Применение рейтинговой оценки подрядчиков к системе закупочной деятельности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 25.12.2020

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Вахнюк, Я. А. Применение рейтинговой оценки подрядчиков к системе закупочной деятельности предприятия / Я. А. Вахнюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 311-312. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77026/ (дата обращения: 07.03.2021).



В настоящее время наблюдается поворот многих компаний в сторону тщательного выбора поставщиков и предъявления к ним более высоких требований.

Проблема выбора поставщика является одной из наиболее существенных задач логистики снабжения. Некоторые менеджеры недооценивают значение выбора правильного поставщика для эффективного функционирования компании и цепи поставок в целом. С точки зрения логистики снабжения от того, насколько хорошо поставщики выполняют свои функции, может зависеть собственный успех компании-покупателя в обеспечении потребителей качественными товарами и услугами. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50 % проблем, связанных с качеством, возникает из-за товаров и услуг, которыми обеспечили компанию поставщики. Поэтому эффективное решение задачи выбора поставщика является основой успешного функционирования и создания устойчивой базы снабжения любой компании

Среди наиболее распространенных методов выбора поставщика можно указать метод рейтинговыхоценок, который, в свою очередь, является разновидностью метода категорий предпочтения. После отбора критериев выбора поставщика их значимость обычно устанавливается экспертным путем сотрудниками службы снабжения закупок или привлеченными экспертами. Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости (веса) критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-балльной системе) для данного поставщика.

Например, компании необходимо закупить товар, причем его нехватка недопустима. Таким образом, главным критерием при выборе подрядчика будет выступать критерий надежности поставки товара. Удельный вес этого критерия будет самым большим.

Пример выбора подрядчика с использованием метода рейтинговых оценок представлен в таблице 1.

Таблица 1

Выбор подрядчика с использованием метода рейтинговых оценок

Критерий выбора

Удельный вес критерия

Оценка значения критерия по 10-бальной шкале

Произведение удельного веса критерия на оценку

1.Надежность поставки товара

0,25

8

2

2. Цена товара

0,20

5

1

3. Качество товара

0,17

7

1,19

4. Условия платежа

0,14

5

0,7

5.Возможность внеплановых поставок

0,16

6

0,96

6. Финансовое состояние подрядчика

0,08

3

0,24

Итого

1

6,09

Расчет результат рейтинга производится путем умножения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку. После этого рассчитывается сумма полученного значения рейтинга по всем перечисленным критериям, и получается итоговый рейтинг для конкретного подрядчика. После сравнения полученного значения рейтинга для разных подрядчиков, определяется наилучший подрядчик.

В случае с потенциальными поставщиками трудность состоит в том, что тяжело (иногда практически невозможно) получить объективные данные, необходимые для работы экспертов. Окончательная оценка дает фирме-покупателю основу для объективных суждений о товарах и услугах, предоставляемых конкретным поставщиком (продавцом). Акцент может ставиться на любом из аспектов, наиболее интересующих покупателя, о чем он может судить по своему опыту приобретения необходимой ему продукции.

Данный метод может быть настроен на любые особенности конкурсной заявки, в том числе на учет значимости тех или иных отдельных факторов в комплексной оценке. А именно, рассмотрению подлежит набор из основных производственных, экономических показателей и критериев эффективности, которые в свою очередь с высокой степенью дают характеристику уровню успешности контрагентов в организации. Это могут быть показатели надежность поставки товаров/услуг, сроки и стоимость выполнения работ и услуг, прядок оплаты, наличие собственных ресурсов, финансовое состояние, безопасность использования товара/оказания услуг, требования к составу, подходу, технологии, результатам (при закупке работ, услуг).

Методика рейтинговый оценки имеет ряд преимуществ:

‒ в части методов оценки: использование количественных и качественных параметров,

‒ возможность изменять параметры с учетом изменения ситуации в компании, также данная методика позволяет ранжировать предложения.

‒ в части принципов оценки: комплексность, измеримость, системность, сравнимость и возможность согласовать интересы.

‒ части критериев оценки возможность применять неограниченное число параметров оценки.

Проведение закупок является необходимой составляющей деятельности каждой организации. Эта деятельность должна быть целостным, системным процессом, цель которого — своевременно получить все те товары, работы и услуги, которые необходимы организации.

Литература:

  1. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика: интегрированная цепь поставок. — М.: Олимп-Бизнес. — 2010. — 644с.
  2. Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок // пер. с 6-го англ. изд. — М.: Юрайт. — 2014. –816 с.
  3. Аникина. Б.А., Родкина Т. А., Гапонова М. А. Логистика: Учебное пособие. — М.: Проспект. — 2011. — с. 408.
  4. Глушко Т. Ю. Совершенствование процессов управления закупками на рынке подакцызной продукции// Процессы управления закупками на рынке подакцизной продукции // Логистика — 2014.– № 1– с.10
  5. Дыбская В. В., Зайцев Е. И. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок — М: Эксмо.– 2011. — с.944
  6. Скриптунова Е. А. Взаимодействие поставщика с розничными сетями // Управление продажами — 2008.– № 02(39)– с. 12–13
Основные термины (генерируются автоматически): выбор подрядчика, удельный вес критерия, использование метода, полученное значение рейтинга, поставщик, товар, услуга, экспертная балльная оценка.


Задать вопрос