Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 20.12.2020

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Чернышова, Е. А. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации / Е. А. Чернышова, И. Н. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 307-309. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76790/ (дата обращения: 03.03.2021).



В статье исследован вопрос осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Рассмотрены по пресечению незаконной предпринимательской деятельности. Предложены меры пресечения случаев ведения предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, налоговое правонарушение, субъект предпринимательской деятельности, налоговый орган, штраф.

Предпринимательская деятельность — в соответствии с гражданским законодательством РФ — инициативная самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Различают производственное, торгово-коммерческое, кредитно-финансовое, сервисное предпринимательство.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Субъектами предпринимательской деятельности в РФ могут быть не ограниченные в своей дееспособности граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также российские и иностранные юридические лица.

В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права в отличие от большинства зарубежных государств, где предпринимательство регулируется нормами торгового (коммерческого, хозяйственного) права. Право на занятие предпринимательской деятельностью закреплено в ст. 34 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, регулирует гражданское законодательство. Гражданским кодексом РФ определены права граждан заниматься предпринимательством без образования юридического лица, а также право создавать юридическое лицо самостоятельно или совместно с другими лицами. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться, в частности, в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов.

Предпринимательская деятельность регулируется также отдельными законами: Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и др.

Коммерческая деятельность, осуществляемая лицом, не зарегистрированным в качестве предпринимателя, является незаконной. В Уголовном кодексе РФ отдельную главу составляет перечень преступлений в сфере хозяйственной деятельности, среди которых такие, как воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, лжепредпринимательство, получение кредита путем обмана, ограничение конкуренции, злостное и фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов и др.

Налоговыми органами на протяжении ряда лет проводится работа по выявлению фактов осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации, за что установлена административная ответственность по ст. 14.1 КоАП РФ.

Однако, из года в год количество физических лиц, осуществляющих деятельность без государственной регистрации, не снижается. При том, что имеются случаи неоднократного привлечения к административной ответственности указанных лиц.

В целях побуждения физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации налоговыми органами, направляются информационные письма в муниципальные образования, на территории которых осуществляется такая деятельность, а также на рынки. Согласно полученным ответам, Администраций муниципальных образований «Город Астрахань» и области лица, привлеченные к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ приглашены на очередное заседание комиссии по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, адаптации неформального рынка труда и борьбе с нарушением трудовых прав работников.

Необходимо отметить, что на протяжении ряда лет львиная доля привлеченных к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации — это физические лица, осуществляющие розничную торговлю (более 70 % от количества привлеченных).

Также осуществляют предпринимательскую деятельность без государственной регистрации физические лица в следующих сферах: ремонт авто; бытовые услуги; общепит; шиномонтаж колес; прием металлолома; услуги косметолога и парикмахера; прочие услуги.

Значительная часть предпринимателей уходит из легального бизнеса в «тень» или же изначально начинает свое дело нелегально с целью уклонения от уплаты налогов, что отрицательно сказывается на доходной части бюджетов как на муниципальном, так и на федеральном уровнях. Это влияет не только на наполняемость бюджетов в части налоговых поступлений, но и отрицательно сказывается на качестве предоставления оказываемых ими услуг (выполненных работ).

Согласно действующему законодательству нелегальным предпринимателям грозит административный штраф, как правило, в размере 500 рублей, что не стимулирует их регистрироваться и уплачивать налоги.

В качестве действенной меры по пресечению незаконной предпринимательской деятельности может явиться внесение изменений в часть 1 статьи 14.1 КоАП РФ в части увеличения размера административного штрафа.

Увеличение штрафа позволит частично компенсировать бюджету недополученные средства, в том числе от уплаты налогов физическими лицами в случае осуществления ими деятельности без официальной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Данная мера вызвана необходимостью решения актуальной проблемы не только для многих субъектов РФ.

В тоже время, проанализировав результаты работы по привлечению к ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, можно сделать выводы, что проделанная работа цели по обелению рынка торговли и услуг не достигает. В качестве эффективной меры по пресечению незаконной торговли можно предложить повысить ответственность управляющих компаний рынками и арендаторов земельных участков, на которых располагаются торговые места (на которых организована сдача торговых мест в субаренду под торговлю), за сдачу торговых мест в аренду (субаренду) физическим лицам — не предпринимателям, а также на постоянной основе проводить совместные рейды всех заинтересованных ведомств по пресечению незаконной торговли с одновременным изъятием товара.

Таким образом, можно считать целесообразным рассмотреть вопрос о возможности выступить с законодательной инициативой и внести на рассмотрение в Государственную Думу РФ законопроект о внесении изменений в КоАП РФ в части увеличения размера административного штрафа за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Литература:

1. Налоговый РФ. Часть 1 от 01.10.2013) Собрание законодательства от 03.08.1998, № Ст. 3824.

2. Налоговый РФ. Часть 2 от 01.10.2013) Собрание законодательства от 07.08.2000, Ст. 3340.

3. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 05. 10.2015) (с изм. от 30.10.2015) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

4. Налоги и налогообложение. По ред Л. А. Юриновой. Учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2019.- 286с.

5. Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение.-М.: Финансы, Юнити,2018.-181с.

6. Лапуста М. Г. Предпринимательство\ Учебное пособие.-М.: Инфра-М,2018.- 224с.

7. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение в России: учебник/Л. Н. Лыкова. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Дело.2018. — 384 с.

8. Майбуров И. А. Налоги и налогообложение. Учебник. — М.: Юнити — Дана, 2017. — 655 с.

Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, государственная регистрация, РФ, лицо, административная ответственность, административный штраф, уплата налогов, налоговое правонарушение, незаконная предпринимательская деятельность, незаконная торговля.


Ключевые слова

предпринимательская деятельность, налоговое правонарушение, налоговый орган, штраф, субъект предпринимательской деятельности
Задать вопрос