Исследование покупательских предпочтений в области БАД на примере ТОО «Фармация» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 25.12.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Лапшина, Е. Е. Исследование покупательских предпочтений в области БАД на примере ТОО «Фармация» / Е. Е. Лапшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77044/ (дата обращения: 07.03.2021).



В статье представлены результаты проведенного в 2020 году исследования покупательских предпочтений в области БАД в аптеке ТОО «Фармация», г. Актобе, Республика Казахстан. Предложены направления улучшения ассортиментной политики аптеки на основе результатов проведенного исследования.

Ключевые слова: покупательские предпочтения, аптечный бизнес, анкетирование покупателей, ассортимент БАД.

The article presents the results of a 2020 study of consumer preferences in the field of dietary supplements in a pharmacy TOO «Pharmacy», Aktobe, Republic of Kazakhstan. The directions for improving the assortment policy of the pharmacy are proposed based on the results of the study.

Keywords: consumer preferences, pharmacy business, customer survey, assortment of dietary supplements.

Исследование покупательских предпочтений в области БАД является актуальным для аптеки, так как современные тенденции аптечного рынка характеризуются повышением спроса на БАД, что связано с возрастанием интереса населения к здоровому образу жизни, люди стараются следить за своим здоровьем, занимаются профилактикой. Так как к категории БАД покупатели проявляют повышенный интерес, то для аптеки необходимо выстроить оптимальный ассортимент по данной товарной группе.

Исследование покупательских предпочтений в области БАД проводилось на примере ТОО «Фармация», данная сеть расположена в Казахстане, г. Актобе.

В ассортименте ТОО «Фармация» представлено достаточно много групп биологически активных добавок, среди которых преобладают БАДы для сердца и сосудов, для суставов и укрепления иммунитета.

В 2020 году была отмечена такая управленческая проблема как залеживание ряда товарных групп БАДов, что вызывает необходимость проведения дополнительного исследования и выявления причин сложившейся ситуации, чтобы на основе исследования провести оптимизационные мероприятия по формированию ассортимента.

Были выдвинуты следующие гипотезы исследования:

— посетители аптеки при выборе БАД ориентируются на стоимость и марку, предпочитая экологическую, качественную продукцию российского производства средней ценовой категории;

— покупатели при выборе БАД ориентируются на решение какой-то конкретной проблемы здоровья.

Для решения поставленной проблемы было предложено провести маркетинговое исследование потребительских предпочтений покупателей аптеки ТОО «Фармация» в области БАД.

Цель маркетингового исследования — выявить факторы, влияющие на покупательские предпочтения клиентов аптеки ТОО «Фармация» при приобретении товарной группы «БАДы».

Поставленная цель решается достижением следующих задач:

— разработать анкету для проведения исследования;

— определить место и время проведения исследования;

— провести анкетирование покупателей аптеки (товарная группа «БАД»);

— проанализировать полученные результаты.

Объектом исследования выступил ассортимент биологически активных добавок ТОО «Фармация».

Место проведения исследования — аптека ТОО «Фармация».

Метод исследования — анкетирование.

Используемые в анкете вопросы — закрытые (с предложенными вариантами ответов).

Количество вопросов в анкете — 17. Некоторые из вопросов предполагают несколько вариантов ответов.

Анкетирование проводилось с 10.09.2020 по 10.12.2020. Чтобы мотивировать покупателей БАДов на заполнение анкеты, им предлагалась дополнительная скидка на БАДы при заполнении анкеты и покупке БАДа в 5 %.

Всего было подготовлено, получено и проанализировано 500 анкет.

Анализ ассортимента БАД аптеки ТОО «Фармация» показал, что ключевыми производителями, представленными в аптеке, являются: Эвалар (40 %), Solgar Vitamin and Herb (18 %) и Stada (10 %). У клиентов пользуются спросом БАДЫ для сердца, сосудов, зрения, витаминные и минеральные комплексы.

Собранные в ходе исследования данные характеризуются следующим образом.

Большинство покупателей аптеки категории БАД — женщины, возрастная группа 31–45 лет, уровень дохода — средний, периодичность посещения аптеки — раз в несколько недель, периодичность приобретения БАДов — раз в несколько месяцев.

Приобретая биологически активные добавки, они опираются на свой жизненный опыт и советы близких. Чаще всего выбирают БАДы российского производства. Предпочтительная ценовая категория — от 300 до 500 рублей за препарат. Ключевыми факторами при выборе БАДа являются: направленность (полезность), стоимость, дозировка, эффективность, рекомендации со стороны экспертов (врачи, диетологии и т. д.). Выражен интерес к удобной и приятной форме (растворяется, пьется не чаще раза в день, приятное на вкус и т. д.). Был отмечен повышенный интерес к препаратам, носящим многофункциональный характер, когда один препарат решает несколько проблем (например, витамины для волос, кожи, ногтей).

На основе проведенного анкетирования были выявлены некоторые проблемы при формировании ассортимента, связанные с его узостью (представлены не все возможные направления БАДов), в аптеке не проводятся акции, привлекающие внимание к БАДам, стимулирующие продажи и интерес покупателей к продукции, в аптеке не проводится сравнительный анализ ассортимента аптеки с ближайшими конкурентами, возможно, имеет место ситуация схожести реализуемых БАДов с аптекой, расположенной неподалеку, вследствие чего возникает ценовая конкуренция, которую ТОО «Фармация» может проигрывать.

Таким образом, с целью оптимизации ассортиментной политики было предложено:

— развивать ассортимент исследуя возможные товарные группы и сопоставляя с ассортиментом, предлагаемым аптекой, желательно предлагать к продаже препараты всех возможных товарных направлений БАДов;

— использовать средства привлечения внимания к ассортименту (яркие вывески, рекламные акции, подсветка и т. д.);

— вести активную коммуникационную политику с клиентом, выявлять потребности клиентов и пополнять ассортимент продукцией, на которую есть спрос со стороны покупателей.

Литература:

  1. Алеева Л. Г. Анализ потребительских предпочтений в целях совершенствования маркетинговой политики предприятия // Аллея науки. — 2019. — № 12 (39). — С. 1–4.
  2. Василевская Е. С., Ячникова М. А., Кармацкая Н. В. Анализ потребительских предпочтений при выборе косметических средств, предназначенных для ухода за кожей лица // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». — 2019. — № 9. — С. 67–72.
  3. Малышев А. А., Соколкова Т. А. Совершенствование ассортиментной политики предприятия «Аптека низких цен» // Образование и наука в современном мире. Инновации. — 2018. — № 1. — С.217–225.
Основные термины (генерируются автоматически): аптека ТОО, товарная группа, TOO, аптека, ассортимент, заполнение анкеты, Казахстан, повышенный интерес, российское производство, формирование ассортимента.


Ключевые слова

покупательские предпочтения, аптечный бизнес, анкетирование покупателей, ассортимент БАД
Задать вопрос