям при работе. Но также были выявлены и проблемные стороны, касающиеся использования современных методов и форм работы, знания и использование в своей работе ИКТ, умение работать в коллективе и в индивидуальном режиме, владение искусством развивающего контроля сформированности ЗУН.

Именно поэтому есть необходимость принять управленческие решения направленные на улучшения качества, опираясь на мониторинг методическом компетентности педагогов.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, учреждение образования, общеобразовательная организация, высокий уровень, психолого-педагогическая атмосфера, ценовая политика, материально-техническая база учреждения, методическая компетентность, педагогический коллектив, рекламная политика учреждения образования.


Похожие статьи

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Система дополнительного образования детей - это не предлагаемая ребенку готовая социально культурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные рефлексивные возможности, социально-культурная среда. Дополнительное образование детей на современном этапе осуществляется как в учреждениях, специально для этого созданных, так и в образовательных учреждениях других типов (детских садах, школах, учреждениях начального и среднего профессионального образования).

Проведение SWOT-анализа в учреждении дополнительного...

Проведение SWOT-анализа в учреждении дополнительного образования с целью выявления уровня методического сопровождения педагогического процесса.

Одним из механизмов эффективной работы учреждения дополнительного образования является анализ внутренней среды, целью которого является определение возможностей, на которые оно может опираться

3.Реализуются индивидуальные и групповые программы обучения. 4.Более высокое качество услуг по сравнению с конкурентами. 5.Достаточная материально-техническая база, в целом...

Ступенчатая организация образовательно-воспитательного...

Распространяя свой многолетний опыт, педагогический коллектив учреждения представляет заинтересованным организациям модель обучения, как реализуемую непрерывную образовательную технологию дополнительного образования.

Евушкина, М. В. Ступенчатая организация образовательно-воспитательного процесса в МБУ ДО «Центр внешкольной работы» г. Балахны как непрерывная образовательная технология дополнительного образования / М. В. Евушкина.

Методическая деятельность в учреждениях дополнительного...

Для успешного развития учреждений дополнительного образования необходима разработка его методики. В этом процессе наиважнейшую роль играет методическая деятельность. Первостепенными субъектами методической деятельности являются методисты, чья профессиональная деятельность должна быть

Методическая помощь, которая заключается в оперативном и перспективном реагировании методиста учреждения дополнительного образования на запросы и потребности детских коллективов и педагогических работников.

образовательная организация, образовательное учреждение...

В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования

качество образования, образовательное учреждение, педагогический коллектив, образовательная организация, качество, внешняя...

Развитие современного образовательного учреждения дополнительного образования детей предполагает сегодня изменение целей, содержания, форм и методов работы с детьми, а также научно-методического сопровождения деятельности педагогического коллектива...

Совершенствование системы управления дополнительными...

Ключевые слова: государственная политика в области дополнительного образования, дополнительное образование детей, интеграция дополнительного и общего образования.

- увеличение доли учреждений дополнительного образования детей города Владивостока, в которых созданы условия для реализации современных программ, с 20 % в 2013 году до 55 % в 2018 году

- проблемы кадрового развития: недостаточный уровень IT-компетентности работников образования для использования открытых информационно-образовательных сред

Формирование профессиональных компетентностей будущего...

Дополнительное образование - специфическая органическая часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающейся среды, представляющая детям

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься формированием профессиональных компетентностей – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Реализация комплексной программы дополнительного...

Система дополнительного образования характеризуется исключительным многообразием моделей управления на различных уровнях — от учреждения до региона [5, с.115]. Качественно новый период развития дополнительного образования обусловлен его «приходом» в

А так как компетентность как интегрированное качество личности предполагает применение интегрированных подходов, то и педагогическая модель проектной деятельности в процессе дополнительного технологического образования предполагает некую интеграцию.

Управление ДОУ в современных условиях | Статья в сборнике...

Государственная политика в области образования направлена на качественные изменения деятельности общеобразовательных учреждений, предъявляет высокие требования к руководителю

Возможность дошкольного образования и дополнительного в различных формах. 5. Стандартизация. Данный принцип предполагает соблюдение федеральных

1. Инновационная деятельность учреждения — обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с Государственными стандартами (далее Госстандарт) основных и...

Похожие статьи

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Система дополнительного образования детей - это не предлагаемая ребенку готовая социально культурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные рефлексивные возможности, социально-культурная среда. Дополнительное образование детей на современном этапе осуществляется как в учреждениях, специально для этого созданных, так и в образовательных учреждениях других типов (детских садах, школах, учреждениях начального и среднего профессионального образования).

Проведение SWOT-анализа в учреждении дополнительного...

Проведение SWOT-анализа в учреждении дополнительного образования с целью выявления уровня методического сопровождения педагогического процесса.

Одним из механизмов эффективной работы учреждения дополнительного образования является анализ внутренней среды, целью которого является определение возможностей, на которые оно может опираться

3.Реализуются индивидуальные и групповые программы обучения. 4.Более высокое качество услуг по сравнению с конкурентами. 5.Достаточная материально-техническая база, в целом...

Ступенчатая организация образовательно-воспитательного...

Распространяя свой многолетний опыт, педагогический коллектив учреждения представляет заинтересованным организациям модель обучения, как реализуемую непрерывную образовательную технологию дополнительного образования.

Евушкина, М. В. Ступенчатая организация образовательно-воспитательного процесса в МБУ ДО «Центр внешкольной работы» г. Балахны как непрерывная образовательная технология дополнительного образования / М. В. Евушкина.

Методическая деятельность в учреждениях дополнительного...

Для успешного развития учреждений дополнительного образования необходима разработка его методики. В этом процессе наиважнейшую роль играет методическая деятельность. Первостепенными субъектами методической деятельности являются методисты, чья профессиональная деятельность должна быть

Методическая помощь, которая заключается в оперативном и перспективном реагировании методиста учреждения дополнительного образования на запросы и потребности детских коллективов и педагогических работников.

образовательная организация, образовательное учреждение...

В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования

качество образования, образовательное учреждение, педагогический коллектив, образовательная организация, качество, внешняя...

Развитие современного образовательного учреждения дополнительного образования детей предполагает сегодня изменение целей, содержания, форм и методов работы с детьми, а также научно-методического сопровождения деятельности педагогического коллектива...

Совершенствование системы управления дополнительными...

Ключевые слова: государственная политика в области дополнительного образования, дополнительное образование детей, интеграция дополнительного и общего образования.

- увеличение доли учреждений дополнительного образования детей города Владивостока, в которых созданы условия для реализации современных программ, с 20 % в 2013 году до 55 % в 2018 году

- проблемы кадрового развития: недостаточный уровень IT-компетентности работников образования для использования открытых информационно-образовательных сред

Формирование профессиональных компетентностей будущего...

Дополнительное образование - специфическая органическая часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающейся среды, представляющая детям

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься формированием профессиональных компетентностей – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Реализация комплексной программы дополнительного...

Система дополнительного образования характеризуется исключительным многообразием моделей управления на различных уровнях — от учреждения до региона [5, с.115]. Качественно новый период развития дополнительного образования обусловлен его «приходом» в

А так как компетентность как интегрированное качество личности предполагает применение интегрированных подходов, то и педагогическая модель проектной деятельности в процессе дополнительного технологического образования предполагает некую интеграцию.

Управление ДОУ в современных условиях | Статья в сборнике...

Государственная политика в области образования направлена на качественные изменения деятельности общеобразовательных учреждений, предъявляет высокие требования к руководителю

Возможность дошкольного образования и дополнительного в различных формах. 5. Стандартизация. Данный принцип предполагает соблюдение федеральных

1. Инновационная деятельность учреждения — обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с Государственными стандартами (далее Госстандарт) основных и...

Задать вопрос