Исследование уровня и видов тревожности у студентов вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 23.12.2020

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Рыжова, Е. С. Исследование уровня и видов тревожности у студентов вуза / Е. С. Рыжова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77014/ (дата обращения: 07.03.2021).



Данная статья посвящена изучению уровней и видов тревожности студентов вуза. Выбор исследования составили студенты вуза, в количестве 60 человек, в возрасте 19–22 лет (50 % девушек, 50 % парней).

Ключевые слова: ситуативная тревожность, уровень тревожности, результат диагностики, студент.

На первом этапе исследования изучался уровень тревожности студентов с помощью методик, определенных диагностическим инструментарием по показателям тревожности: тесту МИУТ Дж. Тейлора [1] и методики на выявление личностной и ситуативной тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина) [2].

Сводные результаты изучения уровня тревожности по тесту МИУТ Дж. Тейлора. По результатам диагностики была составлена таблица уровневого распределения (табл. 1).

Таблица 1

Уровневое распределение тревожности в группе студентов

Уровень

Количество студентов

низкий уровень тревожности

9

cредний (с тенденцией к низкому) уровень тревожности

21

средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности;

7

высокий уровень тревожности

16

очень высокого уровня тревожности

7

Для наглядного представления результаты диагностики представлены на рис. 1.

Распределение уровней тревожности в группе студентов (по методике измерения уровня тревожности (МИУТ), %

Рис. 1. Распределение уровней тревожности в группе студентов (по методике измерения уровня тревожности (МИУТ), %

Как можно видеть из данных диагностики, в группе студентов выявлено с низким уровнем тревожности 15 % человек, со средним (с тенденцией к низкому) уровнем тревожности — 35 %, со средним (с тенденцией к высокому) уровнем тревожности — 12 % человек, с высоким уровнем — 26 % и с очень высоким уровнем тревожности — 12 % человек.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, в исследуемой выборке есть студенты, как с высоким уровнем тревожности, так и с низким. По данному основанию можно разделить группу на две подгруппы:

В группе А определяются студенты с низкими показателями тревожности, со средними показателями (с тенденцией к низкому уровню тревожности) — 30 человек.

В группе Б определяются студенты с высокими показателями тревожности, с очень высокими и средними с тенденцией к высокому уровню тревожности — 30 человек.

На следующем этапе изучалась специфика тревожности в каждой группе студентов с помощью методики на выявление личностной и ситуативной тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина).

По результатам диагностики была составлена таблица уровневого распределения каждого вида тревожности в группе А и в (табл. 2) и в группе Б (табл. 3).

Таблица 2

Распределение личностной и ситуативной тревожности в группе А

Показатель

Количество студентов

Низкая

Умеренная

Высокая

Личностная тревожность

6

17

7

Ситуативная тревожность

5

12

13

Как можно видеть из данных табл. 2 в группе А (респонденты с низким уровнем общей тревожности) определяется превалирование умеренной личностной тревожности и высокой ситуативной тревожностью.

Таблица 3

Распределение личностной и ситуативной тревожности в группе Б

Показатель

Количество студентов

Низкая

Умеренная

Высокая

Личностная тревожность

4

9

17

Ситуативная тревожность

4

8

18

Как можно видеть из данных табл. 3 в группе Б (респонденты с высоким уровнем общей тревожности) определяется у большинства студентов высокий уровень как личностной, так и ситуативной тревожности.

На рис. 2 представлены сравнительные данные обеих групп.

Сравнительное распределение уровневых показателей личностной и ситуативной тревожности в обеих группах студентов, %

Рис. 2. Сравнительное распределение уровневых показателей личностной и ситуативной тревожности в обеих группах студентов, %

Анализ данных обеих групп позволил выделить такую специфику тревожности студентов:

У студентов с низким уровнем тревожности определяется преимущественно умеренный уровень личностной тревожности и высокий уровень ситуативной. Такие студенты испытывают дискомфорт и тревогу в ситуациях стресса, экзамена, но тревожность не является их личностной чертой, что позволяет прогнозировать адекватные и продуктивные реакции на стресс и тревогу.

У студентов с высоким уровнем тревожности определяется высокий уровень как ситуативной, так и личностной тревожности. Такие студенты склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать выраженным состоянием тревожности. Это дает основание предполагать у студентов появления состояния тревожности в разнообразных ситуациях (особенно, когда они касаются оценки компетенции и престижа). Очень высокая личностная тревожность может свидетельствовать о наличии невротического конфликта, который при неблагоприятных условиях способен спровоцировать эмоциональные срывы и даже психосоматические заболевания, нарушения пищевого поведения.

Результаты изучения уровня тревожности и специфики проявления тревожности в группах студентов позволили выявить качественные различия в двух выборках по основанию тревожных и не тревожных студентов.

Литература

  1. Методика измерения уровня тревожности Тейлора. — Текст: электронный // test-metod.ru: [сайт]. — URL: http://test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy/1/22-metodika-izmereniya-urovnya-trevozhnosti-tejlora (дата обращения: 22.12.2020).
  2. Методика Ч. Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности. — Текст: электронный // nevrologia.info: [сайт]. — URL: https://nevrologia.info/testing/anxiety/test.pdf (дата обращения: 20.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): ситуативная тревожность, уровень тревожности, высокий уровень тревожности, группа студентов, высокий уровень, URL, группа А, группа Б, личностная тревожность, результат диагностики.


Ключевые слова

студент, уровень тревожности, ситуативная тревожность, результат диагностики
Задать вопрос