Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 21.12.2020

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Нурушева, Т. И. Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах / Т. И. Нурушева, К. Р. Баймуратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 383-386. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76759/ (дата обращения: 03.03.2021).



В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного обучения позволит учащимся развить и совершенствовать иноязычные навыки коммуникации, что непосредственно развивает практические умения речевого поведения в коллективе и способствует формированию межкультурной компетенции учащихся.

Ключевые слова: речь, взаимодействие, речевые умения, мотивационная проблема, обучение иностранному языку, межкультурная коммуникация.

Говорение — вид речевой деятельности, посредством которого (совместно со слушанием) осуществляется устная форма общения. Одной из основных задач современного обучения говорению является формирование вторичной языковой личности, способной осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры [1, с.8].

Цель обучения говорению –формирование речевых навыков и умений выражать свои мысли в условиях естественной коммуникации. Обучение говорению начинают обычно со становления произносительных навыков, формирования лексических и грамматических навыков, навыков аудирования [2, с.8].

В дальнейшем активное владение языком базируется на интуитивном использовании языковых средств «по чувству». Такую речь иногда называют неподготовленной речью. Говорение может обладать различной сложностью, начиная с вербализации эмоциональных состояний с помощью простых восклицаний, называния предметов, ответов на вопросы и заканчивая самостоятельным развернутым высказыванием.

По мнению Ф. Кайнца, например, самой совершенной является та речь, когда мысль и речь, сливаясь в единое целое, «работают» по самой высокой планке. Ф. Кайнц выделяет в производстве речи два этапа: [3, с. 8].

Первый — формирование речевой интенции (речевого намерения) –включает в себя две фазы: так называемое речевое стимулирующее переживание и фазы формирования суждения.

Второй этап говорения также состоит из двух фаз: 1) формирования внутри речевого конспекта; 2) произнесения.

С точки зрения В. К. Дьяченко, «интерактивное обучение» — это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса, в ходе которого у них формируются навыки совместной деятельности. Данный подход построен на принципе «все обучают каждого и каждый обучает всех [4, с.8].

Согласно определению С. С. Кашлева, «интерактивное педагогическое взаимодействие» — это усиленная целенаправленная деятельность педагога и обучаемых по организации взаимодействия между собой в целях развития [5, с.8].

Исходя из приведенных определений, можно сказать, что интерактивное обучение и говорение основано на взаимодействии. Для предоставления полной характеристики интерактивного обучения, необходимо рассмотреть подход к обучению иностранному языку. Интерактивный подход направлен на развитие образовательного процесса. Приоритетными задачами интерактивного обучения являются:

– Развитие речевых умений учащихся

– Повышение интереса к изучаемому предмету

– Качественное усвоение учебного материала

– Организация самостоятельной работы учащихся в решении поставленных задач

– Формирование межкультурной коммуникации

– Умение отстаивать свою точку зрения

– Умение работать в коллективе, уважительно относиться ко всем участникам образовательного процесса.

Изучая и анализируя литературные источники, мы пришли к выводу, что интерактивный подход в обучении обеспечивает взаимодействие субъектов, а также создает все условия для общения в рамках образовательного и внеурочного процесса.

Основным источником познания является жизненный опыт учащихся. В ходе интерактивного обучения учащиеся делятся опытом, обмениваются знаниями, мыслями, решениями поставленных задач не только на уроке, но и вне его.

Роль педагога в данном подходе сводится к минимуму и заключается в организации совместной деятельности учащихся, благодаря чему учащиеся вносят индивидуальность в учебный процесс. Следующее, что немало важно учесть — это методы и формы интерактивного обучения на уроке.

Интерактивные формы обучения призваны обеспечить развитие коммуникативных умений, а также развитие творческих способностей учащихся. Развивается умение работать в коллективе, обеспечивается взаимоуважение всех участников образовательного процесса.Учитель, выбирая различные формы интерактивного обучения должен учитывать особенности учащихся, а также уместность их проведения.

При обучении говорению учащихся старшего школьного звена возникает ряд трудностей. Основные трудности связаны с мотивационной проблемой учащихся. Особенно в подростковом возрасте ученики стесняются говорить на иностранном языке, боясь ошибиться и быть подвергнутыми критике. Во многих случаях учащиеся просто не понимают речевую задачу, что вводит их в ступор. Многие учащиеся не владеют достаточным количеством речевых и языковых средств, чтобы вступить в речевое взаимодействие. Учащиеся могут не найти свое место в ходе коллективного сотрудничества. Кроме того, учащимся бывает крайне сложно выдержать длительное общение на иностранном языке.

Принимая во внимание выше представленные проблемы, необходимо их комплексное решение. Предлагается использовать усовершенствованный подход в организации учебно-познавательной деятельности при интерактивном методе обучения говорению учащихся старшего звена.

На сегодняшний день наиболее эффективными методами считаются, методы, основанные на интерактивном подходе. Именно интерактивный подход является преимущественным в обучении говорению ввиду ряда особенностей:

– Интерактивное обучение построено на психологических особенностях человеческих взаимоотношений.

– Взаимодействие участников является ключевым требованием интерактивного обучения. Обучение подразумевает совместную деятельность учащихся.

В нашей педагогической практике, мы выделили 3 наиболее процесуальных технологий интерактивного обучения говорению на старшем этапе:

Технология, стимулирующая интересы школьников и развивающая желание учиться, связана с выполнением творческого потенциала каждого школьника — это технология проектов . Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей. Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Обучение посредством активного включения учащегося в процесс обучения, ведет к овладению искусством коммуникации. Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания по иностранному языку. Школьники сами находят необходимую информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический, грамматический материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие интернет ресурсы и источники информации. В поисках информации ученики активно используют журналы, сборники, научные статьи для изучающих английского языка. Такого вида проекты выполняются во внеурочное время, так и на уроке. Они могут интегрировать как несколько предметов, так и решать сложные проблемы: разработка мероприятий, исследование творчества писателей, научные кружки и международные конкурсы. Такие мероприятия требуют координации работы всех учителей –предметников, хорошо проработанной формы промежуточного контроля и итоговой презентации. Например, в нашей работе нам приходилось прибегать к помощи учителей литературы (для ознакомления детей с шедеврами английской классики) и музыки (для реализации проекта «Music around the world»).

Следущий метод — это метод «Интерактивные технологии», в котором на данном этапе обучения, можно подобрать технологию под тематику урока, возрастных особенностей детей и образовательных возможностей.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса обучения, решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; развивает общие учебные умения и навыки обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде. Далее, мы можем предложить несколько технологий интерактивного обучения, достаточно широко применяемые нами на уроках:

Технология «Групповой рассказ» реализуется двумя способами. Во время первого способа, каждый учащийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Второй способ хорошо подходит для отработки темы «Вопросительные слова». Учитель задает вопросы в определенном порядке, каждый участник процесса пишет ответ, складывает лист бумаги так, чтобы никто его не видел и передает соседу. Движение происходит по кругу. Таким образом, в конце получаются сразу несколько неожиданных рассказов.

Технология «Брейн-ринг» очень хорошо подходит для уроков- обобщения изученного материала. Содержательное наполнение раундов может быть абсолютно разнообразным, и охватывать такие разделы как лексику, грамматику, чтение, аудирования и письмо. Данная технология требует серьезной подготовительной работы, которая включает в себя: выбор темы, составление задания, создание презентации, продумывание вопросов на внимание, заготовка бланков ответов, дипломов. В начале игры происходит выбор жюри, разделение учащихся на команды. Каждый раунд длится 3 минуты, после чего, ответы сдаются в жюри в письменном виде. Правильность ответов проверяется и обсуждается после каждого раунда, а затем задается серия вопросов на внимание, что тоже приносит дополнительные очки командам.

В нашей педагогической практике, хотим отметить, что продуктивность опыта заключается в возможности использования на уроках различных форм игровой технологии, способствующей повышению мотивации учащихся по изучению английского языка. Проблемы стимулирования иноязычной речевой деятельности с использованием занимательных материалов и игровых приемов обучения помогают лучше усвоить учащимся материал.

Игра является мощным стимулом к овладению языком. Существуют два вида игры на уроке: учебная и коммуникативная игра. Учебная игра воспитывает культуру поведения общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом, а ее умелое использование на уроках вызывает у учащихся готовность и желание играть и общаться.

В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целым классом, при этом участники должны иметь возможность свободно продвигаться по комнате.

В нашей педагогической практике мы использовали различные игры, самыми эффективными для развитие ассоциативно-образного и критического мышления, оказались следующие игры:

Игра «Я знаменитый» или « I’m famous» далеко не новая и известна практически всем с незапамятных времен как одна из простейших и увлекательных игр. Но новое дыхание этой игре, по правилам очень схожей с популярной игрой «ассоциации», предал фильм Квентина Тарантино. Эта игра поможет учащимся тренировать структуру общих вопросов ‘ Is he a doctor? в различных временах английского глагола, а также кратких ответов на них Yes, he is. У учащихся развивается логическое мышление, память.

«Элиас» — это командная игра или « Alias », задача которой заключается в том, чтобы объяснить слова своим товарищам по команде другими словами, используя, например, синонимы, антонимы и подсказки так, чтобы члены вашей команды смогли отгадать как можно больше слов прежде чем истечет время. Чем больше слов отгадала команда, тем больше она сможет сделать шагов вперед на игральной доске. Таким образом, разнообразие методов на уроке позволит не только развить речевые навыки, но и позволит сделать урок эмоционально-запоминающим, что благополучно способствует памяти и критическому мышлению, а также раскроет потенциал и творчество старшеклассников. Можно сказать, что современные интерактивные педагогические технологии — это огромное количество возможностей, приводящих к мотивации, как к основному двигательному механизму образования и самообразования детей, что и является отображением результата работы целого педагогического и ученического коллектива. Все вышесказанное подтверждается результатами проведенных нами уроков в школе на старшем этапе обучения.

Литература:

  1. Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа [Текст]: методическое пособие / Н. Д. Гальскова, 3.Н. Никитенко. — М.: Айрис-пресс, 2004. — С. 190 [1]
  2. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: пособие для студентов педагогических ВУЗов и учителей. — 3-е изд / Е. Н. Соловова. — М.: Просвещение, 2005 –С. 170 [2]
  3. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. — М.: «Смысл», 2003. [3]
  4. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы / В. К. Дьяченко. — М.: Просвещение, 1991. — 192с. [4]
  5. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения педагогике [Текст] : учеб. пособие / С. С. Кашлев. — Минск: Изд-во: Выш. школа, 2004. — 176с. [5]
Основные термины (генерируются автоматически): интерактивное обучение, иностранный язык, учащийся, интерактивный подход, образовательный процесс, урок, английский язык, говорение, игра, педагогическая практика.


Задать вопрос