Некоторые аспекты правового регулирования дистанционной торговли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 21.12.2020

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Концевая, Е. В. Некоторые аспекты правового регулирования дистанционной торговли / Е. В. Концевая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 200-203. — URL: https://moluch.ru/archive/342/76891/ (дата обращения: 07.03.2021).



В статье проведен анализ правовых норм, посвященных регулированию дистанционной торговли на территории России. Рассмотрена проблема правового регулирования определения факта инициирования заключения договора купли-продажи дистанционным способом.

Ключевые слова : дистанционная торговля, правила дистанционной торговли, заключение договора при дистанционной торговле.

Цель: выявить и рассмотреть некоторые юридические проблемы, с которыми приходится сталкиваться владельцам интернет-магазиновпри открытии интернет-магазина и в процессе работы.

Материалы и методы : изучение общих положения о дистанционной торговле, общих положений о продаже товаров через интернет, рассмотрение правовых основ дистанционной продажи товаров на современном этапе и последних изменений российского законодательства в сфере дистанционной торговли, обзор сайтов дистанционной торговли в сети интернет.

Введение

Интернет-продажи заметно упростили как сам институт торговли, так и взаимоотношения между покупателем и продавцом. Однако в этом процессе возникают юридические тонкости, невнимание к которым может ударить по репутации владельца интернет-площадки, привести к убыточности предприятия и втянуть стороны в затяжные судебные разбирательства.

Сочетая экспертный анализ и конкретный опыт участников рынка, в статье анализируются вопросы, связанные с типичными правовыми аспектами, с которыми приходится сталкиваться владельцам интернет-магазинов.

В отличие от многих других сфер бизнеса в России, электронная коммерция все еще недостаточно регулируется и нет законодательства, специально разработанного для регулирования электронной коммерции как таковой. В настоящий момент эта отрасль регулируется нормами Гражданского кодекса России и рядом федеральных законов, которые изначально были предназначены для регулирования вопросов за пределами электронного контекста.

Дистанционная торговля регламентируется:

— Гражданским кодексом Российской Федерации;

— Законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300–1 от 07.02.1992;

— Федеральным законом «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006;

— Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ от 28.12.2009;

— Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» № 612 от 27.09.2007.

При этом существуют проблемы отдельных отраслей, например, дистанционная продажи лекарств, важность которой для аптечной системы и потребителей признавалась уже почти всеми, включая регуляторов. Но только в 2020 федеральные власти решились на соответствующие поправки в законодательство Был года был принят Федеральный закон от 3 апреля 2020г. № 105-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «Об обращении лекарственных средств» [3] и в ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Несмотря на то, что право продажи лекарств дистанционным способом в законе появилось, реализовать его без принятия необходимых подзаконных актов, достаточных для практической реализации закона, невозможно. 18 мая 2020 года Правительство РФ опубликовало на своем официальном сайте Постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 г. № 697 «О правилах выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам», а также об изменениях, внесенных в ранее принятые правительственные акты» [8].

По своей правовой природе договор купли-продажи через сеть «Интернет» является договором розничной купли-продажи и регулируется положениями §2 гл. 30 ГК РФ и п. 2 ст. 497 ГК РФ. Несмотря на наличие в российском законодательстве положений, позволяющих регулировать данную сферу, наблюдается определенные пробелы. Основные дискуссионные вопросы относительно договора купли-продажи в сети «Интернет» касаются акцепта оферты продавца и, соответственно, формы заключения договора [12]. Наряду с традиционной формой возникновения обязательств (договор в устной или письменной форме), при пользовании Интернетом все большую роль играют договоры, заключенные в электронной форме, то есть, путем обмена данными по сети Интернет.

Принято выделять две формы заключения договоров в сети «Интернет».

Договор, заключаемый в электронном виде посредством отметки одной из сторон в специальном поле о согласии на заключение договора. Обычно, такое поле представляет собой элемент сайта с подписью «я согласен(а)», находящиеся после текста договора. Оставление отметки означает намерение стороны-покупателя на заключение договора и, можно сказать, заменяет его подпись под договором. Основная проблема такой формы заключения договора купли-продажи — практическая невозможность определить субъектный состав договора купли-продажи, соответственно, такая форма затрудняет определение контрагентов и возникает риск недостаточной идентификация покупателя и продавца.

Другая форма заключения договора купли-продажи представляет собой соглашение, условия которого располагаются в специальной директории интернет-сайта, «Пользовательское соглашение», «Правила пользования», «Условия пользования». В этом случае покупатель не выражает свое волеизъявление на заключение сделки и, следовательно, не соглашается с условиями в явной форме, лишь подтверждает, что ознакомился с ними.

Способ акцепта является отличительной чертой каждой из форм заключения договора купли-продажи в сети «Интернет». Следует также отметить, что, поскольку договоры первого вида менее разработаны и исследованы, в судах чаще встречаются споры именно по договорам второго вида. Зачастую, существует риск признания договора незаключенным и такие сделки могут быть признаны недействительными.

Из судебной практики также можно заключить, что электронная форма договоров приравнивается судами к письменной форме и принимается при рассмотрении дел как вид доказательства по экономическим спорам.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что установлен ряд требований к электронной форме договоров. И только возможность заключения договора в электронной форме позволяет в полной мере реализовать потенциал международной сети Интернет, как средства удаленного выполнения информационных работ и оказания услуг, а также оперативной доставки информации пользователю.

Для решения этих и других проблем принят Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» [4]. При наличии электронной подписи сообщения уже имеют емкую юридическую силу. Согласно закону, электронная подпись являются аргументом там, где необходимо доказать, что спорный документ отправлен данным лицом. Необходимо учитывать, что есть простая электронная подпись, неквалифицированная электронная подпись и квалифицированная. Первая подходит для стандартного документооборота в рамках компании, вторая позволяет определить автора, но не гарантирует неизменность договора после его подписания. Квалифицированная электронная подпись наделяет сообщения полной юридической силой.

Следует, однако, отметить низкую вероятность широкого распространения данного способа в силу небольшого распространения среди населения цифровых подписей [13].

В российском законодательстве содержатся правовые нормы, регламентирующие организацию продаж и продвижение товаров и услуг в сети Интернет [10]. Заполняя на сайте интернет-магазина форму обратной связи, покупатель вводит свои имя и фамилию, адрес, номер телефона. Эта открытость данных регулируется Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных» [6]. Владелец интернет-магазина признается оператором по обработке персональных данных. Следовательно, он обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления третьим лицам. В законе зафиксировано, что оператор должен донести свою политику обработки данных до аудитории, а потребитель должен с ней согласиться.

Требования к форме и содержанию согласия на обработку персональных данных установлены частью 1 статьи 9 Федерального закона № 152-ФЗ. Однако отсутствует однозначное понимание допустимости оформления согласия на обработку персональных данных клиента исключительно через интернет, например, путем проставления «V» или нажатием кнопки на странице интернет сайта. Согласно указанной выше норме, согласие может быть оформлено в любой форме, позволяющей подтвердить факт его получения [9]. Таким образом, закон не ограничивает возможности получения согласия только в письменной форме, в тоже время, не устанавливает, что получение согласия через интернет однозначно допустимо. Обязанность доказывания факта получения согласия в силу части 3 статьи 9 152-ФЗ лежит на операторе. В каждом конкретном случае вопрос о предоставлении согласия может быть решен индивидуально.

Минимизировать этот риск возможно, применяя в качестве подтверждения согласия на обработку персональных данных простую цифровую подпись, о которой написано выше. Кроме того, соответствующий способ выражения согласия следует отразить в договоре. Некоторые суды придерживаются позиции, по которой сам факт направления субъектом своих персональных данных свидетельствует о согласии субъекта на их обработку. Также важным является предоставление клиенту (потребителю) возможности не только в целом присоединиться к договору, но и выразить свое согласие/несогласие именно в отношении обработки персональных данных — отдельная подпись в соответствующем разделе договора, отдельная «V» или кнопка в электронной анкете на сайте.

В случае если персональные данные собираются через сайт в интернете, владельцу сайта необходимо:

— разработать и разместить на сайте специальную оферту — политику в отношении обработки данных и согласие на обработку данных. Эти документы должны быть доступны по ссылке из любого раздела сайта интернет-магазина;

— оценить тип актуальных угроз для хранимых данных и требования для обеспечения безопасности;

— определить, какие меры предпринимаются провайдером услуг для обеспечения сохранности данных, реализовать и описать защитные меры на собственных средствах разработки;

— уведомить Роскомнадзор о начале деятельности по обработке персональных данных.

Заключение

Затронуты проблемы регулирования предпринимательской деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет, предложены подходы к их решению. Предпринята попытка выявить, формализовать и систематизировать основные обычаи делового оборота, регулирующие предпринимательскую деятельность в сфере дистанционной торговли. Видится важным проработать возможность четкой идентификации потребителя для защиты продавца от неисполнения тем своих обязательств, а также потребителя в целях защиты его прав, обеспечив при этом защиту персональных данных потребителя.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) // СПС «КонсультантПлюс», 2020
  2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 31.07.2020) «О защите прав потребителей» // СПС «КонсультантПлюс», 2020
  3. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «Об обращении лекарственных средств» // СПС «КонсультантПлюс», 2020
  4. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020) «Об электронной подписи» // СПС «КонсультантПлюс», 2020
  5. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс», 2020
  6. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О персональных данных» // СПС «КонсультантПлюс», 2020
  7. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О рекламе» // СПС «КонсультантПлюс», 2020
  8. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 г. № 697 «О правилах выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам», а также об изменениях, внесенных в ранее принятые правительственные акты» // СПС «КонсультантПлюс», 2020
  9. Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» // СПС «КонсультантПлюс», 2020
  10. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 16.05.2020) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // СПС «КонсультантПлюс», 2020
  11. Проект Федерального закона N 11081–3 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 03.10.2000) «Об электронной торговле» // СПС «КонсультантПлюс», 2020
  12. Абдуджалилов А. Правовая характеристика договоров, заключаемых в Интернете // Журнал российского права. 2016. N 2
  13. Демьянец М. В., Елин В. М., Жарова А. К. Предпринимательская деятельность в сети Интернет: монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2014
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционная торговля, данные, дистанционный способ, заключение договора, Интернет, письменная форма, форма заключения договора купли-продажи, предпринимательская деятельность, Российская Федерация, российское законодательство.


Ключевые слова

дистанционная торговля, правила дистанционной торговли, заключение договора при дистанционной торговле
Задать вопрос