Символические значения красного и черного в романе Стендаля «Красное и чёрное» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 июля, печатный экземпляр отправим 20 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 21.12.2020

Статья просмотрена: 406 раз

Библиографическое описание:

Иршодова, И. А. Символические значения красного и черного в романе Стендаля «Красное и чёрное» / И. А. Иршодова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76830/ (дата обращения: 04.07.2022).



В данной работе на основе глубокого понимания замысла автора анализируется символическое значение «красного» и «черного» с разных ракурсов. В статье утверждается, что влияние его письма универсально и связано с человеком, в то время как изучение осмысленной символики является абсолютно хорошим началом для понимания Стендаля.

Ключевые слова : символизм, реализм, эпоха реставрации Бурбонов, антагонистическое противоречие, интерпретация, анаграмма.

The article is about the symbolic meaning of «red» and «black» from different angles based on a deep understanding of the author's intent. The paper argues that the influence of his writing is universal and connected to the individual, while the study of meaningful symbolism is an absolutely good start to understanding Stendhal.

Keywords: symbolism, realism, the Bourbon restoration period, antagonistic contradiction, interpretation, anagram.

Стендаль считается «отцом современного романа», его шедевр Le Rouge et le Noir ( Красное и Черное ) является основой литературы критического реализма. Главный герой романа Жюльен Сорель углубляет свои истинные чувства, стремясь к славе и богатству, втискивается в высшие слои общества и прикрывает свое оригинальное лицо лицемерием, чтобы приспособиться к обществу. Творчество и вклад Стендаля заключается в творческом использовании символического описания, правдиво и художественно изображающего реставрацию французского Бурбона 1830 года. В этом романе он изобретательно использует различные приёмы цветового описания, демонстрируя свой художественный эффект. Попытки разгадать загадку названия, выбранного Стендалем для своего романа, не увенчались успехом.

Le Rouge et le Noir (Красный и Черный) — первый шедевр Стендаля и крупное произведение реалистической литературы. Полное название романа «Le Rouge et le Noir: Летопись XIX века» объясняет два вида литературных целей: психологический портрет романтического героя Жюльена Сореля и аналитическая, социологическая сатира французского общественного строя в эпоху Реставрации Бурбона (1814–1830); в литературе он считается первым реалистическим романом.

В настоящее время, когда много новых идей и новых мыслей выходят одна за другой, все больше и больше ученых ставят вопросы о цветовом символическом значении красного и черного цвета, поэтому в данной работе на примере цвета «красный» и «черный» анализируются уникальные навыки символики Стендаля. Автор стремится исследовать силу и глубину символического значения названия романа.

Наиболее распространенным объяснением названия является то, что красный и черный — контрастный цвет армейской униформы того времени и мантии священников, соответственно. Однако символические резонансы цветов в названии, в том числе красного — для любви, а черного — для смерти и траура; или красного и черного — как цвета колеса рулетки, могут указывать на неожиданные изменения в карьере героя. В данной статье предпринимается попытка систематического изучения символического значения цвета «красный» и «черный». В ней будут проанализированы несколько аспектов социального происхождения, художественной ценности, сюжета, творческого замысла романа и гуманности. Дальнейшее изучение теории позволяет получить более глубокое понимание репрезентативной работы Стендаля.

Есть три недавние статьи, на которые следует обратить внимание: в первой — Д. Дионо, Le Rouge et le Noir: The Enigma of a Title (Филологические работы Университета Западной Вирджинии, 19 (1972), стр. 12), предлагается образная интерпретация красного и черного цветов, чтобы показать страсть и меланхолию героя, с обращением к вероятному знанию Стендалем соответствующих статей по цвету в Энциклопедии. Несмотря на попытку установить возможный источник символики, статья в основном ценна для обобщения взглядов других критиков, которые в ней представлены. Тем не менее, мы все еще остаемся без по-настоящему целостной картины. Вторая статья С.Бокобза. Le Rouge et le Noir : le blason de Julie (StendhaI_Club, 85 (1979), pp. 37–41). Здесь акцент сделан на символические цвета герба, которые Стендаль, как считается, изобрел для Жюльена. Красный цвет означает мужество и т. д., черный — различные аспекты меланхолии, и все это опять же можно задокументировать из Энциклопедии L'Armorial universel, не говоря уже о собственной симпатии Стендаля к изобретательству гербов. В третьей статье Б. Реизова автор убедительно отвергает частое утверждение о том, что красный цвет относится к армии Наполеона, а черный и красный вообще не являются политическими цветами. Для Реизова истина символов заключается в двух пророческих отрывках: красный цвет церковной сцены в Верриересе и черный цвет первого появления Матильды в трауре. Они воспринимаются как два аспекта любовных романов Жульена, оба указывают на элементы в заключительной части романа. Реизов стремится показать, что амбиции и преступность героя — истинная тема Стендаля.

«Красный» и «Черный»... Символ униформы армии и церкви. Это объяснение Стендаля в ответ на запрос друга. В начале романа он показывает людям молодого человека, Жюльена, который выглядит хрупким, но имеет некий предприимчивый дух в душе.Тем не менее, он родился, к сожалению, в неподходящее время. Здесь «красный» и «черный» параллельны, они являются дорогой Жюльена к успеху.

Красный» и «Черный» — Символ славы и смерти. Почему Стендаль создал молодого человека, полного идеалов и делающего вещи аккуратно и разумно, в то время как закончил это трагедией? Это тот образный смысл, который Стендаль не объяснил полностью. То есть «красный» символизирует стремление к славе Жюльена, «черный» символизирует смерть. Здесь «красный» и «черный» не параллельны, а антагонистическое противоречие. Стендаль рассматривал этот набор красного и черного как стремление Жюльена к своей мечте, и не только потому, что Стендаль вступил в армию в 17 лет, трижды крестил в Европе вместе с Наполеоном, он единственный современный писатель, который действительно понимает наполеоновскую эпоху. В то время как в то время, священник является карьерой, что амбиции могут быть достигнуты.

В начале романа Жюльен начал свое путешествие с такого описания:

Он нашел его темным и пустым. Когда праздновался священный день, все окна створки были покрыты малиновой тканью. Когда лучи солнца светили сквозь него, это давало ослепительный свет, глубоко впечатляющий и глубоко религиозный. Жюльен отлучился. Совсем один в церкви, он сидел на поразительно привлекательной скамье. На ней был герб месье де Реналя.

Стоя на коленях на молитвенном стуле, Жюльен заметил клочок напечатанной бумаги, расплющенный, как будто для чтения. Он наклонился вперед и читал:

«Обстоятельства казни и последние моменты Луи Жанреля, казненного в Бесанконе на... (Это странно звучащее имя — анаграмма Жюльена Сореля. Стендаль очень любил анаграммы, которые часто фигурируют в лудических нитях, проходящих через его вымысел). Бумага была разорвана. На обороте можно было разобрать первые слова строки, которые читались: Первый шаг.

«Кто мог положить этот кусок бумаги сюда?» — подумал Жюльен. «Бедный негодяй, — добавил он со вздохом, — его имя заканчивается так же, как и мое»... -...а потом скомкал бумагу. (StendhaI_Club, 85 (1979), стр. 56). Покидая церковь, Жюльен подумал, что видит кровь рядом с тазом святой воды, но это была только освященная жидкость, которую кто-то пролил. Игра света сквозь красные занавески на окнах сделала воду похожей на кровь. Теперь Жульен стыдился своего тайного ужаса. «Превращаюсь ли я в труса!» — воскликнул он сам себе. «Вперед, марш!» Эти слова, так часто произносимые во время сражений старого хирурга-майора, были героическими для Жюльена. Он быстро шел к дому месье де Реналя. Отсюда роман стал предвосхищать исход героя: Жюльен ушел из церкви, чтобы месье де Реналь был наставником и начал бежать на поле боя, чтобы продолжить свою карьеру, чтобы быть секретарем месье де Ла Моле; вернуться в церковь, чтобы застрелить свою возлюбленную, мадам де Реналь; приговорен к смерти, указать результат, что его погоня за «красным» должно быть связано с неудачей или смертью, то есть «черный».

Таким образом, основные цвета дают читателю послание на трех отдельных, но взаимосвязанных уровнях интерпретации. Они могут быть изложены схематично:

Красный: 1) цвет предметов, связанных с церковью; 2) церковная преемственность; 3) энергия и амбиции; 4) страсть (включая любовь);

Черный: 1) цвет платья священника; 2) церковная и социальная подчинённость; 3) грусть, смерть.

Литература:

  1. Реизов Б. Стендаль // Собрание сочинений в 12 т., т. 1, с. 3–23.
  2. Д. Дионо, Le Rouge et le Noir: The Enigma of a Title (Филологические работы Университета Западной Вирджинии, 19 (1972), с. 12.
  3. С.Бокобз.Le Rouge et le Noir: le blason de Julie (Stendhal Club, 85 (1979), c. 37–41.
  4. Stendhal Club, 85 (1979), с. 56.
Основные термины (генерируются автоматически): Жюльен, красный, красный цвет, черный, антагонистическое противоречие, время, молодой человек, начало романа, роман, смерть, церковь, черный цвет.


Ключевые слова

интерпретация, символизм, реализм, эпоха реставрации Бурбонов, антагонистическое противоречие, анаграмма

Похожие статьи

Мифологемы сатаны и антихриста как отражение...

В первом романе трилогии «Христос и Антихрист» «Смерть богов (Юлиан-Отступник)» образ сатаны окружен неким романтическим ореолом. Впервые он предстает перед читателем в облике древнего Титана Прометея — греческого богоборца. Этот образ величественен и прекрасен, он привлекает своей силой и благородством: «Раздался голос, подобный голосу бури..

И Мережковский в конце романа приводит отступника к примирению с Богом. «Как я любил Тебя, Пастырь Добрый, Тебя одного…» [4, с. 291], — восклицает Юлиан перед смертью и продолжает: «Ныне благословляю Вечного за то, что Он дал мне умереть не от медленной болезни, не от руки палача или злодея, а на поле битвы, в цвете юности, среди недоконченных подвигов…» [4, с. 293].

Переосмысление темы искусства при помощи «гамлетовского»...

«Черный принц» Айрис Мердок (1973) — роман, в котором раскрываются тема подлинного искусства и тема художника-демиурга. Со времен появления литературы поэты разрабатывали тему искусства в широком смысле слова. Каждый великий художник задавался вопросами: что есть искусство и кто есть демиург. Айрис Мердок создает уникальный роман, в котором герой — писатель Брэдли Пирсон — стремится ответить на эти вопросы, а его создатель Мердок дает ключ к ответам в шекспировском подтексте романа, связанном с трагедией «Гамлет».

Брэдли и Арнольд встретились тогда, когда Арнольд Баффин знаменитым писателем не являлся, Пирсон первым увидел талант Баффина и, направив его в творческое русло, помог начать писать. Вероятно, поэтому Арнольд Баффин так особенно дорог Пирсону, к своему «ученику» Брэдли относится трепетно, возможно, видя в нем некое в творческом плане продолжение себя.

Жорж Дюруа: феномен «Милого друга» | Статья в журнале...

Главный герой романа Жорж Дюруа, сын деревенского трактирщика, бывший унтер-офицер колониальных войск в Алжире, «развратившийся в покоренной стране», после демобилизации приезжает в Париж, «чтобы сделать карьеру».

Удивительное дело, но, в сущности, практически все основные персонажи романа, за редкими исключениями, хотя и не были детьми, также поверили Дюруа, хотя с самого начала романа становится ясно, что этот человек неискренен, он есть сила разрушающая, а не созидающая.

Если для стендалевского Жюльена Сореля победы над женщинами были победами плебея над представительницами богатых и знатных сословий, победами ума и скрытых возможностей человека из народа над людьми из знатного общества, то для Дюруа его любовные связи имеют лишь одну цель: продать себя подороже.

Романтический стиль в произведениях А. Кадыри

А. Кадыри, являясь основоположником реалистического романа нового типа в узбекской литературе, через многообразие форм и стилей овладевал идейно-эстетическими принципами этого жанра. Естественно, осуществлению такой огромной и ответственной задачи предшествовала кропотливая работа, долгие творческие искания.

И в романе А. Кадыри «Минувшие дни» Атабек и Кумюш с одного лишь («украдкой») взгляда горячо влюбляются друг в друга. Это происходит на таинственном берегу арыка. Вот как описывает Кадыри эту сцену — у Кумюш «оживились прекрасные черные глаза, прояснилось румяное лицо», «Все еще хмуря свои изогнутые брови», «украдкой смотрит на проселочную дорожку, проходящую по тому берегу арыка» (47).

Проблема интертекстуальности в романах «Черный принц»...

«Черный принц» Айрис Мердок — это роман в романе. Существует автор произведения — сама Айрис Мердок, которая создает Брэдли Пирсона — художника, написавшего книгу об одной «истории своей жизни». Но эта «история» творчески переосмыслена Брэдли-творцом; это события, которые Пирсон преподносит читателю через призму шекспировской трагедии.

«Слова, слова, слова» [6, с. 176], — говорит Гамлет. Оппозиция «слова — молчание» красной нитью проходит через роман Фолкнера. Данный символ берет свое начало в молчании Бенджамина, которого называют «немым»: «Он все равно немой» [5]. Затем продолжается в части, написанной от лица Квентина, которая начинается с бесконечных цитат «слов» (речей) отца.

Мифопоэтическая основа демонических образов и мотивов...

Роман отчётливо демонстрирует нам единство синхронии и диахронии: мир сакрального не знает «Вчера», обеспечивая „принцип возвращения” (М.Элиаде), постоянную связь актуальной картины мира и золотого времени первотворения и перводействий, которые рассматриваются как прецедент. М.Элиаде отмечал, что «действия и предметы феноменального мира обретают реальность и материализуются только в случае причастности к трансцендентной действительности»[13, с.15].

Кошка может означать зло и силы тьмы. Плодовитось кошек, их способность видеть ночью, блестящие круглые глаза превратили их в народных повериях в загадочного зверя, которому ведомы тайные силы. Ведьмы, равно как и повитухи (в народных поверьях почти идентичны) имеют при себе черную кошку (черный цвет - символический цвет ночи, ее тайн).

Особенности становления героя в романах Т.Моррисон и Э.Уокер

Роман «Сула» (1973 г.) рассказывает о взаимоотношениях двух женщин, одна из них со временем принимает строгие моральные нормы своей замкнутой негритянской общины, другая их отвергает. В этом произведении Моррисон отказывается от стереотипов и изображает женщин афроамериканского происхождения как уникальных, единственных в своем роде личностей.

Если в романах Моррисон образ героя не несет четко выраженных гендерных отличий в борьбе за самоопределение, то для Уокер единственно гармоничным представляется мир женщин. Если у Тони Моррисон афроамериканцы и афроамериканки ведут одинаковую борьбу с диктатурой белых, то в романе «Цвет пурпурный» мужчины изображаются как существа, в основном не понимающие нужд и положения женщин, и цвет кожи не имеет принципиального значения.

Образ рассказчика в романе Айрис Мердок «Черный Принц»

В романе «Черный принц» Мердок полностью предоставила возможность читателю определить истинную правду самостоятельно. В конце романа постскриптумы только подрывают наше доверие предыдущему рассказчику. В своем предисловии Брэдли Пирсон говорит о том, что он изменился.

Айрис Мердок не стремится отказаться от привилегии писателя поддержать неизвестность, чтобы читателю было интересно. У читателя возникает ощущение предвосхищения событий, но служит оно скорее для пущего любопытства. Например, за день до смерти Арнольда и его ареста, Брэдли пишет: «The morning brought the crisis of my life.

Так что читатель может допустить, что в характере героя-Брэдли есть лживые черты, так как он иногда ошибочно думает о себе или о других людях. Но мы никогда не говорим, что рассказчик-Брэдли — лжец.

Шекспировские аллюзии в романе Айрис Мердок «Черный принц»

«Черный принц» — это роман в романе. Существует автор произведения — сама Айрис Мердок, которая создает Брэдли Пирсона — художника, написавшего книгу об одной «истории своей жизни». Но эта «история» творчески переосмыслена Брэдли-творцом; это события, которые Пирсон преподносит читателю через призму шекспировской трагедии.

Как в первой части романа «Черный принц» после легкой интриги с Брэдли, Рейчел объясняет свое поведение желанием отомстить, так и во второй его части Рейчел снова поднимает на поверхность тему дружбы во имя мести. Также сам Брэдли появляется перед нами в роли Лаэрта, когда им овладевает желание отомстить за сестру Присциллу. Он видит, как жестока к ней судьба и насколько она несчастлива в браке. Но спустя некоторое время жажда мести оставляет Брэдли, на смену ей приходит жажда любви и творческой реализации.

Похожие статьи

Мифологемы сатаны и антихриста как отражение...

В первом романе трилогии «Христос и Антихрист» «Смерть богов (Юлиан-Отступник)» образ сатаны окружен неким романтическим ореолом. Впервые он предстает перед читателем в облике древнего Титана Прометея — греческого богоборца. Этот образ величественен и прекрасен, он привлекает своей силой и благородством: «Раздался голос, подобный голосу бури..

И Мережковский в конце романа приводит отступника к примирению с Богом. «Как я любил Тебя, Пастырь Добрый, Тебя одного…» [4, с. 291], — восклицает Юлиан перед смертью и продолжает: «Ныне благословляю Вечного за то, что Он дал мне умереть не от медленной болезни, не от руки палача или злодея, а на поле битвы, в цвете юности, среди недоконченных подвигов…» [4, с. 293].

Переосмысление темы искусства при помощи «гамлетовского»...

«Черный принц» Айрис Мердок (1973) — роман, в котором раскрываются тема подлинного искусства и тема художника-демиурга. Со времен появления литературы поэты разрабатывали тему искусства в широком смысле слова. Каждый великий художник задавался вопросами: что есть искусство и кто есть демиург. Айрис Мердок создает уникальный роман, в котором герой — писатель Брэдли Пирсон — стремится ответить на эти вопросы, а его создатель Мердок дает ключ к ответам в шекспировском подтексте романа, связанном с трагедией «Гамлет».

Брэдли и Арнольд встретились тогда, когда Арнольд Баффин знаменитым писателем не являлся, Пирсон первым увидел талант Баффина и, направив его в творческое русло, помог начать писать. Вероятно, поэтому Арнольд Баффин так особенно дорог Пирсону, к своему «ученику» Брэдли относится трепетно, возможно, видя в нем некое в творческом плане продолжение себя.

Жорж Дюруа: феномен «Милого друга» | Статья в журнале...

Главный герой романа Жорж Дюруа, сын деревенского трактирщика, бывший унтер-офицер колониальных войск в Алжире, «развратившийся в покоренной стране», после демобилизации приезжает в Париж, «чтобы сделать карьеру».

Удивительное дело, но, в сущности, практически все основные персонажи романа, за редкими исключениями, хотя и не были детьми, также поверили Дюруа, хотя с самого начала романа становится ясно, что этот человек неискренен, он есть сила разрушающая, а не созидающая.

Если для стендалевского Жюльена Сореля победы над женщинами были победами плебея над представительницами богатых и знатных сословий, победами ума и скрытых возможностей человека из народа над людьми из знатного общества, то для Дюруа его любовные связи имеют лишь одну цель: продать себя подороже.

Романтический стиль в произведениях А. Кадыри

А. Кадыри, являясь основоположником реалистического романа нового типа в узбекской литературе, через многообразие форм и стилей овладевал идейно-эстетическими принципами этого жанра. Естественно, осуществлению такой огромной и ответственной задачи предшествовала кропотливая работа, долгие творческие искания.

И в романе А. Кадыри «Минувшие дни» Атабек и Кумюш с одного лишь («украдкой») взгляда горячо влюбляются друг в друга. Это происходит на таинственном берегу арыка. Вот как описывает Кадыри эту сцену — у Кумюш «оживились прекрасные черные глаза, прояснилось румяное лицо», «Все еще хмуря свои изогнутые брови», «украдкой смотрит на проселочную дорожку, проходящую по тому берегу арыка» (47).

Проблема интертекстуальности в романах «Черный принц»...

«Черный принц» Айрис Мердок — это роман в романе. Существует автор произведения — сама Айрис Мердок, которая создает Брэдли Пирсона — художника, написавшего книгу об одной «истории своей жизни». Но эта «история» творчески переосмыслена Брэдли-творцом; это события, которые Пирсон преподносит читателю через призму шекспировской трагедии.

«Слова, слова, слова» [6, с. 176], — говорит Гамлет. Оппозиция «слова — молчание» красной нитью проходит через роман Фолкнера. Данный символ берет свое начало в молчании Бенджамина, которого называют «немым»: «Он все равно немой» [5]. Затем продолжается в части, написанной от лица Квентина, которая начинается с бесконечных цитат «слов» (речей) отца.

Мифопоэтическая основа демонических образов и мотивов...

Роман отчётливо демонстрирует нам единство синхронии и диахронии: мир сакрального не знает «Вчера», обеспечивая „принцип возвращения” (М.Элиаде), постоянную связь актуальной картины мира и золотого времени первотворения и перводействий, которые рассматриваются как прецедент. М.Элиаде отмечал, что «действия и предметы феноменального мира обретают реальность и материализуются только в случае причастности к трансцендентной действительности»[13, с.15].

Кошка может означать зло и силы тьмы. Плодовитось кошек, их способность видеть ночью, блестящие круглые глаза превратили их в народных повериях в загадочного зверя, которому ведомы тайные силы. Ведьмы, равно как и повитухи (в народных поверьях почти идентичны) имеют при себе черную кошку (черный цвет - символический цвет ночи, ее тайн).

Особенности становления героя в романах Т.Моррисон и Э.Уокер

Роман «Сула» (1973 г.) рассказывает о взаимоотношениях двух женщин, одна из них со временем принимает строгие моральные нормы своей замкнутой негритянской общины, другая их отвергает. В этом произведении Моррисон отказывается от стереотипов и изображает женщин афроамериканского происхождения как уникальных, единственных в своем роде личностей.

Если в романах Моррисон образ героя не несет четко выраженных гендерных отличий в борьбе за самоопределение, то для Уокер единственно гармоничным представляется мир женщин. Если у Тони Моррисон афроамериканцы и афроамериканки ведут одинаковую борьбу с диктатурой белых, то в романе «Цвет пурпурный» мужчины изображаются как существа, в основном не понимающие нужд и положения женщин, и цвет кожи не имеет принципиального значения.

Образ рассказчика в романе Айрис Мердок «Черный Принц»

В романе «Черный принц» Мердок полностью предоставила возможность читателю определить истинную правду самостоятельно. В конце романа постскриптумы только подрывают наше доверие предыдущему рассказчику. В своем предисловии Брэдли Пирсон говорит о том, что он изменился.

Айрис Мердок не стремится отказаться от привилегии писателя поддержать неизвестность, чтобы читателю было интересно. У читателя возникает ощущение предвосхищения событий, но служит оно скорее для пущего любопытства. Например, за день до смерти Арнольда и его ареста, Брэдли пишет: «The morning brought the crisis of my life.

Так что читатель может допустить, что в характере героя-Брэдли есть лживые черты, так как он иногда ошибочно думает о себе или о других людях. Но мы никогда не говорим, что рассказчик-Брэдли — лжец.

Шекспировские аллюзии в романе Айрис Мердок «Черный принц»

«Черный принц» — это роман в романе. Существует автор произведения — сама Айрис Мердок, которая создает Брэдли Пирсона — художника, написавшего книгу об одной «истории своей жизни». Но эта «история» творчески переосмыслена Брэдли-творцом; это события, которые Пирсон преподносит читателю через призму шекспировской трагедии.

Как в первой части романа «Черный принц» после легкой интриги с Брэдли, Рейчел объясняет свое поведение желанием отомстить, так и во второй его части Рейчел снова поднимает на поверхность тему дружбы во имя мести. Также сам Брэдли появляется перед нами в роли Лаэрта, когда им овладевает желание отомстить за сестру Присциллу. Он видит, как жестока к ней судьба и насколько она несчастлива в браке. Но спустя некоторое время жажда мести оставляет Брэдли, на смену ей приходит жажда любви и творческой реализации.

Задать вопрос