Отсутствие мотивации учащихся в среднем звене общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 24.12.2020

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Григорьева, М. Н. Отсутствие мотивации учащихся в среднем звене общеобразовательной школы / М. Н. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 383-385. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77039/ (дата обращения: 27.02.2021).



Статья рассматривает вопрос об отсутствии мотивации школьников к обучению в среднем звене школы, предпринимаются попытки изучения данного феномена, а также анализируются точки зрения исследователей, описываются пути разрешения проблемы.

Ключевые слова: отсутствие мотивации, индивидуальный подход, подростковый возраст, внешние составляющие мотивации, внутренние составляющие мотивации.

От уровня мотивации к обучению зависит весь процесс учения. Не каждый ребенок с легкостью переходит на эту качественно новую ступень обучения. Одним из важных критериев готовности к обучению в средней школе является достаточная сформированность основных компонентов учебной деятельности, позволяющая ребенку успешно усваивать программный материал.

Если младший школьный возраст — период начального знакомства с учебной деятельностью, овладения ее основными компонентами, то средний школьный возраст — это период овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности учеников, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией. Эта мотивация направлена не только на получение новых знаний, но и на поиск общих закономерностей и освоение самостоятельных способов добывания новых знаний.

У многих детей в этот период повышается тревожность, снижается уверенность. Обучение перестает быть ведущей деятельностью, и активность ребенка в большей мере направлена на общение со сверстниками, а также внеурочные виды деятельности. В связи с этим особенностями учебной мотивации подростков является: с одной стороны, низкая значимость учения в познавательной деятельности, преобладание внешней мотивации, но, с другой стороны, укрепление широких познавательных интересов и развитие мотивов самообразования.

Уже с началом процесса обучения в средней школе становится шире само определение «учения». Оно уже не находится в рамках только учебной программы, а зачастую выдается за ее пределы, может в большей степени реализовываться самостоятельно. Но это становится реальным лишь тогда, когда интерес к учению является главным мотивом. Если же учение не имеет для ребенка большой ценности и у него слаборазвита познавательная активность, то учебная деятельность становится сугубо формальной, не выполняющей своих функций в развитии подрастающего поколения. На этом этапе у школьников появляется разочарование в учебе, пропадает желание учиться, возникает отрицательное отношение к школе в целом.

Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии. Изучением ее роли, содержания, видов мотивов, их развития и целенаправленного формирования занимались в разные годы Эльконин Д. Б., Давыдов В. В., Божович Л. И., Маркова А. К., Абрамова Г. С., Матюхина М. В., Щукина Г. И., Якобсон П. М. и другие ученые. Им удалось доказать, что мотивация является одним из ведущих факторов успешного обучения. Процесс же перехода детей в среднюю школу рассматривается в педагогической психологии как сложный этап обучения и развития детей. В разное время разрабатывались всевозможные аспекты данной проблемы, такими авторами, как: Т. В. Драгуновой, А. М. Прихожан, Д. Б. Элькониным, Л. А. Ясюковой и другими.

В публикациях касательно особенностей данного периода жизни в школе детей, авторы перечисляют симптомы неблагополучия, которые дети начинают проявлять при переходе в среднюю школу, такие как: нарушения поведения, снижение дисциплины и успеваемости, рост заболеваемости и появление невротических проявлений. Причины таких нарушений могут скрываться в особенностях младшего подросткового возраста, поэтому анализ проблемы важно проводить с данной перспективы. Причиной тому может быть утверждение Л. С. Выготского, что: «Возраст — это культурно-историческая категория, поэтому границы его подвергаются сильным изменениям в ходе развития социума».

Также, неопределенность младшего подросткового периода, как возраста, может осуществляться под влиянием биологических факторов современности, таких как наблюдаемый феномен акселерации, ранее половое созревание, которые вносят лепту в проблемы младшего подросткового возраста и, соответственно, снижают уровень мотивации к обучению.

Поэтому, в ходе обсуждения проблем перехода детей из начального в среднее звено, важно рассматривать с точки зрения современной ситуации развития.

Исследования последних 10 лет показывают, что сегодня непосредственно пятиклассники показывают качественное своеобразие психических способностей, которые можно считать приобретением и достоянием подростков. Похожая тенденция наблюдается в развитии личностной рефлексии. Так, в ранних исследованиях Н. И. Гуткиной было доказано, что скачок данного качества осуществляется на рубеже 12–13 лет, однако более поздние исследования К. Н. Поливановой показывают, что сейчас, данный скачок осуществляется уже у 10-тих летних детей. Также, согласно мнению автора, именно на пятиклассников приходится теперь кризис непротиворечивого и устойчивого, а также самодостаточного «Я», что развивает потерю целостности представлений о себе, однако формирует фокус «Я» и готовности к изменениям.

Ориентируясь на данные последних исследований, можно сделать вывод, что у современных младших подростков наблюдается кризис подросткового возраста, которое может быть причиной негативных проявлений и снижения мотивации при обучении в среднем звене школы.

Согласно нашему мнению, становление мотивации зависит от усложнения и развертывания связей индивида с окружающим миром, а также разными людьми. Важно так же сочетание внешних и внутренних составляющих мотивации обучения. Внешние — это характеристики деятельности педагога, сути обучения, методов воспитания и обучения, уровней педагогического мастерства преподавателя, материально-технического оснащения аудиторий, применения технических средств обучения, психологического климата и требований преподавателей. Внешние условия способны определять виды деятельности, куда включаются подростки, либо ту систему непосредственных и опосредованных взаимодействий с окружающими людьми, в которые вступают подростки. Внутренние условия становления мотивации — это качественные изменений в психическом развитии, а также структурные психологические новообразования, появляющиеся у подростков при включении их в организуемые педагогом виды общения и деятельности. Учебная деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усваивать определенные навыки, знания, умения. Обучение, либо учение — это особенная деятельность человека, которая возможна только на той стадии развития психики человека, когда он может регулировать собственные действия сознательной целью.

При формировании учебной мотивации стоит использовать индивидуальный подход в обучении, заключающийся в обеспечении самораскрытия ребенка, помощи ему в использовании своих возможностей, талантов, способностей, интересов, избегать пробелов в знаниях, развивать познавательный интерес, индивидуальность ребенка, смягчать недостатки семейного воспитания. Учителю на уроках нужное перманентно поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, для этого надо способствовать укреплению уверенности ученика в своих силах, снижению отрицательного влияния стресса во время контрольных работ и зачетов, всевозможных помех и усталости, формированию ситуацию успеха, что возможно при отношениях сотрудничества учителя и ученика и взаимном уважении.

Литература:

  1. Веракса, Н. Е. Социальная психология: Учебник / Н. Е. Веракса. — М.: Академия, 2018. — 176 c.
  2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; [под ред. В. В. Давыдова]. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 671 с.... — 3-е изд., стер. — М.: Смысл, 2014. — 119 с.
  3. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. — СПб.: Питер, 2016. — 800 c.
  4. Мешков, Н.И., Мешков, Д. Н. Мотивация личности как ключевая проблема психологии // ИТС. 2015. № 1 (78). -С.90–99.
  5. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. — М.: Издат. центр, 2000. — 184 с.
  6. Тимашева, Л. В. Становление самосознания ребенка на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.07. — Волгоград, 2005. — 186 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, обучение, звено школы, индивидуальный подход, младший подростковый возраст, педагогическая психология, подростковый возраст, ребенок, сознательная цель, уровень мотивации.


Ключевые слова

индивидуальный подход, подростковый возраст, отсутствие мотивации, внешние составляющие мотивации, внутренние составляющие мотивации
Задать вопрос