Влияние религии на межнациональные отношения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 21.12.2020

Статья просмотрена: 1062 раза

Библиографическое описание:

Дебалюк, А. Р. Влияние религии на межнациональные отношения / А. Р. Дебалюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76793/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье анализируется понятие этноконфессиональных отношений, рассматривается влияние на них религии. Автором предложена идея создания целостной концепции национального строительства России, в соответствии с которой необходимо выстраивать религиозную политику государства. Также выявлены основные направления профилактической работы, осуществляемой с целью предупреждения этноконфессиональных конфликтов.

Ключевые слова: межнациональные отношения, религия, этноконфессиональные конфликты, многонациональность, религиозная политика, религиозная толерантность.

Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ [1]. Также основной закон государства провозглашает Российскую Федерацию светским государством. В связи с политическими и социально-экономическими преобразованиями, осуществляемыми в России с середины 80-х гг. ХХ века, сильным изменениям подверглась сфера межнациональных и религиозных отношений, в результате чего стали возникать конфликты, в частности, это подтверждают события в Чечне, Карачаево-Черкессии, Дагестане, Северной Осетии и Ингушетии, Туве.

Религия в современной России посредством системы ценностных мировоззренческих установок оказывает активное влияние на межнациональные отношения. В одних случаях она объединяет людей разных национальностей, в других — выступает в качестве фактора, разжигающего межнациональное противостояние, что в свою очередь может привести к национальной раздробленности и создать угрозу существования государства. Этноконфессиональные отношения — это феномен, представляющий собой взаимодействие и единство межнациональных и межрелигиозных отношений, выступающий в качестве компонента этнополитической культуры населения [2, с. 5]. Исходя из этого, проблема этноконфессиональных отношений является актуальной для современной России, поскольку уровень этнополитической культуры населения определяет будут ли развиваться отношения между населяющими Россию нациями, представителями различных религий и неверующими в сторону повышения их напряженности или же в направлении их урегулирования и гармонизации.

Влияние религии на межнациональные отношения представляется многообразным в силу сложной внутренней структуры самой религии и ее компонентов, но в первую очередь влияние оказывается посредством выполнения религией ряда функций:

Во-первых, религия выполняет регулятивно-воспитательную функцию, формируя личность верующего и определенные образцы социального поведения на основе провозглашения системы норм и ценностей;

Во-вторых, религия выполняет мировоззренческую функцию посредством формирования у человека системы определенных взглядов на мир, себя и свое место в мире;

В-третьих, религия выполняет политико-идеологическую функцию, которая выражается в использовании религиозной принадлежности в политических целях;

В-четвертых, религия выполняет легитимирующе-разлегитимирующую функцию, представляющую собой узаконение или же признание неправомерными определенных общественных институтов, порядков, отношений, норм и образцов;

В-пятых, религия выполняет интегрирующе-дезинтегрирующую функцию, то есть возможность сплачивать на основе вероучения, культа и своей социальной доктрины нации или же разделять их, если они придерживаются иной религиозной ориентации [3, с. 71].

Таким образом, можно сделать промежуточный вывод, что многонациональность населения Российской Федерации предполагает, что ценности, взгляды, мировоззрение наций несколько разнятся в силу их специфики, которая зачастую не учитывается органами власти и приводит к возникновению этноконфессиональных конфликтов.

Среди основных религий, представленных в Российской Федерацией, можно выделить христианство, ислам и буддизм. Такая «мозаика» народов и социальных групп накладываясь на социально-экономические и идеолого-политические процессы, диктует, как цель современной национальной политики, обеспечение на демократической основе мира, союза и согласия между народами России. Эта политика должна учитывать все изменения, происходящие в этническом составе регионов страны.

Таким образом, можно сделать вывод, что религиозная политика государства прежде всего должна отталкиваться от некой общей национальной идеи, учитывая интересы и религиозно-национальную специфику общностей, поскольку от этого зависит сохранение целостности и стабильности страны.

На наш взгляд, необходимо разработать целостную концепцию национального строительства России, которая будет исходить из приоритета прав и интересов этносов. Гражданский мир, стабильность, согласие и религиозная толерантность в этноконфессиональных отношениях являются базовыми ценностями нашего общества и залогом для построения демократического, правового государства [4, с. 54]. Во избежание этноконфессиональных конфликтов следует не только бороться с экстремизмом и всеми формами насилия, но и проводить профилактическую работу, развивающую у последователей разных религий и культур чувство веротерпимости и уважение национального достоинства народов. При этом особое внимание должно быть уделено взаимодействию органов государственной власти с представителями религиозных организаций, объединений на всех уровнях власти, включая первичные организации. Необходимо привлечение служителей различных религий для профилактики межнациональных конфликтов. Религиозные организации, которые пусть даже в скрытой форме пропагандируют межнациональную рознь, подлежать запрету на основании ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [5]. Внимание контролирующих органов, а также представителей гражданского общества должно быть сосредоточено в том числе на скрытой пропаганде межнациональной вражды, в том числе в сети «Интернет», социальных сетях. Необходимо последовательно добиваться не просто запрета деятельности таких организаций или объединений, но и фактического недопущения их деятельности после запрета. Этого можно добиться в том числе с помощью усиленного общественного контроля, а также участия представителей ортодоксальных религиозных направлений в данном контроле и профилактике. Особого внимания заслуживает молодое поколение, которое на сегодняшний день подлежит сильному негативному влиянию социальных сетей и пропагандируемых в них идей жестокости, экстремизма и нацизма.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек.
  2. Рагузин В. Н. Этноконфессиональные отношения в современной России: Состояние, проблемы, противоречия. Социально-философский анализ: дис. … доктора философских наук: 09.00.06. — Москва, 1999. — 309 с.
  3. Яблоков И. Н. Понятие и функции религии // Вестник Московского университета. Сер. 13: Востоковедение. — 1992. — № 4. — С. 68–74.
  4. Авксентьев В. А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа / В. А. Авксеньтев, В. А. Шаповалов. — Ставрополь: СГУ, 1997. — 75 с.
  5. О свободе совести и о религиозных объединениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ: в ред. 3 июля 2019 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, отношение, религия, национальное строительство России, особое внимание, профилактическая работа, религиозная политика государства, религиозная толерантность, современная Россия, целостная концепция.


Похожие статьи

Проблема светскости государства и религиозный экстремизм...

объединение, государство, религиозный экстремизм, Российская Федерация, свобода совести, религиозная тематика, светский характер государства, светское государство, печатная продукция, современная Россия.

Религиозный экстремизм как фактор угрозы национальной...

религиозный экстремизм, религиозная экстремистская деятельность, Россия

Религиозно-политический экстремизм и терроризм на Юге России представлен в основном в

Эти религии стали для России основными источниками цивилизационного синтеза, в ходе.

Церковно-государственные отношения в постсоветскую эпоху

С распадом СССР обретенная религиозная свобода поставила Россию на перепутье религиозного выбора.

В этой связи, Русская Православная Церковь приобрела особое значение. Первые годы после избрания и интронизации Святейшего Патриарха Алексия II...

Приоритеты национальной безопасности современной России

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается, что национальная безопасность страны — это «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации».

Религиозный экстремизм в России: проблемы теоретической...

экстремистская деятельность, Россия, Российская Федерация, религиозный экстремизм, том, постсоветское пространство, духовная

Религиозно-политический экстремизм — это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или...

Религия и образование в постсоветской России конца XX века

Таким образом, можно отметить, что проводимая религиозная политика в духовной сфере

Кроме того, данный Закон впервые выделил особую для страны роль православия, которая тем самым

Сама религиозная организация должна была обладать уставом и свидетельством о...

Клерикализация современного российского государства...

Согласно статье 14 Конституции Российская Федерация является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

К вопросу классификации экстремизма | Статья в журнале...

Основная цель религиозного экстремизма — признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение

Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая...

Нормативно-правовое регулирование государственной...

Современные приоритеты государственной национальной политики РФ основываются на Конституции Российской Федерации, Указах и Распоряжениях Президента

Нормативно-правовое регулирование государственной национальной политики в Российской Федерации.

Похожие статьи

Проблема светскости государства и религиозный экстремизм...

объединение, государство, религиозный экстремизм, Российская Федерация, свобода совести, религиозная тематика, светский характер государства, светское государство, печатная продукция, современная Россия.

Религиозный экстремизм как фактор угрозы национальной...

религиозный экстремизм, религиозная экстремистская деятельность, Россия

Религиозно-политический экстремизм и терроризм на Юге России представлен в основном в

Эти религии стали для России основными источниками цивилизационного синтеза, в ходе.

Церковно-государственные отношения в постсоветскую эпоху

С распадом СССР обретенная религиозная свобода поставила Россию на перепутье религиозного выбора.

В этой связи, Русская Православная Церковь приобрела особое значение. Первые годы после избрания и интронизации Святейшего Патриарха Алексия II...

Приоритеты национальной безопасности современной России

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается, что национальная безопасность страны — это «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации».

Религиозный экстремизм в России: проблемы теоретической...

экстремистская деятельность, Россия, Российская Федерация, религиозный экстремизм, том, постсоветское пространство, духовная

Религиозно-политический экстремизм — это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или...

Религия и образование в постсоветской России конца XX века

Таким образом, можно отметить, что проводимая религиозная политика в духовной сфере

Кроме того, данный Закон впервые выделил особую для страны роль православия, которая тем самым

Сама религиозная организация должна была обладать уставом и свидетельством о...

Клерикализация современного российского государства...

Согласно статье 14 Конституции Российская Федерация является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

К вопросу классификации экстремизма | Статья в журнале...

Основная цель религиозного экстремизма — признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение

Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая...

Нормативно-правовое регулирование государственной...

Современные приоритеты государственной национальной политики РФ основываются на Конституции Российской Федерации, Указах и Распоряжениях Президента

Нормативно-правовое регулирование государственной национальной политики в Российской Федерации.

Задать вопрос