Особенности устной речи и поведения дошкольников при расстройствах аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 18.12.2020

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Лукина, М. В. Особенности устной речи и поведения дошкольников при расстройствах аутистического спектра / М. В. Лукина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 378-380. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76778/ (дата обращения: 06.03.2021).



Помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) — одна из актуальнейших проблем в российской специальной педагогике. В статье автор сообщает о результатах логопедического обследования детей в возрасте 4–5 лет с аутистическими симптомами в условиях логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи массового детского сад г. Кургана.

Ключевые слова: искаженное развитие, расстройства аутистического спектра, системное недоразвитие речи, дошкольное образование, коммуникация, речевоеразвитие.

Согласно В. В. Лебединскому, искаженное развитие характеризуется диспропорциональностью (асинхронией), включает в себя признаки ретардации и акселерации, что наиболее наглядно можно рассмотреть на примере расстройств аутистического спектра [4]. По Международной классификации болезней 11-го пересмотра (МКБ-11) расстройства аутистического спектра относятся к нарушениям психического развития и включают в себя 6 вариантов. По определению О. С. Никольской [5], расстройства аутистического спектра — нарушение развития психики, которое характеризуется расстройствами речевой и моторной сферы, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5-го издания (DSM-5), использующееся в США, определяет расстройства аутистического спектра согласно двум критериям: это спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов [8].

С точки зрения современных зарубежных исследователей [6], основная особенность речевого развития, которая не позволяет детям с РАС социально адаптироваться в среде сверстников — несформированность коммуникативной функции речи. Это проявляется трудностями в установлении эмоционального контакта и взаимодействия в игре, неумении понимать намерения других людей и пользоваться невербальной коммуникацией.

По данным Всемирной организации здравоохранения, численность людей с расстройством аутистического спектра в мире около 67 миллионов человек. По данным Центра медицинской и социальной реабилитации в Курганской области на начало 2020 года было зарегистрировано 127 детей с этим диагнозом [9].

Логопедическое обследование проводилось с использованием метода психолого-педагогического наблюдения, методики диагностики психофизических процессов и речевого развития О. А. Романович, Е. П. Кольцовой, скринингового метода оценки предречевого и речевого развития детей от 2 до 5 лет, Детской рейтинговой шкалы аутизма (CARS).

В период адаптации к детскому саду дети не проявляли тактильного контакта и не сразу шли на эмоциональный контакт. Далее контакт стал избирательным, но дети по-прежнему не участвуют в коллективных играх сверстников. У всех наблюдаются нарушения в поведении: неусидчивость, агрессивность, бурные эмоциональные реакции во время одевания, при нарушении привычного для них порядка вещей, отказ от приема пищи, трудности засыпания и пробуждения, нежелание участвовать в групповых занятиях, некоторая отрешенность и погруженность в собственные интересы [3, 6]. Дети предпочитают только интересные им занятия: конструирование, складывание пазлов, перебирание букв и цифр, игры с песком.

У детей наблюдается обостренное восприятие стимулов: тактильных прикосновений, манипуляций с мокрыми или холодными предметами, песком. Это может указывать на расстройство в обработке сенсорных стимулов [3]. В связи с этим для детей характерно повторяющееся поведение, или двигательные стереотипии. Это выражается в открывании и закрывании дверей, размахивании руками, раскачивании себя, повторении слов («далеко» и фраз («мама придет»), песенок, стихов, многократном повторении одной и той же игры (например, игры со шнуровками, пирамидкой, выкладывании в ряд по размеру или группировка по цветам игрушек), поведение, направленное на получение определенных ощущений (прикосновение к горячей лампочке).

Общее звучание речи у одних характеризуется монотонностью, механическим звучанием, повторением ранее услышанных фраз и вопросов с точным воспроизведением интонации. У других — вычурностью интонаций, чрезмерно тихим и чрезмерно высоким голосом. У третьих — неконтролируемая громкость голоса.

По результатам анализа анамнестических данных и данных из опросников для родителей, у детей наблюдалась задержка речевого развития, но она имела свои особенности. Экспрессивная речь отсутствовала и спонтанно восстановилась на пятом году жизни у одного из воспитанников. На данный момент его словарный запас выше возрастной нормы, ребенок запоминает слова глобально и таким образом читает, запоминает стихи и песенки, которые слышал на занятиях в детском саду и воспроизводит их в моменты эмоционального подъема или тревожности. Один из воспитанников запоминает большое количество цифр, не характерное для его возраста, автоматизировано воспроизводит порядковый и обратный счет в пределах ста, читает по слогам. Его очаровывают игрушки и предметы с цифрами и буквами, что указывает на гиперлексию и гиперкалькулию [3]. Явление объясняется акселерацией в результате изолированного развития отдельной психической функции, в данном случае слуховой и зрительной памяти [1, 4].

В речи преимущественно отмечается нарушение на прагматическом и семантическом уровне [3]. Импрессивная речь характеризуется сложностями в понимании вопросов, многоступенчатых инструкций, выражений со скрытым или переносным смыслом. В экспрессивной речи детей не наблюдается грубого аграмматизма, недостатка словарного запаса. Также отмечается сохранность фонематических процессов, в процессе формирования находятся навыки звукового анализа и синтеза, звуко-слоговой структуры слова. В произносительной стороне речи отмечаются искажения либо отсутствие сонорных и шипящих звуков. Однако характерно отсутствие в речи личных местоимений, ответы о себе в 3-м лице, эхолалии, речевые штампы, эгоцентрическая речь, нарушение пространственно-временных представлений. Таким образом, речь детей не направлена на поддержание диалога, передачу или усвоение информации, то есть не выполняет коммуникативной функции. Вместе с тем дети испытывают трудности в понимании эмоций и намерений других людей. Характерно также отсутствие невербальной коммуникации: дети не используют жесты — указательный жест, жесты отрицания, согласия, просьбы, приветствия и другие.

Такие проявления в устной речи детей можно охарактеризовать как семантико-прагматическое нарушение речи [3, 7]. Данный термин был принят зарубежными исследователями Rapin и Allen в 1983 г. По мнению отечественных исследователей это нарушение речи вызвано дефицитом социальных способностей [3].

С. Н. Викжанович определяет нарушение речи при РАС как системное недоразвитие речи и выделяет 3 уровня [2]. Таким образом, в результате логопедической диагностики были сформулированы логопедические заключения: системное недоразвитие речи (II уровень), системное недоразвитие речи (III уровень). Воспитанникам рекомендован индивидуальный образовательный маршрут для эффективной социальной адаптации и усвоения программы дошкольного образования по всем направлениям: речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, познавательное развитие.

Литература:

  1. Бардышевская М. К. Искаженный дизонтогенез: развитие идей В. В. Лебединского / М. К. Бардышевская // Педиатр. — 2015. — Том VI, № 4. — С. 85–89.
  2. Викжанович С. Н. Характеристика системного недоразвития речи при расстройствах аутистического спектра // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2015. — № 8 (52). — С. 294–304.
  3. Заваденко Н. Н., Печатникова Н. Л., Симашкова Н. В., Заваденко А. Н., Орлова К. А. Неврологические нарушения у детей с аутизмом. // Российский вестник перинатологии и педиатрии — 2015. — № 2. — С. 14–21.
  4. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
  5. Никольская О. С. (в соавторстве: Баенская Е. Р., Либлинг М. М.) Аутичный ребёнок. Пути помощи. — М.: Теривинф; 2012. — 341 с.
  6. Салли, Д. Р. ДЕНВЕРСКАЯ МОДЕЛЬ раннего вмешательства для детей с аутизмом / Д. Р. Салли, Дж. Доусон, Лори, А. Висмара. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. — 129 c.
  7. Франческа Аппе «Введение в психологическую теорию аутизма». Введение в психологическую теорию аутизма / Франческа
  8. Аппе; [пер. с англ. Д. В. Ермолаева].— Москва: Теревинф, 2006.— 216 с.
  9. Расстройство аутистического спектра в DSM-5. // https://aspergers.ru: [Электронный ресурс].
  10. В Кургане зарегистрировано 127 детей с аутизмом. // Сайт городской газеты «Курган и курганцы»: [Электронный ресурс].
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, системное недоразвитие речи, расстройство, речевое развитие, спектр, детский сад, дошкольное образование, невербальная коммуникация, социальное взаимодействие, эмоциональный контакт.


Ключевые слова

коммуникация, дошкольное образование, речевое развитие, расстройства аутистического спектра, искаженное развитие, системное недоразвитие речи
Задать вопрос