Использование учебных текстов в процессе обучения русскому языку в дидактических и коммуникативных целях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 22.12.2020

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Алимов, Т. Э. Использование учебных текстов в процессе обучения русскому языку в дидактических и коммуникативных целях / Т. Э. Алимов, Ю. Х. Шарипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 393-395. — URL: https://moluch.ru/archive/342/76880/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются вопросы практического изучения текста в дидактических и коммуникативных целях, которые включает в себя этапы восприятия и анализа текста.

Ключевые слова: урок, текст, речь, подход, дидактика, коммуникативная направленность.

Активное владение русским языком (наряду с другими иностранными языками) — одно из условий формирования всесторонне развитой личности, а также повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов, потребность в которых возрастает в связи с дальнейшей реализацией инновационных реформ во всех сферах жизни, проводимых в настоящее время в Узбекистане.

Президент нашей страны Мирзиёев Ш. М. так сказал об этом: «Воспитание молодого поколения в качестве личностей, истинно любящих Родину, с устоявшейся жизненной позицией, глубоко овладевших современными знаниями и профессией, умеющих самостоятельно мыслить, считается всегда актуальной проблемой». [1, с.30]

Обновление общества, коренные перемены в политической, экономической и социальной жизни в Республике Узбекистан обуславливают необходимость переориентации на работу в новых условиях и пересмотра традиционных взглядов на приоритеты в области целей обучения и воспитания. В Республике Узбекистан наряду с другими зарубежными странами меняются социальные и психологические условия существования и преподавания языков, в частности, русского языка, меняются его цели обучения, усложняется мотивационная структура.

Одним из принципов функционирования непрерывного образования в Республике Узбекистан является приоритетность образования — первоочередной характер его развития, престижность знания, образованности и высокого интеллекта.

Основной дидактической единицей в работе по развитию речи учащихся является текст, который используется в нескольких аспектах. Во-первых, как иллюстрация тех явлений, суть которых разъясняется учащимся в процессе изучения новых сведений о тексте как единице языка и речи. Во-вторых, текст может быть использован как объект для наблюдения за процессом реализации определенных текстовых категорий на приёме отдельного текста с последующими выводами. Развитие связной русской речи у иностранцев предусматривает второй путь изучения природы текста, так как этот подход предполагает организацию поисковой деятельности. Помимо этого, в качестве объекта для анализа используется текст, в упражнениях на редактирование или восстановление деформированного текста, как пример, на который ориентируются учащиеся, создавая свои работы.

Ученые-методисты руководствуются двумя основными направлениями при отборе учебных текстов: грамматически-ориентированным и коммуникативно-ориентированным. При первом подходе обеспечивается отбор текстов, которые направлены в первую очередь на предъявление необходимых грамматических единиц для последующего изучения, при втором подходе предполагается отбор текстов, отражающих определенную коммуникативную ситуацию, которой соответствуют структурные компоненты данного текста, его тип и стиль.

Коммуникативная направленность обучения русскому языку предполагает комплексное представление элементов разных уровней языка в рамках изучаемых речевых тем. Важное значение имеют также лингводидактические принципы учета особенностей родного языка, ситуативности, единства обучения и воспитания [2, с.54], а дидактический материал позволяет создать оптимальные условия не только для обучения учащихся, но и их воспитания. Для полноценной работы учителя с учащимися необходимо использование дидактического материала, и создания обстановки, побуждающей учащихся к деятельности. Таким образом, дидактический материал является реальной, материализованной основой учебного процесса. От того, насколько он будет адекватно соответствовать поставленным целям, зависит эффективность формирования у учащихся необходимых умений.

В целях обеспечения доступности, систематичности и последовательности традиционная дидактика предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. При изложении учебного материала и организации учебной деятельности рекомендуется идти от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному, от фактов к обобщениям и т. п. Это актуально для иностранной аудитории, изучающей русский язык. При работе с текстом, следует обращать внимание учащихся на жанр, тему, вид текста, учить его логической и жанровой структуре текста, так как в каждом языке существуют свои правила построения каждого жанра.

Любой язык раскрывается через речь. Следовательно, речь — это язык в действии. Язык становится речью при соблюдении следующих условий: а) наличие говорящегоислушающего;б) должна быть потребность сказать что-то другому; в) говорящий и слушающий должны пользоваться одним и тем же языком [3, с.62].

Приоритетной задачей овладения русским языком учащимися национальной школы является направленность на все виды речевой деятельности, на формирование коммуникативных умений, которые предполагает анализ готовых текстов и умение создавать и редактировать собственные тексты.

Для примера можно использовать текст-образец (тему текста, основную мысль текста, средств связи предложений в тексте, ключевых слов, отражающих семантические блоки текста, и т. д). Данный текст отражает необходимые ресурсы текстопостроения, где необходимы задания аналитического характера, которые активизируют самостоятельность учащихся, заставляют вникнуть в содержание текста, т. е. содержат в себе решение орфографических и пунктуационных задач с анализом текста. Для достижения этой цели можно использовать такие задания: определить тему и идею текста, озаглавить текст, определить роль тех или иных языковых средств в передаче содержания. Можно использовать упражнения на выявление и исправление орфографических и пунктуационных ошибок в текстах, которые приводят к искажению смысла высказывания, а также варианта выбора того или иного варианта, который обусловлен содержанием и смыслом текста. При выполнение данной работы познаётся система русской грамматики, запоминается образцовая речь, и развитие речевой деятельности учащихся национальной школы.

Конечная цель обучения русскому языку — это развитие у узбекских учащихся умений свободно общаться на изучаемом языке в устной и письменной форме, читать художественную, научно-популярную и общественно-политическую литературу на русском языке, осмысливать прочитанное, расширение у детей познавательных интересов, формирование высоконравственной личности.

В изучении языка необходимо идти от наблюдений за живой речью к познанию законов языка. Следовательно, явления языка должны усваиваться через текст, на основе текста, с помощью текста. Только в этом случае изучаемые понятия предстанут перед учащимися в естественном окружении, в естественной речевой ситуации, что неизбежно приведет к положительной мотивации учения, к осознанию учащимися необходимости познания структуры, системы языка и т. д. [4, c.45]

Подводя итог, хочется отметить, что использование текста на уроках русского языка способствует решению множества учебных и воспитательных задач, при котором дидактическое средство содержит в себе преимущество перед другими видами материала. Значение развития русской речи на уроках русского языка в процессе овладения им как средством межнационального общения очень огромно, так как способствует совершенствованию умственной деятельности учащихся, учит их творческой работе, самостоятельному поиску путей создания текстов на русском языке.

Литература:

  1. Ш. М. Мирзиёев. Миллий тараққиёт йўлимизни қатъият билан давом эттириб, янги босқичга кўтарамиз. — Тошкент: Ўзбекистон, 2017.
  2. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. — М., 1985.
  3. Верещагин Е. М., Костомаров В. П. Язык и культура. — М.: Русский язык, 1990.
  4. Величко Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка. — М.: Просвещение, 1993. Обучение русскому языку в школах Узбекистана на современном этапе. Под ред. В. И. Андрияновой. — Т.: Укитувчи, 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, текст, Узбекистан, дидактический материал, язык, анализ текста, национальная школа, отбор текстов, работа, речь.


Похожие статьи

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как...)

В области РКИ текст уже не просто рассматривается как учебный материал, но и как учебная единица, играющая важную роль в языке. Использование текстов при обучении русскому языку как иностранному развивает навык владения иностранным языком. В работе с текстом...

Роль дидактической игры в преподавании русского языка

Русский язык — один из наиболее развитых, совершенных и широко распространенных

Русский язык в Узбекистане имеет свои исторические корни и до настоящего времени

Большой эффект усвоения материала дает проведение дидактических игр, при включении...

Лексико-фразеологические трудности поэтического текста для...

основам лингвистического анализа художественного текста. Ключевые слова: литературно-художественная функция, эстетический заряд

Это работы, содержащие анализ языка и стиля отдельных произведений с целью обеспечения правильного понимания их учащимися...

Разработка занятия по русскому языку на тему... | Молодой ученый

*работа с новыми словами; *комментировать текст со студент; *закрепление текста с ряда заданий; *закрепить грамматический материал с помощью упражнений; * в процессе занятия осуществлять мониторинг и оценку степени усвоения студентами нового материала.

Применение педагогических технологий на уроках русского языка...

Инновационный подход в обучении русскому языку в национальных школах, организация

Игра на уроках русского языка как средство развития... Учебная игра как часть учебного процесса

Дидактическая игра формирует интерес младших школьников к русскому языку.

Работа с художественным текстом на уроках русского языка

Художественный текст является одним из средств создания на уроках русского языка речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся, на воспитание у них чувства слова. Словоупотребление писателя обусловлено его умением найти необходимый и...

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку...

На сегодняшний день учителю русского языка в общеобразовательной школе приходится

Большинство исследователей и методистов, разрабатывающие дидактические материалы и

Обучение русскому языку одна из важнейших задач в школах России, т. к. язык выполняет...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство...

Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте...

Некоторые проблемы при обучении русскому языку студентов...

Русский язык и узбекский язык по структурным особенностям принадлежат к разным группам языков мира, между ними имеются

Библиографическое описание: Ганиев, М. М. Некоторые проблемы при обучении русскому языку студентов национальных групп в вузах / М. М. Ганиев.

Похожие статьи

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как...)

В области РКИ текст уже не просто рассматривается как учебный материал, но и как учебная единица, играющая важную роль в языке. Использование текстов при обучении русскому языку как иностранному развивает навык владения иностранным языком. В работе с текстом...

Роль дидактической игры в преподавании русского языка

Русский язык — один из наиболее развитых, совершенных и широко распространенных

Русский язык в Узбекистане имеет свои исторические корни и до настоящего времени

Большой эффект усвоения материала дает проведение дидактических игр, при включении...

Лексико-фразеологические трудности поэтического текста для...

основам лингвистического анализа художественного текста. Ключевые слова: литературно-художественная функция, эстетический заряд

Это работы, содержащие анализ языка и стиля отдельных произведений с целью обеспечения правильного понимания их учащимися...

Разработка занятия по русскому языку на тему... | Молодой ученый

*работа с новыми словами; *комментировать текст со студент; *закрепление текста с ряда заданий; *закрепить грамматический материал с помощью упражнений; * в процессе занятия осуществлять мониторинг и оценку степени усвоения студентами нового материала.

Применение педагогических технологий на уроках русского языка...

Инновационный подход в обучении русскому языку в национальных школах, организация

Игра на уроках русского языка как средство развития... Учебная игра как часть учебного процесса

Дидактическая игра формирует интерес младших школьников к русскому языку.

Работа с художественным текстом на уроках русского языка

Художественный текст является одним из средств создания на уроках русского языка речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся, на воспитание у них чувства слова. Словоупотребление писателя обусловлено его умением найти необходимый и...

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку...

На сегодняшний день учителю русского языка в общеобразовательной школе приходится

Большинство исследователей и методистов, разрабатывающие дидактические материалы и

Обучение русскому языку одна из важнейших задач в школах России, т. к. язык выполняет...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство...

Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте...

Некоторые проблемы при обучении русскому языку студентов...

Русский язык и узбекский язык по структурным особенностям принадлежат к разным группам языков мира, между ними имеются

Библиографическое описание: Ганиев, М. М. Некоторые проблемы при обучении русскому языку студентов национальных групп в вузах / М. М. Ганиев.

Задать вопрос