Информационные и коммуникационные технологии в современных средствах массовой информации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 июля, печатный экземпляр отправим 20 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 25.12.2020

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Кутепова, А. В. Информационные и коммуникационные технологии в современных средствах массовой информации / А. В. Кутепова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 284-285. — URL: https://moluch.ru/archive/342/76987/ (дата обращения: 03.07.2022).



В статье рассматриваются определения и идеи, применяемые в информационных и коммуникационных технологиях в современных СМИ. Параметры медиакультуры исследуются с точки зрения связи между молодежью и ИКТ.

Ключевые слова: культура СМИ, ИКТ, молодежь, коммуникационные технологии.

Молодые люди сейчас живут в мире, который характеризуется культурными, экономическими, социальными и образовательными различиями, индивидуальные обстоятельства зависят во многом от того, где и в каких условиях человек родился и вырос. Более 800 млн. взрослых (2/3 из них женщины) до сих пор не обладают основными навыками грамотности, тем не менее использование ИКТ среди молодежи неуклонно растет. Несмотря на огромное разнообразие в сферах жизнедеятельности, беспрецедентная и объединяющая глобальная медиакультура часто бросает вызовы и зачастую превосходит такие традиционные формы социализации как семью и школу.

Эта комплексная культурная ситуация, в которой развивается личность, в которой молодые люди пытаются найти направление в жизни или просто выжить и улучшить свои жизненные условия. Данный культурный феномен имеет различные имена: некоторые называют его информационным веком, в то время как другие предпочитают термин технокультура или технокапитализм, глобальная медиакультура, или просто глобализация, ссылаясь на диалектический процесс, при котором глобальное и локальное существуют как объединенные и взаимовлияющие принципы. Можно также встретить следующие названия, такие как постиндустриальное, виртуальное общество и киберобщество. Общим у этих терминов является то, что по всему миру ИКТ играют центральную роль в жизни молодых людей и общества в целом.

ИКТ характеризуют два основных аспекта:

  1. распространение этих технологий служит поводом для быстрых изменений во всех сферах жизни;
  2. функцией ИКТ является объединение и стандартизация культуры.

На основе этих предположений термин «культура СМИ» включает в себя явление информационализма и глобализации.

Культура СМИ уже давно волнует умы ученых и исследователей. Так, Манюэль Кастельс перечисляет некоторые из требований, которые характеризовали переход индустриальной эпохи к информационной: потребность экономики в гибкости управления и глобализации капитала, производства и торговли; требования общества, в котором значение индивидуальной свободы и открытого общения стали наиболее важными, стремительные успехи вычислительной техники и телекоммуникаций благодаря революции в микроэлектронике.

Данные процессы заслуживают более тщательного анализа, так как они относятся к сфере жизни молодых людей. Одним из важных моментов здесь является то, что идеи и культура СМИ в целом существенно зависят от западных ценностей. Рассматривая вопрос о преодолении цифрового неравенства, важно помнить о том, что ИКТ несут в себе «культурный пакет» западных ценностей, которые непосредственно не подлежат передаче в другие культуры. Молодежная культура СМИ включает в себя традиционные способы, такие как печатные СМИ, телевидение и телефон, а также более новые ИКТ: компьютеры, интернет и мобильные телефоны. Все эти устройства в основном связаны с содержимым западной культуры. Неразрывно связанная с этими устройствами реклама влияет на молодых людей на этапе формирования их личности.

Споры о том, чем именно являются ИКТ для молодых людей, как правило, перемещаются между двумя противоположностями: утопия и антиутопия. Сторонники и фанаты медиакультуры, которые верят, что ИКТ изменит каждый аспект мира, сталкиваются с теми, кто воспринимает ИКТ как причины культурного вмешательства. Где-то между ними есть те, кто придерживаются статистических данных о глобальном распространении ИКТ с небольшим акцентом на их объяснение. Содержание текущей культуры СМИ часто слепо к культурному, экономическому и образовательному уровню молодого человека.

Понятие культуры СМИ развивалось за счет увеличения объема, разнообразия и важности устанавливаемых знаков и сообщений и взаимодействия значений. В мире молодых людей, СМИ пропитаны популярной культурой и проникают в политику, экономику, досуг и образование. В настоящее время, глобальная культура СМИ является педагогической силой, которая имеет потенциал, превышающий достижения официальных форм образования. Как выразился канадский культурный критик Генри Жиру: «С ростом новых медиатехнологий и глобального охвата высококонцентрированных отраслей культуры, области действия и влияния образовательной силы культуры в формировании и произведении переоценки всех аспектов повседневной жизни появляются в большом масштабе. Однако текущие споры, как правило, игнорируют мощное педагогическое влияние поп-культуры, а также последствия, которые она имеет для учебных программ, ставя под сомнение представление высокостатусных знаний и переосмысление отношений между культурой школьного образования и культурой повседневной жизни».

Понятие культуры СМИ охватывает не просто символические комбинации несущественных признаков или непостоянных потоков старых и новых смыслов, но весь путь жизни, в котором соединены изображения, знаки, тексты и другие аудиовизуальные изображения с реальным устройством материальной реальности, символов и искусственности. Культура СМИ является всепроникающей, ее сообщения являются важной частью повседневной жизни молодежи и их деятельности, выстроенной вокруг использования медиа. Рассказы и фотографии в медиа становятся важными инструментами для самоидентификации. Поп-звезда представляет модель одежды и других вариантов стиля, а язык, используемый мультипликационным персонажем, становится ключевым фактором в уличной культуре молодежи.

В медиакультуре молодым людям сложно увидеть, чьи представления ближе к правде, каким представлениям верить и какие образы имеют значение. Это происходит в том числе из-за появления цифрового общения и культуры отоваривания. Многие еще привязаны к воображаемому образу естественного общества, в котором люди общаются друг с другом лицом к лицу и живут в сплоченной среде. Цифровая связь постепенно разрушает этот традиционный подход. Большинство способов, которыми мы передаем смысл нашего общения с другими людьми, не являются человеческими, но цифровое общение является основной составляющей взаимных отношений современного человека.

Литература:

  1. Uses of information and communication technologies // Youth and Information and Communication Technologies (ICT). — 2003. — № 12.
Основные термины (генерируются автоматически): культура СМИ, ИКТ, молодая, повседневная жизнь, цифровое общение.


Ключевые слова

молодежь, ИКТ, коммуникационные технологии, культура СМИ

Похожие статьи

Влияние информационных технологий на жизнь человека

Как влияют информационные технологии на человеческую жизнь? Как часто мы пользуемся ими? Имеют ли люди представление о том

В настоящее время жизнь людей все больше и больше начинает зависеть от IT технологий. Каждый день мы обязательно заходим в...

Интернет как часть повседневной жизни современного молодого...

Ключевые слова: Интернет, сеть, живое общение, современная молодежь. За последнее 10–15 лет, компьютеры, планшеты, смартфоны, сотовые

Вместе с компьютерами в нашу жизнь вошел Интернет, а в последствие и социальные сети. Они стали неотъемлемой частью жизни...

Формирование информационной культуры молодежи в борьбе...

Статья посвящена вопросам воспитания молодежи в условиях профессионального образования, а также формированию умений и навыков информационной культуры в целях распознавания киберэкстремизма, информационных источников.

Формирование медиакультуры молодежи в условиях...

Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях.

Необходимость обучения школьников/студентов с ориентацией на соответствие будущим...

Влияние виртуального пространства сети Интернет на жизненные...

Интернет обладает массой достоинств, которые облегчают повседневную жизнь современного человека. Благодаря научно-техническому прогрессу ежедневное общение и обмен информацией стали происходить быстрее и удобнее.

Официальные сообщества вузов как инструмент формирования...

Становление информационной культуры у молодежи осуществляется в ходе их повседневной деятельности, под влиянием СМИ, в процессе самообразования, усвоения бытовых знаний и умений, в процессе общения в семье и на работе.

Влияние телевидения на формирование информационной...

Молодой человек копирует действия экранных героев, переносит их в свою жизнь, формируя и

Нужно помочь сделать жизнь молодого человека богатой и насыщенной через общение со своими сверстниками

Формирование информационной культуры молодежи в борьбе...

Социальная позиция молодёжи в интернет-среде

В нашей статье мы поднимаем вопрос вовлечённости молодежи в сетях интернет. Говоря о масштабе погружённости в данный процесс, то он является глобальным. Что же касается образования, то в настоящее время эти процессы становятся неразрывны, более того...

Коммуникативные возможности интернет-среды в управлении...

Крайне важна пропаганда физической культуры и здорового образа жизни граждан, особенно среди детей, подростков и молодежи, в средствах массовой информации, как в печатных, так и в электронных, через сеть Интернет.

Похожие статьи

Влияние информационных технологий на жизнь человека

Как влияют информационные технологии на человеческую жизнь? Как часто мы пользуемся ими? Имеют ли люди представление о том

В настоящее время жизнь людей все больше и больше начинает зависеть от IT технологий. Каждый день мы обязательно заходим в...

Интернет как часть повседневной жизни современного молодого...

Ключевые слова: Интернет, сеть, живое общение, современная молодежь. За последнее 10–15 лет, компьютеры, планшеты, смартфоны, сотовые

Вместе с компьютерами в нашу жизнь вошел Интернет, а в последствие и социальные сети. Они стали неотъемлемой частью жизни...

Формирование информационной культуры молодежи в борьбе...

Статья посвящена вопросам воспитания молодежи в условиях профессионального образования, а также формированию умений и навыков информационной культуры в целях распознавания киберэкстремизма, информационных источников.

Формирование медиакультуры молодежи в условиях...

Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях.

Необходимость обучения школьников/студентов с ориентацией на соответствие будущим...

Влияние виртуального пространства сети Интернет на жизненные...

Интернет обладает массой достоинств, которые облегчают повседневную жизнь современного человека. Благодаря научно-техническому прогрессу ежедневное общение и обмен информацией стали происходить быстрее и удобнее.

Официальные сообщества вузов как инструмент формирования...

Становление информационной культуры у молодежи осуществляется в ходе их повседневной деятельности, под влиянием СМИ, в процессе самообразования, усвоения бытовых знаний и умений, в процессе общения в семье и на работе.

Влияние телевидения на формирование информационной...

Молодой человек копирует действия экранных героев, переносит их в свою жизнь, формируя и

Нужно помочь сделать жизнь молодого человека богатой и насыщенной через общение со своими сверстниками

Формирование информационной культуры молодежи в борьбе...

Социальная позиция молодёжи в интернет-среде

В нашей статье мы поднимаем вопрос вовлечённости молодежи в сетях интернет. Говоря о масштабе погружённости в данный процесс, то он является глобальным. Что же касается образования, то в настоящее время эти процессы становятся неразрывны, более того...

Коммуникативные возможности интернет-среды в управлении...

Крайне важна пропаганда физической культуры и здорового образа жизни граждан, особенно среди детей, подростков и молодежи, в средствах массовой информации, как в печатных, так и в электронных, через сеть Интернет.

Задать вопрос