Особенностью системы дополнительного образования детей является ее интеграционный и межведомственный характер: дополнительные общеразвивающие программы реализуются в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, дошкольных организациях, охватывают различные сферы и направления деятельности — образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт, науку и технику.
Нами было проведено исследование по проблеме неэффективного использования ресурсов сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения.
Объектом исследования является процесс управления учреждением дополнительного образования.
Предмет исследования — влияние ресурсов сетевого взаимодействия в управлении учреждением дополнительного образования.
Цель исследования — реализовать комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности влияния сетевого взаимодействия в управлении МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени
Исследование проводилось на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования детско-юношеский центр «Вероника» города Тюмени (МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени).
Для разработки программы по формированию ресурсов сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения необходимо определить существующую модель сетевого взаимодействия.
Изучив типологию моделей сетевого взаимодействия (концентрированная ресурсная модель, координационная концентрированная модель , распределенная модель, модель цепи, модель распределенной сети) и проанализировав принципы взаимодействия ДЮЦ «Вероника» с другими учреждениями и организациями в процессе формирования единой образовательной среды можно сделать вывод, что в учреждении сложилась модель распределенной сети (Рисунок 1).
Рис. 1. Модель сетевого взаимодействия МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени
Схема организации сетевого взаимодействия реализуется через заключение договоров о совместной деятельности между участниками сетевого взаимодействия, осуществление образовательного процесса, проведение различных мероприятий с обучающимися, через создание учебных планов.
Основной формой сетевого взаимодействия в МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени является взаимодействие с общеобразовательными учреждениями на основе договоров безвозмездного пользования имуществом, что позволяет реализовывать дополнительные общеобразовательные программы на базе школ.
Основой сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования является совместная организация и участие в методических семинарах и мастер-классах в рамках межмуниципального методического объединения; участия в конкурсах, выставка, соревнованиях, проводимых данными учреждениями.
Важную роль в сетевом взаимодействии ДЮЦ «Вероника» играет взаимодействие с общественными организациями в рамках осуществления плана воспитательной работы.
В рамках сетевого взаимодействия происходит сотрудничество с организациями различных ведомств с целью организации досуговой деятельности и воспитательной работы: АУ СОН ТО и ДПО «Региональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья» (творческие мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, мероприятия, посвященные Дню защиты детей); ГБУЗ ТО «Госпиталь для ветеранов войн» (концерт, посвященный празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, неделя Добра для пожилых людей, акция «Подарки ветеранам!», акция «От добрых слов к поступкам добрым»); профилактические мероприятия совместно с ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2», центром гигиены и эпидемиологии в Тюменской области; управление ГИБДД по Тюменской области и УМВД России по Тюменской области и городу Тюмени (мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, профориентационные мероприятия в дежурной части УМВД России по Тюменской области).
Межведомственное взаимодействие с учреждениями культуры города Тюмени: совместно с информационным — библиотечным центром для молодежи реализованы концерт для жителей Калининского округа, посвященный празднованию Дня Великой Победы; краеведческо-туристический фестиваль «Мы сами себе выбираем маршруты», концертная программа «Минута славы».
Проанализировав существующую модель сетевого взаимодействия ДЮЦ «Вероника», выявлены формы реализации сетевого взаимодействия — реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на территории школ на основе договоров безвозмездного пользования имуществом и взаимодействие с организациями различных ведомств в рамках сетевого партнерства на бессистемной основе, без правового оформления.
Для повышения эффективности влияния ресурсов сетевого взаимодействия в управлении развитием МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени предлагаем программу мероприятий «Формирование ресурсов сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени:
- Организационные: создание органа управления сетью — управленческо-педагогическая команда, призванная регулировать отношения между образовательными организациями, осуществляющими взаимодействие в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ, создается в целях объединения усилий и ресурсов для повышения качества и доступности дополнительного образования. Правовое оформление органа управления закрепляется Положением, определяющим функционал органа управления. Разработка программы мониторинга эффективности сетевого взаимодействия образовательных организаций с целью выявления проблем и возможностей в каждой отдельной общеобразовательной организации.
- Нормативно-правовые: внесение дополнений в должностную инструкцию педагогов дополнительного образования в связи с участием в реализации образовательных программ в сетевой форме; внесение изменений в существующие локальные акты (положение о правилах приема обучающихся; положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости; положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся); создание положения «О порядке реализации программ в сетевой форме», заключение договоров о сетевой форме реализации образовательных программ с организациями-участниками и организациями, обладающими ресурсами. (предоставляет возможность реализации образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций).
- Материально-технические: создание реестра материально-технических ресурсов (помещения, спортивный и игровой инвентарь, методические средства, технические устройства) согласно договорам о сетевой форме реализации образовательных программ и договорам о сетевом взаимодействии с сетевыми партнерами.
- Финансовые: создание уточненного годового плана развития платных образовательных и иных услуг с целью получения дополнительных финансовых средств для улучшения условий реализации образовательных программ в сетевой форме, сетевых проектов.
- Кадровые: подбор педагогических сотрудников, отвечающих требованиям конкретного сетевого проекта, анализ профессиональных компетентностей.
- Информационные: информационное продвижение новых образовательных услуг (образовательных программ в сетевой форме) с помощью информационных ресурсов участников сетевого взаимодействия — предоставление информации на официальных сайтах, взаимодействие со СМИ, выпуск печатной продукции, создание банка инновационной научной и педагогической информации в печатном и электронном вариантах, наличие скоростного доступа к сети Интернет.
- Мотивационные: создание мер стимулирующего характера для педагогов — возможность участия в конкурсах профессионального мастерства, участие в конкурсе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, внесение пункта о реализации программ, мероприятий в рамках сетевого взаимодействия в лист анализа показателей эффективности деятельности педагога дополнительного образования.
- Научно-методические: разработка, утверждение и реализация образовательных программ в сетевой форме; разработка и реализация сетевого проекта.
В рамках работы по исследованию ресурсов сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени нами был разработан план по внедрению мероприятий программы «Формирование ресурсов сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения МАУ ДО ДЮЦ «Вероника города Тюмени».
Подготовительный этап (январь-август 2019 года). На данном этапе осуществлялась разработка программных мероприятий по формированию ресурсов сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения МАУ ДО ДЮЦ «Вероника города Тюмени.
Основной этап (сентябрь 2019-сентябрь 2020 года). На основном этапе были реализованы приоритетные программные мероприятия.
Заключительный этап (октябрь-декабрь 2020 года). На последнем этапе прошла оценка результатов внедрения программных мероприятий.
На подготовительном этапе осуществляется создание координирующего органа — создание управленческо-педагогической команды с представителями МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени, МАОУ Гимназия № 49, медиахолдингом «Радио Западной Сибири», Центром туризма и краеведения г. Тюмени (ГАУ ДО ТО «ДТиС «Пионер») для реализации образовательной программы по журналистике «Медиамир» и образовательной программы «Туризм» в сетевой форме. В состав управленческо-педагогической команды входят заместители директоров, методисты данных организаций, а также педагоги ДЮЦ «Вероника», реализующие данные образовательные программы. С целью функционирования данного органа управления были разработаны совместные планы мероприятий с использованием ресурсов организаций-участников сетевого взаимодействия.
Большое значение на этапе планирования сетевого взаимодействия уделяется созданию нормативно-правовых условий. После подбора педагогических кадров, реализующих образовательные программы в сетевой форме в их должностные инструкции были внесены изменения.
Актуализированы существующие локальные акты, внесены изменения в части реализации образовательных программ в сетевой форме в положение о правилах приема обучающихся; положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости; положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся; разработано и утверждено на заседании педагогического совета 31.08.2019 года положение «О порядке реализации программ в сетевой форме».
Заключены договоры о сетевой форме реализации образовательных программ с организациями-участниками: договор о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по журналистике «Медиамир» с МАОУ Гимназия № 49, медиахолдингом «Радио Западной Сибири»; договор о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Туризм» с МАОУ Гимназия № 49. Центром туризма и краеведения г.Тюмени (ГАУ ДО ТО «ДТиС «Пионер»).
Для повышения мотивации педагогических работников, реализующих образовательные программы в сетевой форме в лист анализа показателей эффективности деятельности педагога дополнительного образования был добавлен пункт «Участие в реализации образовательных программ в сетевой форме», «Участие в реализации сетевого проекта».
Еще одной формой сетевого взаимодействия является разработка и реализация сетевого проекта: городского конкурса детского рисунка «Физкультура — путь к творчеству».
На основном этапе исследования в период с сентября 2019 года по июль 2020 года были реализованы образовательные программы в сетевой форме. Дополнительная общеобразовательная программа по журналистике «Медиамир» была реализована совместно с МАОУ Гимназия № 49 города Тюмени и медиахолдингом «Радио Западной Сибири». Занятия для 45 обучающихся проводились с привлечением материально-технических ресурсов Гимназии № 49, а также с проведением систематических мастер-классов специалистов «Радио 7» и радио «Красная армия». Дополнительная общеобразовательная программа «Туризм» в сетевой форме реализовывалась на базе Гимназии № 49 с привлечением ресурсов центра туризма и краеведения г. Тюмени, количество обучающихся — 60 человек.
На основном этапе исследования был реализован сетевой проект «Городской конкурс детского рисунка «Физкультура — путь к творчеству». Конкурс был проведен в апреле-мае 2020 года в онлайн-формате. В номинациях «Твой ЗОЖ в рисунке», «Социальный видеоролик» приняли участие 82 обучающихся учреждений дополнительного образования города Тюмени, общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений. Данный сетевой проект расширяет возможности кадровых ресурсов за счет обмена опытом педагогов из разных образовательных учреждений.
На заключительном этапе был произведен мониторинг эффективности влияния сетевого взаимодействия в управлении учреждением, разработаны дальнейшие рекомендации.
В ходе реализации программы мероприятий «Формирование ресурсов сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени» нами были достигнуты следующие результаты:
- Создан орган управления «Управленческо-педагогическая команда» с целью реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в сетевой форме.
- Разработана нормативно-правовая база, регламентирующая процесс сетевого взаимодействия
- Расширены материально-технические ресурсы за счет привлечения сетевых партнеров.
- Привлечены дополнительные финансовые средства для реализации в сетевой форме дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Медиамир».
- Повышение профессиональной компетентности педагогов, участвующих в сетевом взаимодействии.
- Информационные: обеспечение открытости и доступности информации о реализации различных форм сетевого взаимодействия путем размещения на официальных информационных ресурсах учреждения
- Приняты меры стимулирования мотивации педагогов к участию в сетевом взаимодействии.
- Разработаны и реализованы в сетевой форме дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, сетевой проект.