Цифровизация в вузе в период пандемии COVID-19: опыт Тюменского государственного университета по организации процедуры конкурсного отбора кандидатов на должности профессорско-преподавательского состава | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 июля, печатный экземпляр отправим 20 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 23.12.2020

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Давыдова, Е. С. Цифровизация в вузе в период пандемии COVID-19: опыт Тюменского государственного университета по организации процедуры конкурсного отбора кандидатов на должности профессорско-преподавательского состава / Е. С. Давыдова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 314-317. — URL: https://moluch.ru/archive/342/76951/ (дата обращения: 03.07.2022).



Незнакомый для науки вирус COVID-19 весной 2020 года нанес сокрушительный удар по всем сферам деятельности: будь то экономика, медицина, промышленность, образование и прочее. К имевшему место развитию событий (самоизоляция, удаленный режим работы) не все были готовы. В то же время пандемия коронавируса явилась стимулом для настройки практически всех процессов жизнедеятельности любой организации, в том числе и вуза, с использованием цифровых технологий. Стоит обратить внимание на тот факт, что университеты России, находящиеся в последние несколько лет в ситуации трансформации, осваивающие новые форматы организации образовательного процесса, в том числе дистанционные образовательные технологии, активно внедряющие цифровые продукты при настройке иных базовых процессов университета, смогли в максимально короткие сроки создать условия для функционирования электронной образовательной среды, перевести службы университета в режим электронного документирования и активного пользования имеющихся корпоративных сервисов (система электронного документооборота, электронная почта, образовательные платформы, телефония). Всем субъектам образовательной деятельности пришлось срочно осваивать дистанционное обучение, а специалистам кадровой службы находить новые способы документирования основных кадровых процедур, в том числе при подготовке и проведении конкурсного отбора на замещение вакансий профессорского-преподавательского состава. «Ведите только те документы, которые требует закон. Никакой самодеятельности, если не хотите проблем», — настаивают некоторые эксперты. А как поступать, если нет готового решения, если еще непонятно, как будет развиваться ситуация с пандемией COVID-19?

Вузы оказались в начале пандемии в сложнейшей ситуации при организации и документировании процедур конкурсного отбора, об опыте выхода из нее Тюменского государственного университета мы и поговорим в этой статье.

Как известно, заключению трудового договора на замещение должности сотрудников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу в учреждениях высшего образования, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Процедура конкурса проводится в соответствии со ст. 332 Трудового кодекса Российской Федерации и определена Положением о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу от 23.07.2015 [1; 2]. Наряду с этим, в пункте 17 Положения говорятся о том, что конкурс на вакантные должности не проводится при переводе педагогического работника с его согласия, в том числе в связи с реорганизацией организации или ее структурного подразделения и (или) сокращением численности (штата), на должность аналогичную или нижестоящую по отношению к занимаемой им должности в том же структурном подразделении или при переводе в другое структурное подразделение до окончания срока трудового договора [2].

С целью сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности педагогического работника без условия прохождения конкурсного отбора на замещение соответствующей должности по совместительству, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу. Кадровая служба вуза оформляет в обычной ситуации документы на бумаге, знакомит с ними сотрудников под роспись. Но с приходом пандемии COVID-19 все изменилось, работники переведены на удаленку, часть находится на самоизоляции, как реализовать привычные процедуры? Именно с этой проблемой столкнулись практически все кадровые службы страны, вузы не стали исключением. Электронных документов в отделе кадров почти нет, на электронную трудовую с начала года по статистике перешли единицы. Возникли насущные вопросы: как вести переписку с кандидатами на должность, как принимать документы на конкурс от штатных сотрудников, а от сторонних и от иностранных граждан, как проводить сам конкурс и документировать его результаты?

В обычной ситуации в соответствии с Положением порядок проведения конкурса предполагает подготовку, организацию и проведение следующих процессов: объявление конкурса, прием документов для участия в конкурсе, рассмотрение кандидатур претендентов на замещение должностей профессорско-преподавательского состава, избрание по конкурсу и принятие решение по каждой кандидатуре [2]. Практика показала, что не все российские образовательные организации смогли обеспечить штатный дистанционный режим работы ввиду отсутствия нужной инфраструктуры [3]. Тюменский государственный университет активно применяет новые информационные технологии в обучении, поэтому к началу пандемии вуз подошел уже с определенным комплексом знаний и практических навыков организации обучения в электронной образовательной среде, что способствовало более быстрому и менее болезненному переходу к дистанционному формату работы.

На основании приказов врио ректора университета образовательный процесс был перенесен в онлайн-формат на платформу MS Teams (продукт Microsoft Office 365) — единая площадка для совместной работы сразу несколькими пользователями [4]. Данный сервис, который является частью облачной платформы Office365, позволяет организовать онлайн обучение, совместную работу и взаимодействие между структурными подразделениями органов управления и преподавателями. К основным возможностям MS Teams можно отнести создание Команды для организации конференции в группах предоставление участникам доступа к материалам и файлам. Кроме того, MS Teams позволяет создавать виртуальные классы, предоставляя студентам возможность делать презентации или совместно пользоваться цифровой доской, чатом, аудио или видео, а также организовывать проведение вебинаров, видео-лекций или практических онлайн семинаров, которые могут быть записаны для просмотра в офлайн режиме.

Следует отметить, что процедура конкурсного отбора в Тюменском государственном университете в период пандемии организована в онлайн-формате посредствам информационно-телекоммуникационных ресурсов и технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих безопасное и бесперебойное функционирование субъектов процедуры конкурса. Конкурсный отбор предполагает проведение открытых занятий претендентами на должность, с целью их оценки студентами и приглашенными экспертами в области, соответствующей сфере научных интересов кандидата. До пандемии, традиционно открытые занятия проводись в очном формате с присутствием в аудитории преподавателя, студентов и экспертов. Как правило, в конце занятия студентам и экспертам выдавали распечатанные на бумаге QR-коды, которые необходимо отсканировать с помощью телефона или планшета, затем оценить преподавателя по предлагаемым критериям и компетенциям. При отсутствии технической возможности оценки с помощью распознавания гаджетом QR-кода предлагается заполнить распечатанный оценочный лист, что само по себе неудобно и требует дополнительных затрат времени как эксперта, так и специалиста, который организует, ведет учет и статистику открытых занятий и их оценок. Определенные затруднения в плане проведения пробного занятия возникали с кандидатами из других регионов России или из других стран.

Оперативно организовать проведение и оценку открытых занятий в формате онлайн позволили современные сервисы, в которых есть возможность создать ссылку на оценочные листы для экспертов и студентов. Переходя по данной ссылке, открывается форма оценочного листа, где быстро и удобно можно оценить кандидата по предлагаемым критериям и оставить комментарий. Следует отметить, что ссылка действительна только определенное время, которое устанавливает администратор — в течение всего открытого занятия и 20 минут после его завершения. Эти данные в режиме реального отражаются в системе, что позволяет специалисту, организующему открытые занятия, в любое время иметь оперативный доступ к оценочной информации.

Центром информационных технологий ТюмГУ разработаны и направлены всем участникам конкурсного отбора подробные инструкции для работы в MS Teams: для пользователя, для студента, инструкция, предназначенная для знакомства с данным электронным продуктом. Помимо этого, разработаны инструкции для инициатора с рекомендациями по подключению внешних пользователей в комнату и инструкция для гостя. В данных документах подробно и наглядно отражены этапы и процессы установки и регистрации в MS Teams, способы создания Команды, как пригласить или присоединиться к Команде, что такое Канал в Команде и как его создать, каким образом можно создать и прикрепить задание в Команде, выставить оценки, как создать, управлять, записать и скачать Собрание и другое [4].

В рамках конкурса традиционно с кандидатами организуются встречи, на которых заслушиваются доклады претендентов, представляется программа исследовательской и научной деятельности; здесь же есть возможность получить обратную связь от экспертов, обсудить возникающие вопросы, замечания и пожелания к кандидатам. Тюменский государственный университет не отказался от проведения таких встреч и в период пандемии. Специалисты Центра информационных технологий ТюмГУ каждому участнику встречи — претендентам и экспертам — направили инструкции, а также индивидуально проработали и протестировали возможность подключения к онлайн-конференции всех участников. Как показала практика, данный формат проведения встречи оказался очень удобным, безопасным, с высоким коэффициентом полезности и продуктивности и наименьшими затратами времени у всех участников.

Так, весенний и осенний конкурсный отбор 2020 г. на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу вуза, был подготовлен, организован и проведен в онлайн-формате. Специалисты управления по работе с персоналом совместно с коллегами управления научной и инновационной работы, а также специалистами Центра информационных технологий ТюмГУ обеспечили проведение конкурсного отбора в дистанционном формате на достойном уровне, тем самым продемонстрировали высокую степень подготовки и квалификации. Такие процессы, как прием документов на конкурс, обработка и анализ заявок и документов, организация открытых онлайн-лекций претендентов, заседание кадровой комиссии, обработка результатов заседания Ученого совета и ознакомление с ними претендентов — все организовано в цифровой среде, используя электронные информационные телекоммуникационные технологии.

Таким образом, опыт перевода образовательной сферы деятельности послужил качественным показателем успешности университета, а последствия пандемии стоит рассматривать как возможность развития цифрового обучения и выход его на новый уровень. Дистанционный формат работы и организации определенных процессов, например, конкурсного отбора преподавателей, потребовал в сжатые сроки освоения полностью новых навыков и инструментов работы. Нужно подчеркнуть, что изменения привели к позитивному эффекту: доказали удобство и безопасность использования новых инструментов, ресурсов и технологий организации и проведения конкурсного отбора в дистанционном формате; не страдает качество процедуры конкурсного отбора; сами конкурсные процессы стали более открытыми и привлекательными для сторонних кандидатов — от подачи документов до подведения итогов конкурса.

Литература:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. — 2001. — № 256.

2. Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.07.2015 № 749 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.12.2020).

3. Савицкая Н. После пандемии высшее образование уже не будет прежним // Независимая газета. — 2020. — 25 марта. URL: https://www.ng.ru/education/2020–03–25/8_7826_education1.html (Дата обращения: 01.12.2020)

4. Официальный сайт Тюменского государственного университета [Электронный ресурс] / Тюменский государственный университет URL: www.utmn.ru. (дата обращения: 17.12.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): конкурсный отбор, тюменский государственный университет, проведение, профессорско-преподавательский состав, структурное подразделение, трудовой договор, эксперт, дистанционный формат, образовательный процесс, обычная ситуация.


Похожие статьи

Как проходит избрание по конкурсу преподавателей в вузах

Трудовой договор с членом профессорско-преподавательского состава может быть как срочным (до пяти лет), так и бессрочным.

Бессрочный договор защищает от «автоматического» увольнения по истечению оговоренного срока.

Цифровизация управления адаптацией как элемент кадровой...

Так, Тюменский государственный университет быстро отреагировал на вынужденные изменения и перевел, например, проведение весеннего конкурсного отбора профессорско-преподавательского состава в онлайн формат.

Система непрерывного образования в профессиональной...

Перед профессорско-преподавательским составом стоит задача сформировать у

В течение учебного года в университете проводится дополнительное обучение по

...учебно-материальной базой и квалифицированным профессорско-преподавательским...

Особенности возникновения и прекращения трудовых отношений...

Продолжая общую характеристику трудового договора с профессорско-преподавательским и руководящим составом, можно обратить внимание на известные особенности порядка его заключения. Во-первых, для трудового договора с работником из числа...

К вопросу развития кадрового потенциала в вузах

Статистические данные по демографическим показателям профессорско-преподавательского состава государственных и

В то же время, профессорско-преподавательский состав в возрасте 60 лет и старше увеличился с 54,3 тысяч человек в 2000 году до 72,3 тысяч человек в...

SWOT-анализ Тюменского государственного университета

ТюмГУ имеет качественный преподавательский состав, большое количество докторов наук, также есть преподаватели со степенью PHD. [3]. Имидж бренда ТюмГУ. В Тюменской области университет имеет высокий статус классического ВУЗа с качественным образованием.

Особенности заключения трудового договора на конкурсной...

Процесс формирования кадрового состава имеет не только организационные

Конкурсный отбор успешно применяется и в России: изначально его использовали

Можно выделить следующие особенности заключения трудового договора по результатам избрания по конкурсу.

Приложение № 4 к Положению о проведении конкурсного...

1.3 Участие в работе государственной аттестационной комиссии по приёму государственного экзамена и/или защиты выпускных квалификационных работ; участие в работе предметных комиссий по приёму вступительных испытаний.

Взаимодействие вуза с работодателями как условие качественной...

В связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО) задачи вузов по подготовке кадров существенно расширились.

Однако ситуацию нельзя назвать исключительно благоприятной, так как совсем не беспокоящихся не так много.

Похожие статьи

Как проходит избрание по конкурсу преподавателей в вузах

Трудовой договор с членом профессорско-преподавательского состава может быть как срочным (до пяти лет), так и бессрочным.

Бессрочный договор защищает от «автоматического» увольнения по истечению оговоренного срока.

Цифровизация управления адаптацией как элемент кадровой...

Так, Тюменский государственный университет быстро отреагировал на вынужденные изменения и перевел, например, проведение весеннего конкурсного отбора профессорско-преподавательского состава в онлайн формат.

Система непрерывного образования в профессиональной...

Перед профессорско-преподавательским составом стоит задача сформировать у

В течение учебного года в университете проводится дополнительное обучение по

...учебно-материальной базой и квалифицированным профессорско-преподавательским...

Особенности возникновения и прекращения трудовых отношений...

Продолжая общую характеристику трудового договора с профессорско-преподавательским и руководящим составом, можно обратить внимание на известные особенности порядка его заключения. Во-первых, для трудового договора с работником из числа...

К вопросу развития кадрового потенциала в вузах

Статистические данные по демографическим показателям профессорско-преподавательского состава государственных и

В то же время, профессорско-преподавательский состав в возрасте 60 лет и старше увеличился с 54,3 тысяч человек в 2000 году до 72,3 тысяч человек в...

SWOT-анализ Тюменского государственного университета

ТюмГУ имеет качественный преподавательский состав, большое количество докторов наук, также есть преподаватели со степенью PHD. [3]. Имидж бренда ТюмГУ. В Тюменской области университет имеет высокий статус классического ВУЗа с качественным образованием.

Особенности заключения трудового договора на конкурсной...

Процесс формирования кадрового состава имеет не только организационные

Конкурсный отбор успешно применяется и в России: изначально его использовали

Можно выделить следующие особенности заключения трудового договора по результатам избрания по конкурсу.

Приложение № 4 к Положению о проведении конкурсного...

1.3 Участие в работе государственной аттестационной комиссии по приёму государственного экзамена и/или защиты выпускных квалификационных работ; участие в работе предметных комиссий по приёму вступительных испытаний.

Взаимодействие вуза с работодателями как условие качественной...

В связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО) задачи вузов по подготовке кадров существенно расширились.

Однако ситуацию нельзя назвать исключительно благоприятной, так как совсем не беспокоящихся не так много.

Задать вопрос