Информационные и коммуникационные технологии в современных средствах массовой информации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 25.12.2020

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Кутепова, А. В. Информационные и коммуникационные технологии в современных средствах массовой информации / А. В. Кутепова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 284-285. — URL: https://moluch.ru/archive/342/76987/ (дата обращения: 07.03.2021).



В статье рассматриваются определения и идеи, применяемые в информационных и коммуникационных технологиях в современных СМИ. Параметры медиакультуры исследуются с точки зрения связи между молодежью и ИКТ.

Ключевые слова: культура СМИ, ИКТ, молодежь, коммуникационные технологии.

Молодые люди сейчас живут в мире, который характеризуется культурными, экономическими, социальными и образовательными различиями, индивидуальные обстоятельства зависят во многом от того, где и в каких условиях человек родился и вырос. Более 800 млн. взрослых (2/3 из них женщины) до сих пор не обладают основными навыками грамотности, тем не менее использование ИКТ среди молодежи неуклонно растет. Несмотря на огромное разнообразие в сферах жизнедеятельности, беспрецедентная и объединяющая глобальная медиакультура часто бросает вызовы и зачастую превосходит такие традиционные формы социализации как семью и школу.

Эта комплексная культурная ситуация, в которой развивается личность, в которой молодые люди пытаются найти направление в жизни или просто выжить и улучшить свои жизненные условия. Данный культурный феномен имеет различные имена: некоторые называют его информационным веком, в то время как другие предпочитают термин технокультура или технокапитализм, глобальная медиакультура, или просто глобализация, ссылаясь на диалектический процесс, при котором глобальное и локальное существуют как объединенные и взаимовлияющие принципы. Можно также встретить следующие названия, такие как постиндустриальное, виртуальное общество и киберобщество. Общим у этих терминов является то, что по всему миру ИКТ играют центральную роль в жизни молодых людей и общества в целом.

ИКТ характеризуют два основных аспекта:

  1. распространение этих технологий служит поводом для быстрых изменений во всех сферах жизни;
  2. функцией ИКТ является объединение и стандартизация культуры.

На основе этих предположений термин «культура СМИ» включает в себя явление информационализма и глобализации.

Культура СМИ уже давно волнует умы ученых и исследователей. Так, Манюэль Кастельс перечисляет некоторые из требований, которые характеризовали переход индустриальной эпохи к информационной: потребность экономики в гибкости управления и глобализации капитала, производства и торговли; требования общества, в котором значение индивидуальной свободы и открытого общения стали наиболее важными, стремительные успехи вычислительной техники и телекоммуникаций благодаря революции в микроэлектронике.

Данные процессы заслуживают более тщательного анализа, так как они относятся к сфере жизни молодых людей. Одним из важных моментов здесь является то, что идеи и культура СМИ в целом существенно зависят от западных ценностей. Рассматривая вопрос о преодолении цифрового неравенства, важно помнить о том, что ИКТ несут в себе «культурный пакет» западных ценностей, которые непосредственно не подлежат передаче в другие культуры. Молодежная культура СМИ включает в себя традиционные способы, такие как печатные СМИ, телевидение и телефон, а также более новые ИКТ: компьютеры, интернет и мобильные телефоны. Все эти устройства в основном связаны с содержимым западной культуры. Неразрывно связанная с этими устройствами реклама влияет на молодых людей на этапе формирования их личности.

Споры о том, чем именно являются ИКТ для молодых людей, как правило, перемещаются между двумя противоположностями: утопия и антиутопия. Сторонники и фанаты медиакультуры, которые верят, что ИКТ изменит каждый аспект мира, сталкиваются с теми, кто воспринимает ИКТ как причины культурного вмешательства. Где-то между ними есть те, кто придерживаются статистических данных о глобальном распространении ИКТ с небольшим акцентом на их объяснение. Содержание текущей культуры СМИ часто слепо к культурному, экономическому и образовательному уровню молодого человека.

Понятие культуры СМИ развивалось за счет увеличения объема, разнообразия и важности устанавливаемых знаков и сообщений и взаимодействия значений. В мире молодых людей, СМИ пропитаны популярной культурой и проникают в политику, экономику, досуг и образование. В настоящее время, глобальная культура СМИ является педагогической силой, которая имеет потенциал, превышающий достижения официальных форм образования. Как выразился канадский культурный критик Генри Жиру: «С ростом новых медиатехнологий и глобального охвата высококонцентрированных отраслей культуры, области действия и влияния образовательной силы культуры в формировании и произведении переоценки всех аспектов повседневной жизни появляются в большом масштабе. Однако текущие споры, как правило, игнорируют мощное педагогическое влияние поп-культуры, а также последствия, которые она имеет для учебных программ, ставя под сомнение представление высокостатусных знаний и переосмысление отношений между культурой школьного образования и культурой повседневной жизни».

Понятие культуры СМИ охватывает не просто символические комбинации несущественных признаков или непостоянных потоков старых и новых смыслов, но весь путь жизни, в котором соединены изображения, знаки, тексты и другие аудиовизуальные изображения с реальным устройством материальной реальности, символов и искусственности. Культура СМИ является всепроникающей, ее сообщения являются важной частью повседневной жизни молодежи и их деятельности, выстроенной вокруг использования медиа. Рассказы и фотографии в медиа становятся важными инструментами для самоидентификации. Поп-звезда представляет модель одежды и других вариантов стиля, а язык, используемый мультипликационным персонажем, становится ключевым фактором в уличной культуре молодежи.

В медиакультуре молодым людям сложно увидеть, чьи представления ближе к правде, каким представлениям верить и какие образы имеют значение. Это происходит в том числе из-за появления цифрового общения и культуры отоваривания. Многие еще привязаны к воображаемому образу естественного общества, в котором люди общаются друг с другом лицом к лицу и живут в сплоченной среде. Цифровая связь постепенно разрушает этот традиционный подход. Большинство способов, которыми мы передаем смысл нашего общения с другими людьми, не являются человеческими, но цифровое общение является основной составляющей взаимных отношений современного человека.

Литература:

  1. Uses of information and communication technologies // Youth and Information and Communication Technologies (ICT). — 2003. — № 12.
Основные термины (генерируются автоматически): культура СМИ, ИКТ, молодая, повседневная жизнь, цифровое общение.


Ключевые слова

молодежь, ИКТ, коммуникационные технологии, культура СМИ
Задать вопрос