Мировой и российский опыт формирования национальных правовых систем регулирования электронной коммерции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 29.12.2020

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Варава, А. О. Мировой и российский опыт формирования национальных правовых систем регулирования электронной коммерции / А. О. Варава. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77131/ (дата обращения: 07.03.2021).



Сегодня сфера электронной коммерции является одной из самых быстро развивающихся. Есть несколько основных катализаторов этого развития. Во-первых, бурное развитие сети интернет в последние десятилетия сделало доступной эту сферу коммерции для широких слоев населения. Несмотря на проблемы с интернет-покрытием в многих местах Российской Федерации, доступ в интернет уже доступен большинству населения страны. Во- вторых, ограничения, связанные с пандемией COVID-19, ускорили развитие электронной коммерции как альтернативе традиционной- очной коммерции. Крупные компании пытаются адаптироваться к новой экономической и социальной обстановке и активно развивают сферу электронной коммерции. Поэтому, несомненно, можно заявить, что данная сфера требует детальной гражданско- правовой проработки и оформления в виде формальных законодательных актов.

Определенная правовая база по этому вопросу уже присутствует в мировой и российской законодательной системе. На мировом уровне можно выделить документы, подготовленные и принятые комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). К сфере электронной коммерции относятся следующие документы: типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле (1996 год), типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях (2001 год), конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах (2005 год).

Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле был принят в 1996 году. В первую очередь этот закон направлен на то, чтобы облегчить торговлю с ведением электронных средств. Закон имел рекомендательный характер для стран. Он должен был упростить электронную коммерцию как внутри стран, так и на международном уровне. Данный закон впервые закрепил основные принципы электронной коммерции, существующие до сегодняшнего дня. К примеру, принцип недискриминации предполагал невозможность расторжения договора лишь на том основании, что он был заключен путем передачи данных, то есть электронным путем. Без этого принципа электронная коммерция не имеет юридической силы и обе взаимодействующие стороны рискуют. Принцип технологической нейтральности предполагал то, что закон должен охватывать все способы хранения и передачи информации, а также все технологии и носители, которые используются для этой цели. Данный принцип решает проблему постоянной доработки правовой системы в данной сфере, так как в современном быстро развивающемся мире происходит очень быстрая смена технологий и носителей на более функциональные. Принцип функциональной эквивалентности предполагал перенос целей и функций традиционного бумажного документооборота в сферу электронной коммерции.

Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной коммерции состоит из двух частей и четырех глав. В первой части типового закона впервые в международной правовой практике появляется терминологический и понятийный аппарат электронной коммерции. В данной части основным понятием является «сообщение данных» («Data message»). Сообщение данных — это информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными (ЭДИ), электронную почту, телеграмму, телекс или телефакс и иные сходные технологии. Также был введен ряд других понятий: электронный обмен данными, электронная почта, телекс, телеграмма, телефакс.

Типовой закон ЮНИСТРАЛ об электронных подписях должен был привести к созданию эквивалентности традиционной подписи от руки и электронной подписи. Электронная подпись существенно ускоряет документооборот, так как не требует личного присутствия. Закон заложил основу для создания электронных подписей в национальных правовых системах.

Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах подготавливалась на базе уже упомянутых законах ЮНИСТРАЛ. Конвенция об электронных сообщениях разрабатывалась на базе более ранних документов, подготовленных Комиссией, и, в частности, Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронной торговле и Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронных подписях.

Конвенция обобщает законодательный опыт мирового уровня прошлых лет и направлена на то, чтобы стимулировать создание национальных правовых систем, не препятствующих электронной коммерции. Основными ее целями является устранение преград в сфере электронной коммерции, возникающих из- за различий правовых систем разных стран, унификация различных правовых систем в сфере электронной торговли, помощь странам, не имеющим подобную законодательную систему, путем предоставления образцов тщательно проработанной правовой системы по законодательному праву.

Таким образом, международная правовая практика и, в частности, деятельность ЮНСТРИАЛ активно занималась помощью в создании унифицированных национальных правовых систем в сфере электронной коммерции для ускорения процесса электронной торговли как внутри стран, так и на международном уровне.

Если говорить о Российской правовой системе в сфере электронной коммерции, то начать нужно с Конституции Российской Федерации. Ст. 8 Основного закона гарантирует «единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности». Конституция закрепляет рыночную модель экономических отношений.

Электронная коммерция является предпринимательской деятельностью, поэтому относится к отрасли Гражданского права. Так как электронная коммерция является формой предпринимательской деятельности, она регулируется частью первой Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (далее -- часть первая ГК РФ). Закон закрепляет понятие предпринимательской деятельности, а также особенности ее субъектов и объектов.

Поскольку основу предпринимательской деятельности любой направленности составляют договоры, стоит выделить и часть вторую Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ, регламентирующую порядок возникновения, изменения и прекращения отдельных видов обязательств.

Главной проблемой в электронной торговле было то, что невозможно было установить достоверно от кого исходит документ. Данную проблему решает электронная подпись. В Российском правовом поле электронная данная проблема решается с публикацией Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ — «Об электронной подписи». На данный момент в судах принимаются доказательства, которые были заверены с помощью цифровой подписи.

Необходимо отметить, что гражданско- правовое регулирование электронной коммерции значительно опаздывает. Сфера электронной коммерции развивается слишком стремительно. Но пробелы в праве постепенно заполняются. На данный момент, например, законодательно урегулирован правовой режим криптовалюты в Российской Федерации. Соответствующий закон был принят 22 июля 2020 года Госдумой РФ. Согласно закону, цифровая валюта — это «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных».

Но российское право все еще не полноценно регулирует цифровую коммерцию, что тормозит ее развитие. Перед Правительством России стоит задача создания правового регулирования полного жизненного (экономического) цикла цифровой продукции с учетом ее основных этапов: разработка цифровой продукции, её практическое создание, оценка, реализация (продажа), сопровождение эксплуатации (инсталлирование, обслуживание, обеспечение качественной работы цифровой продукции: совместимость и бесконфликтность использования с другими цифровыми продуктами — например, операционными системами и программами), защита от нелегального использования (авторских прав разработчика и приоритета легального использования клиентами), модернизация, утилизация.

Таким образом, система правового регулирования цифровой экономики еще не полностью соответствует всем запросам современной электронной коммерции. На данный момент существует национальный проект Цифровая экономика. Одна из целей проекта- создание системы регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе в каждой сфере. Российская Федерация при создании единой законодательной системы правового регулирования цифровой коммерции может опираться на международные договоры, что позволит избежать правовых барьеров во внешней торговле.

Литература:

  1. Азрилиян А. Н. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2008. — 1373 с.
  2. Бабенко Л. К. Новые технологии электронного бизнеса и безопасности / М.: Радио и связь, 2016. — 376 c.
  3. Генкин А., Михеев А. Блокчейн: как это работает и что нас ждет завтра. М., 2018. — 281 с.
  4. Зенкин И. В. Право Всемирной Торговой Организации. М., 2014. — 789 с.
  5. Пискулов Ю. В., Посысаев Ю. Ю., Савинов Ю. А. Концептуальные черты современной межфирменной производственной кооперации // Российский внешнеэкономический Вестник № 11, 2014, 124 с.
  6. Шмитгофф К. В. Экспорт: право и практика международной торговли. Пер. с англ. — М: Юридическая литература, 1993. — 511 с.
Основные термины (генерируются автоматически): электронная коммерция, электронная торговля, российская Федерация, сфера, электронная подпись, правовое регулирование, предпринимательская деятельность, цифровая экономика, международная правовая практика, международный уровень.


Задать вопрос