Ресурсы сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения в МАУ ДО Детско-юношеский центр «Вероника» города Тюмени | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 21.12.2020

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Пустуева, Д. В. Ресурсы сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения в МАУ ДО Детско-юношеский центр «Вероника» города Тюмени / Д. В. Пустуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76855/ (дата обращения: 19.04.2024).



Особенностью системы дополнительного образования детей является ее интеграционный и межведомственный характер: дополнительные общеразвивающие программы реализуются в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, дошкольных организациях, охватывают различные сферы и направления деятельности — образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт, науку и технику.

Нами было проведено исследование по проблеме неэффективного использования ресурсов сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения.

Объектом исследования является процесс управления учреждением дополнительного образования.

Предмет исследования — влияние ресурсов сетевого взаимодействия в управлении учреждением дополнительного образования.

Цель исследования — реализовать комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности влияния сетевого взаимодействия в управлении МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени

Исследование проводилось на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования детско-юношеский центр «Вероника» города Тюмени (МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени).

Для разработки программы по формированию ресурсов сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения необходимо определить существующую модель сетевого взаимодействия.

Изучив типологию моделей сетевого взаимодействия (концентрированная ресурсная модель, координационная концентрированная модель , распределенная модель, модель цепи, модель распределенной сети) и проанализировав принципы взаимодействия ДЮЦ «Вероника» с другими учреждениями и организациями в процессе формирования единой образовательной среды можно сделать вывод, что в учреждении сложилась модель распределенной сети (Рисунок 1).

Модель сетевого взаимодействия МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени

Рис. 1. Модель сетевого взаимодействия МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени

Схема организации сетевого взаимодействия реализуется через заключение договоров о совместной деятельности между участниками сетевого взаимодействия, осуществление образовательного процесса, проведение различных мероприятий с обучающимися, через создание учебных планов.

Основной формой сетевого взаимодействия в МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени является взаимодействие с общеобразовательными учреждениями на основе договоров безвозмездного пользования имуществом, что позволяет реализовывать дополнительные общеобразовательные программы на базе школ.

Основой сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования является совместная организация и участие в методических семинарах и мастер-классах в рамках межмуниципального методического объединения; участия в конкурсах, выставка, соревнованиях, проводимых данными учреждениями.

Важную роль в сетевом взаимодействии ДЮЦ «Вероника» играет взаимодействие с общественными организациями в рамках осуществления плана воспитательной работы.

В рамках сетевого взаимодействия происходит сотрудничество с организациями различных ведомств с целью организации досуговой деятельности и воспитательной работы: АУ СОН ТО и ДПО «Региональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья» (творческие мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, мероприятия, посвященные Дню защиты детей); ГБУЗ ТО «Госпиталь для ветеранов войн» (концерт, посвященный празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, неделя Добра для пожилых людей, акция «Подарки ветеранам!», акция «От добрых слов к поступкам добрым»); профилактические мероприятия совместно с ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2», центром гигиены и эпидемиологии в Тюменской области; управление ГИБДД по Тюменской области и УМВД России по Тюменской области и городу Тюмени (мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, профориентационные мероприятия в дежурной части УМВД России по Тюменской области).

Межведомственное взаимодействие с учреждениями культуры города Тюмени: совместно с информационным — библиотечным центром для молодежи реализованы концерт для жителей Калининского округа, посвященный празднованию Дня Великой Победы; краеведческо-туристический фестиваль «Мы сами себе выбираем маршруты», концертная программа «Минута славы».

Проанализировав существующую модель сетевого взаимодействия ДЮЦ «Вероника», выявлены формы реализации сетевого взаимодействия — реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на территории школ на основе договоров безвозмездного пользования имуществом и взаимодействие с организациями различных ведомств в рамках сетевого партнерства на бессистемной основе, без правового оформления.

Для повышения эффективности влияния ресурсов сетевого взаимодействия в управлении развитием МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени предлагаем программу мероприятий «Формирование ресурсов сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени:

  1. Организационные: создание органа управления сетью — управленческо-педагогическая команда, призванная регулировать отношения между образовательными организациями, осуществляющими взаимодействие в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ, создается в целях объединения усилий и ресурсов для повышения качества и доступности дополнительного образования. Правовое оформление органа управления закрепляется Положением, определяющим функционал органа управления. Разработка программы мониторинга эффективности сетевого взаимодействия образовательных организаций с целью выявления проблем и возможностей в каждой отдельной общеобразовательной организации.
  2. Нормативно-правовые: внесение дополнений в должностную инструкцию педагогов дополнительного образования в связи с участием в реализации образовательных программ в сетевой форме; внесение изменений в существующие локальные акты (положение о правилах приема обучающихся; положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости; положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся); создание положения «О порядке реализации программ в сетевой форме», заключение договоров о сетевой форме реализации образовательных программ с организациями-участниками и организациями, обладающими ресурсами. (предоставляет возможность реализации образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций).
  3. Материально-технические: создание реестра материально-технических ресурсов (помещения, спортивный и игровой инвентарь, методические средства, технические устройства) согласно договорам о сетевой форме реализации образовательных программ и договорам о сетевом взаимодействии с сетевыми партнерами.
  4. Финансовые: создание уточненного годового плана развития платных образовательных и иных услуг с целью получения дополнительных финансовых средств для улучшения условий реализации образовательных программ в сетевой форме, сетевых проектов.
  5. Кадровые: подбор педагогических сотрудников, отвечающих требованиям конкретного сетевого проекта, анализ профессиональных компетентностей.
  6. Информационные: информационное продвижение новых образовательных услуг (образовательных программ в сетевой форме) с помощью информационных ресурсов участников сетевого взаимодействия — предоставление информации на официальных сайтах, взаимодействие со СМИ, выпуск печатной продукции, создание банка инновационной научной и педагогической информации в печатном и электронном вариантах, наличие скоростного доступа к сети Интернет.
  7. Мотивационные: создание мер стимулирующего характера для педагогов — возможность участия в конкурсах профессионального мастерства, участие в конкурсе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, внесение пункта о реализации программ, мероприятий в рамках сетевого взаимодействия в лист анализа показателей эффективности деятельности педагога дополнительного образования.
  8. Научно-методические: разработка, утверждение и реализация образовательных программ в сетевой форме; разработка и реализация сетевого проекта.

В рамках работы по исследованию ресурсов сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени нами был разработан план по внедрению мероприятий программы «Формирование ресурсов сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения МАУ ДО ДЮЦ «Вероника города Тюмени».

Подготовительный этап (январь-август 2019 года). На данном этапе осуществлялась разработка программных мероприятий по формированию ресурсов сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения МАУ ДО ДЮЦ «Вероника города Тюмени.

Основной этап (сентябрь 2019-сентябрь 2020 года). На основном этапе были реализованы приоритетные программные мероприятия.

Заключительный этап (октябрь-декабрь 2020 года). На последнем этапе прошла оценка результатов внедрения программных мероприятий.

На подготовительном этапе осуществляется создание координирующего органа — создание управленческо-педагогической команды с представителями МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени, МАОУ Гимназия № 49, медиахолдингом «Радио Западной Сибири», Центром туризма и краеведения г. Тюмени (ГАУ ДО ТО «ДТиС «Пионер») для реализации образовательной программы по журналистике «Медиамир» и образовательной программы «Туризм» в сетевой форме. В состав управленческо-педагогической команды входят заместители директоров, методисты данных организаций, а также педагоги ДЮЦ «Вероника», реализующие данные образовательные программы. С целью функционирования данного органа управления были разработаны совместные планы мероприятий с использованием ресурсов организаций-участников сетевого взаимодействия.

Большое значение на этапе планирования сетевого взаимодействия уделяется созданию нормативно-правовых условий. После подбора педагогических кадров, реализующих образовательные программы в сетевой форме в их должностные инструкции были внесены изменения.

Актуализированы существующие локальные акты, внесены изменения в части реализации образовательных программ в сетевой форме в положение о правилах приема обучающихся; положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости; положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся; разработано и утверждено на заседании педагогического совета 31.08.2019 года положение «О порядке реализации программ в сетевой форме».

Заключены договоры о сетевой форме реализации образовательных программ с организациями-участниками: договор о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по журналистике «Медиамир» с МАОУ Гимназия № 49, медиахолдингом «Радио Западной Сибири»; договор о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Туризм» с МАОУ Гимназия № 49. Центром туризма и краеведения г.Тюмени (ГАУ ДО ТО «ДТиС «Пионер»).

Для повышения мотивации педагогических работников, реализующих образовательные программы в сетевой форме в лист анализа показателей эффективности деятельности педагога дополнительного образования был добавлен пункт «Участие в реализации образовательных программ в сетевой форме», «Участие в реализации сетевого проекта».

Еще одной формой сетевого взаимодействия является разработка и реализация сетевого проекта: городского конкурса детского рисунка «Физкультура — путь к творчеству».

На основном этапе исследования в период с сентября 2019 года по июль 2020 года были реализованы образовательные программы в сетевой форме. Дополнительная общеобразовательная программа по журналистике «Медиамир» была реализована совместно с МАОУ Гимназия № 49 города Тюмени и медиахолдингом «Радио Западной Сибири». Занятия для 45 обучающихся проводились с привлечением материально-технических ресурсов Гимназии № 49, а также с проведением систематических мастер-классов специалистов «Радио 7» и радио «Красная армия». Дополнительная общеобразовательная программа «Туризм» в сетевой форме реализовывалась на базе Гимназии № 49 с привлечением ресурсов центра туризма и краеведения г. Тюмени, количество обучающихся — 60 человек.

На основном этапе исследования был реализован сетевой проект «Городской конкурс детского рисунка «Физкультура — путь к творчеству». Конкурс был проведен в апреле-мае 2020 года в онлайн-формате. В номинациях «Твой ЗОЖ в рисунке», «Социальный видеоролик» приняли участие 82 обучающихся учреждений дополнительного образования города Тюмени, общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений. Данный сетевой проект расширяет возможности кадровых ресурсов за счет обмена опытом педагогов из разных образовательных учреждений.

На заключительном этапе был произведен мониторинг эффективности влияния сетевого взаимодействия в управлении учреждением, разработаны дальнейшие рекомендации.

В ходе реализации программы мероприятий «Формирование ресурсов сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени» нами были достигнуты следующие результаты:

  1. Создан орган управления «Управленческо-педагогическая команда» с целью реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в сетевой форме.
  2. Разработана нормативно-правовая база, регламентирующая процесс сетевого взаимодействия
  3. Расширены материально-технические ресурсы за счет привлечения сетевых партнеров.
  4. Привлечены дополнительные финансовые средства для реализации в сетевой форме дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Медиамир».
  5. Повышение профессиональной компетентности педагогов, участвующих в сетевом взаимодействии.
  6. Информационные: обеспечение открытости и доступности информации о реализации различных форм сетевого взаимодействия путем размещения на официальных информационных ресурсах учреждения
  7. Приняты меры стимулирования мотивации педагогов к участию в сетевом взаимодействии.
  8. Разработаны и реализованы в сетевой форме дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, сетевой проект.
Основные термины (генерируются автоматически): сетевое взаимодействие, сетевая форма, дополнительное образование, управление развитием, программа, сетевой проект, учреждение, Формирование ресурсов, сетевая форма реализации, Западная Сибирь.


Похожие статьи

Опыт и проблемы сетевого взаимодействия учреждений...

Сегодня сетевое взаимодействие становится высокоэффективным ресурсом динамичного развития образовательных организаций. Сетевое взаимодействие образовательных организаций предполагает общие цели объединение ресурсов для их достижения; совместную деятельность по реализации образовательных программ определенной направленности и уровня. Дополнительное образование в городе Тюмени осуществляется муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, имеющими лицензию на осуществление...

Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных...

Данная статья представляет собой разработку модели сетевого взаимодействия межведомственных организаций разных уровней для реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Концепция предусматривает возможность реализации дополнительного образования детей и подростков с использованием ресурсов научных организаций, организаций культуры и спорта (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов, филармоний, театров, спортивных центров), здравоохранения, бизнеса, медийных...

Влияние сетевого взаимодействия в управлении организацией...

Основная форма организации сетевого взаимодействия МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени с общеобразовательными организациямиреализация дополнительных

Изучив план работы организации на 2019–2020 учебный год была определена еще одна форма организации сетевого взаимодействиясетевое партнерство с различными

Таблица 1. Критерии ипоказатели оценки влияния сетевого взаимодействия на управление организацией дополнительного образования. Критерий 1. Управление реализацией...

Сетевое взаимодействие образовательных организаций...

Сетевое взаимодействие — это особый формат совместной деятельности нескольких образовательных учреждений, в том числе с привлечением органов исполнительной власти, работодателей и их объединений, методических, общественных и иных организаций, формируемых для взаимного научения, совместного обучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробации или внедрения учебно-методических комплексов, методов и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования.

Нормативно-правовое обеспечение сетевого взаимодействия...

Сетевая форма реализации образовательных программ предоставляет обучающимся возможность освоить образовательную программу, используя ресурсы нескольких организаций, которые осуществляют образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р предусматривает вариативность...

Сетевое взаимодействие как одна из эффективных...

– во-вторых, сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений; – в-третьих, сетевое взаимодействие — современная высокоэффективная инновационная технология, которая позволяет образовательным

Итак, механизмы реализации образовательной политики посредством сетевого взаимодействия достаточно разнообразны, как в виртуальном, так и в реальном пространстве. Но было бы неправильно не указать и возможные проблемы при реализации...

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального...

Внедрение механизмов сетевого взаимодействия в учреждения профессионального образования рассматривается в контексте положений Стратегии развития информационного общества в

Сетевое взаимодействие в управлении образованием позволяет участникам в рамках общего информационного пространства реализовывать следующие возможности

Следовательно, для организации сетевого взаимодействия необходимо обеспечить: - развитую систему информационных и телекоммуникационных ресурсов (наличие средств...

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как...

Это обусловило реализацию основной профессиональной образовательной программы по сетевому принципу. Ст.15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ определяет возможность освоения обучающимися образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций. Программа подготовки, организованная по принципу сетевого взаимодействия. Под сетевым взаимодействием мы понимаем совместную деятельность образовательных организаций, в...

Опыт сетевого взаимодействия многопрофильного колледжа...

 Сетевое взаимодействие — это устойчивое, организационно оформленное взаимодействие образовательных организаций между собой и с субъектами внешней среды в целях повышения эффективности использования совокупного потенциала системы образования, оптимизации используемых ресурсов и достижения качества образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Несмотря на очевидные преимущества по сравнению с традиционным форматом получения образования, сетевая...

Похожие статьи

Опыт и проблемы сетевого взаимодействия учреждений...

Сегодня сетевое взаимодействие становится высокоэффективным ресурсом динамичного развития образовательных организаций. Сетевое взаимодействие образовательных организаций предполагает общие цели объединение ресурсов для их достижения; совместную деятельность по реализации образовательных программ определенной направленности и уровня. Дополнительное образование в городе Тюмени осуществляется муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, имеющими лицензию на осуществление...

Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных...

Данная статья представляет собой разработку модели сетевого взаимодействия межведомственных организаций разных уровней для реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Концепция предусматривает возможность реализации дополнительного образования детей и подростков с использованием ресурсов научных организаций, организаций культуры и спорта (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов, филармоний, театров, спортивных центров), здравоохранения, бизнеса, медийных...

Влияние сетевого взаимодействия в управлении организацией...

Основная форма организации сетевого взаимодействия МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени с общеобразовательными организациямиреализация дополнительных

Изучив план работы организации на 2019–2020 учебный год была определена еще одна форма организации сетевого взаимодействиясетевое партнерство с различными

Таблица 1. Критерии ипоказатели оценки влияния сетевого взаимодействия на управление организацией дополнительного образования. Критерий 1. Управление реализацией...

Сетевое взаимодействие образовательных организаций...

Сетевое взаимодействие — это особый формат совместной деятельности нескольких образовательных учреждений, в том числе с привлечением органов исполнительной власти, работодателей и их объединений, методических, общественных и иных организаций, формируемых для взаимного научения, совместного обучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробации или внедрения учебно-методических комплексов, методов и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования.

Нормативно-правовое обеспечение сетевого взаимодействия...

Сетевая форма реализации образовательных программ предоставляет обучающимся возможность освоить образовательную программу, используя ресурсы нескольких организаций, которые осуществляют образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р предусматривает вариативность...

Сетевое взаимодействие как одна из эффективных...

– во-вторых, сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений; – в-третьих, сетевое взаимодействие — современная высокоэффективная инновационная технология, которая позволяет образовательным

Итак, механизмы реализации образовательной политики посредством сетевого взаимодействия достаточно разнообразны, как в виртуальном, так и в реальном пространстве. Но было бы неправильно не указать и возможные проблемы при реализации...

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального...

Внедрение механизмов сетевого взаимодействия в учреждения профессионального образования рассматривается в контексте положений Стратегии развития информационного общества в

Сетевое взаимодействие в управлении образованием позволяет участникам в рамках общего информационного пространства реализовывать следующие возможности

Следовательно, для организации сетевого взаимодействия необходимо обеспечить: - развитую систему информационных и телекоммуникационных ресурсов (наличие средств...

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как...

Это обусловило реализацию основной профессиональной образовательной программы по сетевому принципу. Ст.15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ определяет возможность освоения обучающимися образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций. Программа подготовки, организованная по принципу сетевого взаимодействия. Под сетевым взаимодействием мы понимаем совместную деятельность образовательных организаций, в...

Опыт сетевого взаимодействия многопрофильного колледжа...

 Сетевое взаимодействие — это устойчивое, организационно оформленное взаимодействие образовательных организаций между собой и с субъектами внешней среды в целях повышения эффективности использования совокупного потенциала системы образования, оптимизации используемых ресурсов и достижения качества образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Несмотря на очевидные преимущества по сравнению с традиционным форматом получения образования, сетевая...

Задать вопрос